В приложении Google Фото сегодня хранится 4 триллиона фотографий и видео, принадлежащих миллиарду с лишним пользователей. Даже многомиллионная армия любителей iPhone, iPad и Mac предпочитает этот сервис альтернативе от Apple, потому что там лучше поиск, больше разных функций и дешевле хранение (по крайней мере, до 1 июня). Но если вы являетесь таким пользователем Google Фото, последние признания компании о сборе данных и продолжающаяся блокировка ключевой функции конфиденциальности Apple должны стать для вас серьезным предупреждением о том, что пора переходить на что-то другое.

После очередной недели сенсационных новостей о сборе данных компанией Facebook с лицемерными уведомлениями о функции защиты от отслеживания App Tracking Transparency и жестокого напоминания Signal о посягательстве на наши данные не стоит забывать о том, что Google — это намного более крупная империя данных, сформировавшаяся в пору золотой лихорадки цифрового маркетинга.

После неловкой задержки компания поставила метки конфиденциальности на все свои крупные приложения из App Store компании Apple, включая Google Фото. Подобно Gmail, Chrome и Карты, Google Фото существенно отличается от своего эквивалента производства Apple.

Как всегда, поражает огромный объем данных, которые может собирать Google Фото (согласно заявлению компании). Google подчеркивает, что метки конфиденциальности приложений показывают все возможные данные, которые можно собирать; однако реальный сбор данных зависит от конкретных функций, которыми решит воспользоваться человек. Например, «мы будем собирать контактную информацию, если вы захотите поделиться с кем-то своими фотографиями и видео; а если вы решите приобрести фотокнигу, мы соберем информацию об оплате и сохраним вашу историю покупок. Но если вы решите не делиться фотографиями и не делать покупки, мы не станем собирать эти данные».

Это важно. И этим объясняется наличие кажущихся странностей типа истории покупок и информации об оплате, которые может собирать приложение фотографий. Google также отмечает, что iCloud — это хранилище для контента, связанное с приложением фотографий компании Apple, в то время как Google Фото предлагает не только хранение фотографий, но и другие функции.

Но здесь также диаметрально противоположный подход к конфиденциальности, который в конечном счете сводится к доверию. Apple обещает, что конфиденциальность пользователя для нее — прежде всего, и это стало одним из уникальных коммерческих доводов компании. Такое обещание весьма достоверно, потому что компания Apple делает продукты. Если вы не станете покупать ее устройства и сервисы, она ничего не заработает.

У Google все по-другому. Большую часть денег компания зарабатывает на продаже доступа к вам, показывая вам рекламные объявления. Чем специфичнее и целенаправленнее эти объявления, тем выше вероятность, что вы откликнетесь и сделаете покупку, и тем больше денег Google сможет заработать на своих клиентах, показывая им эту рекламу. Все, о чем мы сейчас говорим в плане конфиденциальности, сводится к этой простой посылке. Вот почему Safari блокирует трекеры, а Chrome испытывает путаную и несовершенную технологию FLoC в попытке поддержать свою машину целевой рекламы.

Google объясняет это так: «Если вы смотрите на Ютьюбе видео о выпечке, вы можете увидеть больше рекламы, относящейся к выпечке, просматривая интернет. Мы можем также использовать ваш IP-адрес, чтобы примерно вычислить ваше местонахождение. Таким образом, мы сможем показать вам рекламу близлежащей службы доставки пиццы, если вы начнете поиск по слову «пицца».

Все это звучит довольно безвредно, однако массивы информации, которые собирают о нас компании типа Google и Facebook, намного детальнее. Каждая единица информации позволяет рекламодателю выходить конкретно на ту аудиторию, которая ему нужна. И хотя мы все любим пиццу, тот же самый анализ данных можно применять для оказания влияния на наши мнения и для формирования наших потоков данных в соцсетях, чтобы обеспечить наше проживание внутри наших собственных эхо-камер, чтобы мы дольше находились в онлайне, чтобы мы больше покупали товаров, и чтобы формировать нашу точку зрения.

Каждое приложение, каждая платформа, каждый сервис, помогающий создавать такие профили, просто усугубляет эту ситуацию. Хотя Google и Facebook будут подчеркивать, что метки конфиденциальности, связанные с их приложениями, улучшают их сервисы и наши пользовательские ощущения, они также гарантируют, что доходы от рекламы, превышающие 100 миллиардов долларов, будут и дальше оседать у них в карманах.

Итак, вы можете сформировать точку зрения. Вы можете спросить себя, случайно ли то, что метки конфиденциальности у компаний Google и Facebook в таком беспорядочном и нерабочем состоянии, в отличие от Apple. Здесь надо следить за деньгами. Google и Facebook получают доходы от цифровой рекламы, а Apple зарабатывает на продаже устройств и экосистемы сервисов. Здесь довольно простая арифметика.

С этим метками конфиденциальности есть одна загвоздка. Есть разница между «данными со ссылкой на вас» и «данными без ссылки на вас». Если данные без привязки, разработчик имеет возможность совершенствовать свои сервисы, управлять их характеристиками, отслеживать данные об использовании и даже смотреть на те места, где его приложение используется. Если же данные с привязкой, тогда разработчик может выследить вас по полям данных, привязать к вам эти данные и создать на вас профиль.

Что касается приложений Apple и Google для фотографий, то отличие таких данных без привязки такое же существенное. Apple могла бы здесь кое-что улучшить. А вот Google не привязывает к вашей личности только диагностику сбоя приложения. Подумайте об этом.

Google Фото — это сложная платформа, и есть немало причин, по которым пользователям необходимо делиться информацией с Google, чтобы пользоваться всеми ее функциями в полном объеме. Если вы посмотрите на Chrome, являющийся основным браузером Google, то увидите ту же самую закономерность: слишком много данных, все привязано к пользователю, нет ничего без привязки. Поэтому трудно утверждать, что Chrome коренным образом отличается от Safari (и других браузеров) в плане различий между приложениями фотографий.

Поэтому все действительно сводится к доверию. Руководитель Google Сундар Пичаи заверяет нас, что компания «не использует в рекламных целях информацию из приложений, в которых вы в основном храните персональный контент, таких как Gmail, Диск, Календарь и Фото, и точка». Но даже если мы проигнорируем то, что реклама/маркетинг внесены в политику конфиденциальности Google Фото, надо понимать, что реклама — штука сложная, и она не нуждается в прямой привязке к конкретной деятельности, чтобы расширять профиль, из которого собиратели данных могут извлечь колоссальную пользу.

Google утверждает, что у Apple имеется уникальное преимущество, поскольку она собирает данные из разных источников. Но Google подталкивает своих пользователей, использующих устройства Apple и других производителей, к созданию учетных записей Google. А это значит, что у компании есть возможность хранить данные на пользователей Apple точно так же, как она хранит данные на пользователей Android.

Если вы на одном из своих устройств Apple пользуетесь Google Фото, то вам надо иметь в виду три момента — если исходить из того, что метки конфиденциальности не убедили вас переключиться на другой вариант, несмотря на все эти дополнительные особенности.

Во-первых, существуют серьезные различия в том, как Apple и Google анализируют ваши фотографии с целью классификации и поиска. В приложении Фото компании Apple используются алгоритмы «машинного обучения для организации фотографий прямо на вашем устройстве». Это значит, что аналитическая работа проводится не на серверах iCloud, в отличие от облачных сервисов конкурентов, включая Google.

Конечно, анализ всех этих фотографий, всех этих метаданных позволяет дать больше первичной информации для чрезвычайно важных и всеохватывающих алгоритмов. Такой анализ дает материал для целенаправленной рекламы, позволяет влиять на клики, наращивать профили, а также предоставляет возможность Google и другим компаниям вычислять вас среди миллионов других пользователей, классифицировать вас при помощи искусственного интеллекта, а также строить предположения о ваших возможных действиях и возможных действиях других людей.

Apple предупреждает: «Некоторые сервисы обрабатывают фотографии в облаке, а это дает им доступ к вашим фотографиям. Но мы разработали приложение Фото так, чтобы обрабатывать ваши снимки непосредственно на ваших айфонах, айпадах и макбуках. Надо сказать, что нейропроцессор Apple Neural Engine с чипами A13 и A14 Bionic выполняет свыше 100 миллиардов операций с одной фотографией, распознавая лица и места, причем все это делается исключительно на вашем устройстве. А когда приложения запрашивают доступ к вашим фотографиям, вы можете поделиться не всей библиотекой, а только изображениями на ваш выбор».

Этот последний момент — выпад в адрес Google. Это подводит нас ко второму важному соображению, которое должны учесть все владельцы айфонов, использующие на своем устройстве Google Фото. Когда Apple в прошлом году выпустила iOS 14, пользователи получили возможность делиться с приложениями не всей коллекцией изображений, а лишь выборочными фотографиями и видео. Зачем приложению доступ к воспоминаниям многолетней давности, если вам нужно лишь отредактировать пару фотографий или видео?

Но Google не ограничивает себя, когда дело доходит до владельцев айфонов. Устанавливая Google Фото, вы получаете сообщение о том, что этому приложению нужен доступ ко всем вашим фотографиям. Оно якобы нужно для того, чтобы просматривать, делиться или использовать создаваемые по выбору резервные копии. Но с точки зрения конфиденциальности это сообщение намного яснее. Все или ничего. И тогда вы переносите все эти данные из защищенного хранилища Apple куда-то в другое место.

Всегда помните об этой особенности сбора и анализа данных. Теперь мы переходим к третьему моменту. Когда вы используете фотографии в Google, многие ваши изображения будут содержать спрятанные в файлах данные, которые показывают точное время и место съемки, тип использованного вами устройства и даже настройки камеры. Компания признает, что закладывает в свою аналитическую машину данные стандарта EXIF.

«Мы действительно используем данные о месте стандарта EXIF, чтобы пользователю было удобнее использовать наше приложение, — рассказал мне представитель Google. — Например, мы можем использовать информацию EXIF, чтобы показать снимки вашего путешествия из раздела „Воспоминания" или предложить создать фотокнигу о вашей последней поездке».

Последний момент — это реклама, пусть и неочевидная. Компания Facebook недавно призналась мне в этом. Даже если вы дадите указание своему телефону не сообщать Facebook данные о вашем местонахождении, даже если вы зайдете в настройки Facebook и отключите геолокацию, компания все равно будет «собирать и обрабатывать» данные о вашем местонахождении через EXIF.

Если вы «следите за деньгами», вам будет исключительно просто понять транзакционный характер отношений, в которые вы вступаете, получая взамен все эти «бесплатные» сервисы. Если вы не платите за продукт, то вы сами продукт, и это несомненно. А когда Facebook как бы предполагает, что может взимать с пользователей плату за свои приложения, если они блокируют отслеживание на устройствах Apple, вас просто ставят на место.

Итак, хотя у Google Фото больше функций, чем у соответствующего приложения Apple, вы должны понимать, что здесь есть свои издержки. Но прежде всего надо иметь в виду, что если мы отказываемся от приложений и платформ, ставящих во главу угла конфиденциальность, мы подаем сигнал крупным IT-компаниям, что не собираемся менять свои привычки, и что они могут и дальше сколько угодно собирать данные о нас.

Этот год имеет решающее значение для конфиденциальности. Я не уверен, что ваши данные и ваша конфиденциальность в целом будут лучше защищены, по крайней мере, пока. Но теперь у вас как минимум имеется информация для того, чтобы сделать обоснованный выбор. Решать вам.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.