Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

NV.ua (Украина): 10 великих детективных фильмов, о которых все забыли. А зря

© Paramount Pictures, 1958Кадр из фильма «Головокружение»
Кадр из фильма «Головокружение»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Настоящий детектив — забытое искусство. Украинский автор рассуждает, как обеднел в последние годы жанр детектива в кино. Он перечисляет десять фильмов, которые, по его мнению, можно считать лучшими образцами этого жанра: в списке и классика Голливуда, и европейское кино, и даже корейское и японское.

Настоящий детектив — это настоящее искусство. И с учетом того, как обеднел этот жанр в кино в последние годы, можно даже сказать, что искусство подзабытое.

Вспомните, как год назад все оживились, когда смотрели Достать ножи. Фильм не то чтобы выдающийся, но для любителей классического детектива это был глоток воды в аду.

А все потому, что если вы хотите посмотреть настоящий детектив, то приходится копаться в киноархивах.

Что такое настоящий детектив? На мой взгляд, признаками настоящего детектива являются, безусловно, детективная интрига, а также атмосфера и психологизм персонажей, гарантирующий достоверную подоплеку их действий.

Ведь в настоящем детективе важно не только понять, кто убийца (садовник или дворецкий, ха-ха), но и почему произошло преступление. Для хорошего автора детективная интрига — это лишь костяк, а «мясом» являются мотивация, характеры, судьбы, если угодно.

В качестве иллюстрации приведу список (пусть и не полный) киношных детективов, которые стали лично для меня незабываемым опытом.

Китайский квартал

Режиссер — Роман Полански

1974 год

США


Частный детектив из Лос-Анджелеса принимает предложение загадочной богатой дамы расследовать тайный роман ее мужа.

Распутывая вроде бы тривиальное дело, герой оказывается в центре нескольких скандалов и в финале выясняет жуткую правду о своей клиентке.
Великий фильм великого режиссера. Неспешный, очень нуарный. С нарастающим напряжением. И попросту неимоверными актерскими работами. Собственно, у Джека Николсона других ролей и не было. А вот актриса Фэй Данауэй тут создала просто недосягаемый образ.

Головокружение

Режиссер — Альфред Хичкок

1958 год

США


Разумеется, фильмы Хичкока могут показаться пыткой для современного зрителя, который привык, чтобы кадр сменялся каждые две секунды, а все смыслы разжевывались устами героев по несколько раз за фильм.

Однако, если вы не прочь потратить два часа своей жизни на неторопливый, но бесконечно атмосферный фильм, то Головокружение обязательно к просмотру.
Главный герой — отставной полицейский, одинокий стареющий мужчина, вдобавок, страдающий боязнью высоты.

Однажды бывший коллега подкидывает ему непыльную работенку. Нужно последить за его женой, грустной красавицей, которая просто одержима идеей о суициде.

Третий человек

Режиссер — Кэрол Рид

1949 год

США


Ну и раз я ударился в раритеты, не могу пройти мимо этого классического голливудского детектива о писателе, который приезжает в послевоенную Вену для того, чтобы встретиться со своим старым другом.

Но того накануне убили, и теперь писатель решает найти убийцу.
Одну из ролей в фильме исполняет великий режиссер Орсон Уэллс.

Французский связной

Режиссер — Уильям Фридкин

1971 год

США


Один из моих любимейших фильмов. Заслуженные пять «Оскаров» и актерский прорыв талантливого Джина Хэкмена.

Двое полицейских из Нью-Йорка пытаются раскрыть сеть французского наркоторговца. И постепенно погоня становится столь отчаянной, что герои готовы пойти на любые меры, чтобы раскрыть, каким способом в город попадают наркотики из Европы.
Очень сильный фильм с неожиданным финалом.

У него, кстати, есть продолжение. И, мягко говоря, ненамного слабее.

Воспоминания об убийстве

Режиссер — Джун-Хо Бон

2003 год

Южная Корея


У кого-то из критиков я встретил удивительно меткую характеристику этого фильма. Она звучит примерно так: смотришь и поражаешься количеству отсылок к другим фильмам жанра, но в какой-то момент вдруг понимаешь, что это не отсылки, а оригинал.
Проще говоря, этот корейский детектив о серии изнасилований и убийств в 1980-х стал классикой буквально в момент своего появления. Его включил в список своих любимых фильмов Квентин Тарантино. И его с тех пор последовательно цитируют режиссеры всего мира, снимая свои детективы и триллеры.

А вот простые зрители о фильме зачастую просто не знают. От слова вообще.
Настоятельно рекомендую к просмотру. Это — истинный шедевр.

Дополнительным стимулом к просмотру может стать тот момент, что режиссер Джун-Хо Бон в прошлом году прославился нашумевшими Паразитами.

Зодиак

Режиссер — Дэвид Финчер

2007 год

США


Один из самых недооцененных фильмов талантливого Дэвида Финчера. История о том, как велось следствие по делу маньяка, державшего в страхе Сан-Франциско в 1970-х и нагло общавшегося с полицией через репортеров.

Фильм — для настоящих ценителей жанра. Тут минимум надуманности и театральности. Очень аутентичная и цепляющая история.

Мальтийский сокол

Режиссер — Джон Хьюстон

1941 год

США


И снова прыгнем на полвека назад. Эстетика и шарм Мальтийского сокола остаются непревзойденными и сегодня. Каждый кадр выстроен так, что поневоле ищешь в нем потаенный смысл.

Харизматичные актеры не играют, а буквально живут в кадре. А Хамфри Богарт создает образ, который позже цитировали десятки актеров следующих поколений.

Беглец

Режиссер — Эндрю Дэвис

1993 год

США


В далеких 1990-х этот фильм был дико популярен. Еще на видеокассетах. Да, да, я достаточно стар, чтобы помнить точку проката видеокассет в подземном переходе на Майдане.

Это — определенно одна из лучших ролей Харрисона Форда. И уж точно — лучшая из его поздних работ.

Он играет известного врача, которого несправедливо обвиняют в убийстве жены. Благодаря случайности ему удается бежать, но вместо того чтобы попытаться скрыться в какой-то глуши, он возвращается домой, чтобы найти настоящего убийцу.

По его следам идет следователь службы судебных приставов, который использует потрясающие методы отслеживания беглецов.

И это, кстати, лучшая роль Томми Ли Джонса за всю его карьеру.

Фильм Беглец — просто настоящая классика и идеальный образец жанра.

Напряжение не спадает с первой и до последней минуты. Нет провисающих фрагментов сюжета, ненужных сцен и лишнего пафоса.

Как бы смешно это не звучало, сейчас так не снимают.

Если вы любите хорошие детективы и почему-то до сих пор не видели Беглеца… я вам даже завидую.

Исцеление

Режиссер — Киеси Куросава

Япония

1997 год


История о японском детективе, который расследует цепь загадочных убийств. У каждой жертвы на шее вырезана буква Х, при этом убийцы пойманы и никак не связаны друг с другом.

Все убийцы — законопослушные граждане, которые впервые совершают убийство.
Пока детектив пытается распутать это странное дело, зрителю показывают странного юношу, который страдает от амнезии.

Ему пытаются помочь случайные добрые люди, но каждый, с кем он говорит, через какое-то время совершает то самое ритуальное убийство…

Потрясающий фильм, который совершенно невозможно забыть. Он заставляет задуматься о том, насколько иллюзорно наше восприятие свободы воли.
Нам только кажется, что мы вольны в своем выборе тех или иных действий, но на самом деле наша независимость — лишь иллюзия, мы поневоле становимся частью каких-то более масштабных и важных процессов, которые происходят вокруг.

Не говори никому

Режиссер — Гийом Кане

Франция

2006 год


Экранизация романа американского писателя Харлана Кобена. Действие перенесено во Францию.

Главный герой теряет жену при загадочных обстоятельствах. И спустя семь лет получает по электронной почте линк на уличную веб-камеру. В указанное время на улице появляется женщина, очень похожая на его пропавшую жену.

Талантливый актер Гийом Кане оказался еще и прекрасным режиссером. Фильм получился красивым, местами чарующим, а его темп и наростающее напряжение можно назвать просто эталонными для жанра киношного детектива.

Отдельного упоминания заслуживает великолепная актерская работа Франсуа Клозе. Вы наверняка помните этого актера по чрезвычайно популярному у нас фильму 1+1.

Кстати, книгу Кобена я прочитал после первого просмотра фильма Гийома Кане. И этот тот редкий случай, когда литературный первоисточник ощутимо слабее фильма, который по нему поставлен.