Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Al Jazeera (Катар): как сердце из насоса для перекачки крови превратилось в символ любви?

Регионы России. Крым - ИноСМИ, 1920, 14.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Греческие и римские философы, как и древние египтяне, считали сердце крайне важным органом. Последние вытаскивали сердца из мумий и хранили их в сосудах из алебастра. Аристотель верил в строгую иерархию тела, где сердце — связующее звено. Но как насос для перекачки крови превратился в символ любви? Этот вопрос исследовал автор «Аль-Джазиры».

Со временем сердце из центра жизни превратилось в символический дом для души. Древние египтяне верили в важность человеческого сердца. Они вытаскивали сердца из мумий и хранили их в сосудах из алебастра, чтобы впоследствии их можно было взвесить в загробном мире на весах Истины: на одну чашу весов клали сердце, на другую — перо богини Маат. Считалось, что они определяли судьбу человеческой души.

Греческие и римские философы, как и древние египтяне, считали сердце крайне важным органом. Древнегреческий философ Аристотель, живший в IV веке до нашей эры, считал, что сердце поддерживает жизнь и занимает главное место в нервной системе. По его словам, сердце сильно влияет на чувства человека и его взаимодействие с окружающим миром.

Паула Финдлен, профессор истории науки и медицины в Стэнфордском университете, считает, что речь идет не только об анатомии и физиологии, но и о культурных традициях. По ее словам, такие философы, как Аристотель и Гален, верили в строгую иерархию тела. Они были убеждены в том, что гениталии, печень и пищеварительная система тесно связаны с телом, в то время как мозг — это вместилище разума и логики, а сердце —связующее их звено. Расположение сердца подтверждает эту гипотезу, поскольку оно находится между печенью и мозгом.

Вместилище души

Идея о том, что «сердце — это вместилище души» приобрела религиозное значение в Средние века, когда люди верили, что добро и святость проявляются в теле, и особенно в сердце. Когда «святые» люди умирали, одним из первых шагов (помимо составления записей о приписываемых им чудесах) было вскрытие их тел, чтобы найти в них признаки святости.

В 1308 году, когда умерла итальянская монахиня Клэр Монтефалько, ее тело подверглось аутопсии. Легенда гласит, что на сердце монахини нашли небольшие религиозные символы, подтверждающие ее святость. К XVI веку физические признаки святости отступили перед идеей о духовных религиозных символах.

В эпоху Возрождения европейские ученые добились больших успехов в понимании сердца, отчасти благодаря анатомии. Леонардо да Винчи сделал подробные анатомические рисунки и создал стеклянную модель сердца, чтобы лучше понять его функции, и в результате он пришел к выводам отличным от суждений Аристотеля и Галена.

В 1628 году знаменитый английский врач Уильям Гарвей опубликовал трактат о работе кровеносной системы, который произвел фурор в медицинских кругах.

Как сердце стало символом любви?

У древних римлян было любопытное, хоть и ошибочное, поверье: они верили, что от безымянного пальца левой руки до самого сердца проходит артерия. Несмотря на ошибочность этого предположения, заблуждение сохранилось. В Средние века во время церемонии бракосочетания жених должен быть надеть кольцо на безымянный палец невесты. Кстати говоря, отсюда ведет свое начало традиция надевать обручальное кольцо на безымянный палец.

В XII и XIII веках менестрели во Франции прославляли любовь, которая требовала от мужчины отдать свое сердце и преданность одной единственной женщине. Невероятная популярность подобных песен и поэзии, возникших во Франции, быстро распространилась, и вскоре проникла в Испанию, Португалию, Италию, Венгрию, Германию и Скандинавию. И каждая из этих стран создала собственные вариации на извечную тему.

В 1344 году появилось первое известное изображение сердца как канонического символа. Его можно увидеть во французской рукописи под названием «Роман об Александре», написанной Ламбером-ле-Тортом. Эта рукопись, украшенная невероятным количеством рисунков, считается величайший средневековой иллюстрированной книгой.

Сцена с изображением сердца появляется на странице, украшенной птицами и деревьями. С левой стороны можно увидеть женщину, поднимающую сердце, которое она предположительно получила от мужчины, стоящего перед ней.

Она принимает подарок, а он касается своей груди, указывая на место, из которого сердце было вырвано. После этой иллюстрации во Франции произошел настоящий бум изображений данного символа.

В течение XV века изображение сердца распространилось по всей Европе, приняв различные, подчас неожиданные, виды. Сердце появилось на страницах рукописей, брошах, подвесках, игральных картах, гребнях, деревянных сундуках, местах захоронений и гравюрах. При этом символ сердца не всегда был связан только с любовью.

Происхождение символа

«Мы видим эту форму на тысячах древнегреческих керамических изделий, но символ сердца, который мы знаем сегодня, восходит к Средневековью и эпохе Возрождения. То, что мы видим — абстрактная версия листа плюща. Кроме того, вазы в форме сердца часто предназначались для питья или хранения вина», — сказал профессор Питер Стюарт, руководитель Центра исследования классического искусства Оксфордского университета.

По его словам, появление символа «сердце» связано с его приятной формой, а также с иконами, на которых сердце было изображено в его нынешнем виде. В частности, он указывает на икону Екатерины Сиенской, которая в настоящее время находится в Музей изящных искусств во Франции.