Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Der Standard (Австрия): архитекторы из Coop Himmelb(l)au проектируют оперный театр для Крыма

Венские архитекторы ходят по тонкому льду. Хотя, по мнению экспертов, проект и не противоречит санкциям ЕС, но все равно вокруг него поднялось много шума

© Coop Himmelb(l)au / Перейти в фотобанкПроект оперного театра в Кемерово от Coop Himmelb(l)au
Проект оперного театра в Кемерово от Coop Himmelb(l)au
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нарастает волна критики в адрес венского архитектурного бюро Coop Himmelb(l)au, проектирующего театр в Севастополе. За работу в Крыму архитекторам уже угрожают, сообщает Der Standard. Эксперты подчеркивают, что правовых оснований осуждать этот проект нет, но не обходится без оговорок об «этике».

Можно ли архитектору строить тюрьмы? А километровые стены на границе с Мексикой? Или олимпийские стадионы для китайского правительства, не соблюдающего права человека и занимающего в мировом рейтинге свободы прессы четвертое место с конца? Эти деликатные вопросы занимают сейчас как средства массовой информации, так и строительную отрасль.

В центре внимания — проект, который венское архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au делает для Севастополя — города, находящегося на аннексированном Россией в 2014 году полуострове Крым, по заказу российского Фонда «Национальное культурное наследие».

Конкретно речь идет о крупном начинании, который многие эксперты называют визитной карточкой Владимира Путина в области культуры, а именно о строительстве четырех оперных театров во всех четырех сторонах света в России. Coop Himmelb(l)au проектирует комплексы в Кемерове (север) и Севастополе (юг). По сведениям архитектурного бюро, двумя другими проектами занимаются архитекторы из норвежского бюро Snøhetta (Калининград за западе) и нью-йоркского Asymptote Architecture (Владивосток на востоке). Эти две компании отказались дать нам комментарий.

Волна критики нарастает

Проекты по заказам автократических и тоталитарных систем всегда критиковались в архитектурной среде. Но в данном случае масштаб протестов постоянно нарастает, дело доходит даже до угроз насилием в отношении архитекторов. Причина — в резолюции ООН 68/262, согласно которой аннексия Крыма не признается, а Республика Крым рассматривается как автономная часть Украины. В 2014 году ЕС ввел санкции, которые, помимо прочего, распространяются на технические услуги в области строительства и инженерии.

Вольф Прикс (Wolf Prix), основатель и партнер бюро Coop Himmelb(l)au, которое проектирует для Севастополя культурный кластер с оперным театром, балетной школой и академией искусств, отказался обсуждать последние критические заявления. Но ранее он отметил, что образовательные учреждения из санкций исключены, а объекты культуры не обязательно под них подпадают.

«Не очень удачное начинание»

В регламенте ЕС 692/2014, абзац 2с, который можно найти, например, на сайте Экономической палаты Австрии (ЭПА), также есть неясности, допускающие разные толкования. «В отношении товаров границы очень четко определены, — сказал Рудольф Лукавски (Rudolf Lukavsky), внешнеторговый представитель ЭКО в Москве, в ответ на наш запрос, — а в сфере услуг серая зона больше, поэтому вопрос о применении санкций каждый раз приходится решать на основе конкретных фактов и материалов».

Этого делать не нужно, возражает ему Герхард Манготт (Gerhard Mangott), эксперт по России и профессор международных отношений в университете Инсбрука: «Никаких положений о сооружении объектов культуры в санкционных решениях не содержится. Может, действия бюро Coop Himmelb(l)au и противоречат политическому духу санкций ЕС, но правовых положений они не нарушают. По моей оценке, такой объект может быть построен. Однако я считают этот проект не очень удачным начинанием компании».

По мнению Манготта, если юридически ничего предпринять нельзя, то в ход идет такой инструмент, как «общественное осуждение».

Путин как партнер

А оно обрело в последнее время внушительные размеры. Архитектор Прикс не просто получает угрозы — его даже обзывают «пособником геноцида» и «нарушителем международного права». В беседе на онлайн-портале immo7 посол Украины в Австрии Александр Щерба сказал: «Так поступать нельзя. Мир должен узнать, что в этом деле у Coop Himmelb(l)au может быть только один партнер, и это Путин. Ведется работа над тем, чтобы это не осталось без последствий». Посол намерен привлечь всех дипломатических представителей Украины к тому, чтобы венское бюро попало под санкции.

На самой Украине, считает Габриеле Хазельсбергер (Gabriele Haselsberger), экономический представитель ЭКА в Киеве, к этому делу относятся спокойнее: «Эта тема уже десять дней муссируется в ведущих газетах. Они написали о начале разбирательства и выразили четкое мнение, что данный проект противоречит санкциям ЕС. Но сообщения по этой теме носят деловой характер, указывается на то, что речь идет о частной фирме. Никаких негативных сообщений об Австрии, связанных с данным делом, нет».

Громко заявить

«В принципе, на то, чтобы архитекторы работали и в проблематичных политических контекстах, возразить нечего», — говорит Штефан Трюбе (Stephan Trüby), профессор теории архитектуры в Университете Штутгарта и автор недавно опубликованной книги «Правильные пространства». Но, как он сказал далее, нужно иметь мужество в таких случаях громко заявить: «Вопрос в том, пользуется ли всемирно известный архитектор своим влиянием в области культуры, чтобы сделать политическое заявление. В идеале он должен стать рупором общественного мнения». В данном случае, как считает Трюбе, Coop Himmelb(l)au этого пока не сделало.

Архитектура — это искусство или сфера услуг? Культурный факт или носитель идеалистических символов? По этим вопросам часто ведутся споры, и вот вновь приходится искать ответы на них.

Начать строительство планируется в начале 2021 года.

Комментарии читателей

Hagra

Престиж важнее этики… Деньги, слава и многое другое мешают этическому поведению.

Но если объекты культуры не подпадают под санкции, то с правовой точки зрения все в порядке, а такое здание принесет и престиж, и тем более паблисити…

Socratis Discipulus

Однажды я удостоился чести присутствовать на интервью с Вольфом Приксом. Он мыслил и выражался такими высокими художественными и архитектурными категориями, что я иногда не мог понять ход его мыслей. У меня создалось впечатление, что политика играет для него третьестепенную роль. То есть он делает этот проект не как политическое заявление, а потому что тот привлекает его сам по себе. Но это моя субъективная оценка, а плохо это или хорошо, неизвестно. У меня ясного ответа нет.

Lahmeente

Чисто визуально проект выглядит классно. Как хрустальный дворец. Было бы хорошо, если бы искусство и культура сближали людей.

ivan2000

Я в ужасе, и мне стыдно за Австрию, Европу и искусство! Насколько алчным нужно быть, чтобы сотрудничать даже с такими типами, как Путин!

H Tuttle

Российская диктатура уже давно вырастила в Австрии свою «пятую колонну»: АПС (Свободная партия Австрии). В этой стране с латентными антидемократическими тенденциями и гражданами, послушными вождям, видят удобную площадку для того, чтобы саботировать единство ЕС и беспрепятственно продолжать гибридные войны с соседними странами. Этому же служит и раздача таких пропагандистски действенных подрядов.

metro25

С удовольствием посмотрю во время следующего отпуска в Крыму, как продвигается стройка.

2rainer

Русская архитектура была когда-то в авангарде, ею восхищались во всем мире. Разве сейчас там нет архитекторов, которые были бы способны осуществить такие важные проекты? Не могут себе этого представить. Жаль, что упускают шанс показать миру что-то новое.