Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дума (Болгария): неужели в Болгарии не было фашизма?

Отрицание фашизма сегодня — это неофашизм, часто замаскированный под крайний национализм

© Фото : German Federal ArchivesЖители Вены приветствуют Адольфа Гитлера, 1938 год
Жители Вены приветствуют Адольфа Гитлера, 1938 год - ИноСМИ, 1920, 30.11.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все чаще общественное мнение Болгарии, а также научная и специализированная литература по истории, политологии, философии и другим общественным наукам, отрицает существование фашизма в Болгарии. Соответствует ли это действительности, разбирается автор статьи.

В этом году исполняется 80 лет со дня принятия болгарским парламентом в первом чтении (20 ноября 1940 года) фашистского «Закона о защите нации» (ЗЗН). Его прототипом был аналогичный закон в фашистской Германии.

Все чаще общественное мнение Болгарии, а также научная и специализированная литература по истории, политологии, философии и другим общественным наукам, отрицает существование фашизма в Болгарии. Каждую статью или пост о фашизме в Интернете сопровождают оскорбления и ненормативная лексика. Чаще всего это делают специально нанятые тролли — за какие-то копейки они пишут под разными никами. Но также в Интернете есть пользователи, которые априори отрицают существование фашизма — по незнанию и терминологической путанице. Вот отрывок из моей статьи «Грубая фальсификация болгарской истории»: «В Болгарии не было фашизма… фашизм был в Италии… Из этого следует, что статья — фальшивка. Во времена Гитлера Германия была национал-социалистической страной… так называлась его партия… поэтому их сокращенно называют нацистами».

Фашизм (итал. fascism, от fascio — союз, объединение) имеет три основных проявления: крайне правая, националистическая и антигуманная идеология; радикально-экстремистское националистическое политическое движение; политический режим — открытая террористическая диктатура. Основные черты фашизма: радикальный национализм (ксенофобия, шовинизм, расизм и антисемитизм), подчинение всего интересам нации, объединение нации при отсутствии классовой, политической и профсоюзной оппозиции и борьбы (однопартийная или беспартийная система); этатизм (государство превыше всего, все в государстве); тоталитаризм, террор и насилие; антилиберализм и антидемократизм; антикоммунизм; демагогическая пропаганда, ограничение свободы слова и цензура; милитаризация общества и т.д. Главное в фашизме — это радикальный национализм, тоталитаризм (все контролирует государство), террор и насилие. Цель — возрождение нации, ее объединение и мобилизация для достижения национальных идеалов и интересов, независимо от используемых методов.

В период с 1920 по 1945 год в Европе доминировали три политические системы: либерализм, социализм и фашизм

Главное для либерализма — защита интересов капитала (богатых), для социализма — рабочего класса и трудящихся (бедных), а для фашизма — защита нации как ценности, стоящей выше личностей, и национальных интересов.

Среди болгарских политологов, философов и историков наблюдается тенденция отрицать существование фашизма в Болгарии в прошлом. Есть два подхода к определению наличия или отсутствия фашизма. Первый (непродуктивный) подход — это сравнение с неким эталоном фашизма, прежде всего с национал-социализмом в Германии. В этом случае при отсутствии некоторых нацистских характеристик в болгарских условиях существование фашизма в Болгарии отрицается. При втором подходе учитывается проявление не всех, а наиболее существенных черт фашизма. В каждой стране фашизм имел свои особенности и характерные признаки, но были и общие черты.

«Фашизм — понятие родовое» (проф. И. Баев). Оно описывает общие существенные признаки фашизма как политического явления. Фашизм как общее (родовое) понятие не может существовать отдельно от конкретных видовых отличий фашизма. Родовое понятие включает не все черты видовых понятий (итальянский фашизм, национал-социализм, фалангизм, монархо-фашизм и др.), а только общие характеристики, присутствующие во всех видовых понятиях.

Фашизм в отдельной стране имеет специфичную, уникальную форму

Как отмечает Пальмиро Тольятти, «даже в одной стране фашизм в разное время имел разные формы». Его позицию разделяет другой известный итальянец — Умберто Эко: «Фашистская игра может принимать различные формы, однако название игры не меняется», потому что «даже если удалить из итальянского фашистского режима один или несколько аспектов, он все равно продолжает узнаваться как фашистский. Устранив из итальянского фашизма империализм, получаем Франко или Салазара. Устраняем колониализм — выходит балканский фашизм».

В мире нет единой матрицы фашизма, с которой можно было бы сравнивать его особенности в отдельных странах. Признаки фашизма в Италии и Германии не совпадают. Это не означает, что Италия или Германия не были фашистскими государствами. Большинство сравнений в Болгарии с итальянским фашизмом или немецким национал-социализмом часто сосредотачиваются на отдельных особенностях, а не на основных чертах фашизма. Фашизм как политический режим и политическая система характеризуется набором черт, которые делают его фашизмом. В разных странах могут быть лишь отдельные проявления, однако главное, общее для всех признаков, остается. Так было с Болгарией — нет правящей фашистской партии (но есть ряд фашистских партий и движений в парламенте), нет собственного фюрера или дуче. Но это не отрицает существования других основных черт фашизма, среди которых радикальный национализм, антилиберализм, антикоммунизм, ксенофобия и расизм, террор и насилие, милитаризм, демагогия.

Ксенофобия — типичный признак фашизма, в разных вариантах фашизма имеющий разное воплощение — расизм, ненависть, преследование и репрессии против представителей другой национальности. В Германии, Хорватии и Болгарии был антисемитизм. В Германии также была славянофобия, но ее не было в Болгарии и Хорватии — славянских государствах, населенных славянами. Однако в этих странах наблюдался антисербизм.

В Болгарии ксенофобия проявлялась, как и в Германии, в основном в форме антисемитизма

Он вспыхнул после принятия ЗЗН. В Болгарии, как и в Германии, антисемитизм был напрямую связан с радикальным национализмом. В ходе дискуссии о принятии ЗЗН в 25-ом Народном собрании (созыв болгарского парламента, работающего с 15 по 20 ноября 1940 г.) были приняты многочисленные меры против евреев и масонов. Мотивировка была сверхнационалистическая: например, в мотивировке заявителей (Дочо Христова, Д. Андреева, Дени Костова и Ат. Попова) пропагандируется устранение «любых элементов, чуждых его национальности, когда он, народ, перестает с энтузиазмом относиться к любым интернациональным (т.е. коммунистическим) и космополитическим (т.е. либерально-демократическим) идеологиям», чтобы выступить с «великим и священным лозунгом национального эгоизма». Права евреев отрицаются, права есть только у болгар. В своем выступлении Крум Митаков — основатель и лидер крайне правой фашистской организации «Союз болгарских фашистов», раскрыл цель своей партии — «сделать Болгарию великой», «возродить Сан-Стефанскую Великую Болгарию». А также «свести к минимуму гражданские и политические права еврейской расы в Болгарии». Он определял евреев как «заговорщиков», «паразитов» и «всякий сброд».

В полной мере фашистский характер ЗЗН проявился в речи министра здравоохранения и внутренних дел Петра Габровского. Ее опубликовали в виде брошюры и распространили по всей стране. Центральное место в ней занимают нация, национализм, болгарское национальное сознание — «оно у болгар в крови, это сила болгарщины (т.е. совокупности всех черт, присущих болгарскому народу — самоощущение, обычаи, нравы, культура, язык — прим.пер.). Эта речь защищает другой признак фашизма — этатизм: государство — это не только политическая, но также экономическая, культурная и социальная организация. Хорошо известно, что вмешательство государства во все виды деятельности — это проявление тоталитаризма (признак фашизма); общий интерес стоит выше личного, потому что только через него «может быть развитие, может быть прогресс». В речи также есть и антисемитизм, оправдывающий принятие ЗЗН. Габровский утверждал, что евреев объединяет «общий национальный фанатизм». Как министр он выступал против интернационализма и космополитизма. Вот еще несколько основных черт фашизма — антилиберализм и антидемократизм, а также антикоммунизм. Он утверждал, что «либерализм… это национальная религия еврея… это его национальная черта».

После принятия ЗЗН было принято еще семь законов против евреев, была создана специальная Комиссия по делам евреев, евреев массово принудительно переселяли в провинцию из крупных городов (больше всего из Софии — было выселено около 20 тысяч евреев). Евреев, живущих в центральных районах некоторых городов, также массово переселяли и запрещали им появляться в центре. Их отправляли на принудительные работы в трудовые отряды, а имущество конфисковали, они носили желтые значки и были обязаны писать на дверях своих домов, что тут живут евреи, а евреев из Западной Фракии и Македонии отправляли в лагеря смерти в Польше и т.д.

Для миллионов простых людей, живших в Болгарии во время гражданской войны 1923-1944 годов, фашизм и фашисты были. Были и долгая антифашистская борьба, и победа антифашистского Отечественного фронта Болгарии. Сегодня не говорят об участии Болгарии во Второй мировой войне, о бомбардировках болгарских городов, партизанском антифашистском движении, массовом фашистском терроре. В Париже при заключении мирных договоров (1947 г.) Болгарию считали фашистским государством — сателлитом нацистской Германии. Однако в стране происходили многочисленные убийства партизан, коммунистов и ремсистов (членов Рабочего молодежного союза Болгарии — прим.пер.), были убиты сотни несовершеннолетних, тела убитых молодых болгар оскверняли…

Отрицание фашизма говорит только о возрождении фашизма в новой форме — о неофашизм, часто замаскированном под крайний национализм.