Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нихон кэйдзай (Япония): мобилизация военнослужащих для строительства железных дорог на Дальнем Востоке связана с нехваткой рабочей силы из-за пандемии

© РИА Новости Хамзин / Перейти в фотобанкПоезд идет по Западному участку Байкало-Амурской магистрали в Иркутской области
Поезд идет по Западному участку Байкало-Амурской магистрали в Иркутской области - ИноСМИ, 1920, 10.06.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России собираются привлечь военнослужащих к строительству БАМа. Страна испытывает острую нехватку рабочей силы из-за снижения числа трудовых мигрантов. И проблема настолько серьезная, пишет «Нихон кэйдзай», что правительство обсуждает возможность использования труда заключенных.

Российская государственная корпорация «Российские железные дороги» (РЖД) заявила о привлечении военнослужащих к работам по модернизации Байкало-Амурской магистрали (БАМ), связывающей Дальний Восток с Восточной Сибирью. 

Дело в том, что стала ощущаться серьезная нехватка гастарбайтеров, работающих на стройке, из-за распространения пандемии нового коронавируса. Даже возникла идея использования не только военных, но и заключенных, как это было во времена СССР.

Связующее звено между Европой и Азией

В апреле военнослужащие начали работать на стройке в обширном регионе Амурской области, прилегающем к Китаю. 5-я отдельная железнодорожная бригада, дислоцированная на Дальнем Востоке, строит вторую ветку на 340-километровом участке, находящемся в Амурской области. 

До 2023 года будут привлечены все десять железнодорожных бригад, которые обычно занимаются таким материально-техническим обеспечением, как строительство железных дорог в военных целях и обеспечение обороны. Предполагается, что на модернизацию будет всего потрачено от 2,5 до 3 миллиардов рублей. 

Длина БАМа составляет примерно 4300 километров. Магистраль связывает порт Советская Гавань на берегу Японского моря и город Тайшет в Восточной Сибири. Она идет параллельно Транссибирской магистрали, проложенной от Владивостока до Москвы, поэтому ее даже иногда называют «второй Транссибирской магистралью». 

БАМ и Транссибирская магистраль приобретают все большее значение в качестве основных транспортных маршрутов, связывающих Европу с Азией. В мае 2018 года президент России Владимир Путин поставил задачу сократить время транспортировки от дальневосточного порта до западной границы России до семи дней. 

На обеих железных дорогах ускорены работы по модернизации, в которые вкладываются не только средства «РЖД», но и огромный федеральный бюджет.

Цель модернизации заключается в том, чтобы железная дорога соответствовала возросшим объемам грузов из Китая в Европу. Задача БАМа также состояла в увеличении экспорта угля в Азию. Кроме того, была поставлена цель поднять пропускную способность обеих железных дорог, ведущих к портам и границам, с текущих 120 миллионов тонн до 180 миллионов тонн в год к 2024 году. 

Гастарбайтеры возвращаются домой

Тем временем мировое распространение пандемии нового коронавируса нанесло непредвиденный урон. 

Когда в связи с эпидемией ввели жесткие ограничения на въезд и выезд из страны, гастарбайтеры из Узбекистана, Казахстана, Армении и других бывших советских республик уехали домой. 

В начале 2021 года на стройках и транспортных узлах возникла нехватка кадров. Так проявились слабости российской экономики, зависящей от дешевой иностранной рабочей силы. 

При строительстве БАМа, к которому приступили в 1930-х годах во время СССР, задача состояла в обеспечении несколькими десятками тысяч рабочих. В то время на строительство железной дороги, которая также должна была защищать Дальний Восток от Японии, привлекли солдат и заключенных. 

В 1970-е годы на строительство БАМа отправляли комсомольцев, и наконец-то в 1984 году по ней начали ходить поезда. 

Факт в том, что во времена советского тоталитаризма от народа требовали вносить вклад в национальные проекты. Тем не менее после распада СССР в 1991 году, во времена новой России, возникла беспрецедентная ситуация — масштабная мобилизация военнослужащих для строительства. 

Также обсуждается привлечение заключенных к строительству БАМа

Нехватка рабочей силы настолько серьезна, что в конце апреля газета «Коммерсант» сообщила о намерении правительства привлечь к строительству железной дороги даже заключенных. Судебным органам будет выплачена определенная сумма, чтобы они могли заменить трудовую деятельность заключенных в исправительном лагере работой на стройке.

«Безусловно, важный вопрос, вы всегда его поднимаете, — это вопрос о трудовых мигрантах. Знаю, что это чувствительный вопрос для Таджикистана. Мы все делаем для того, чтобы люди чувствовали себя комфортно, тем более что реально рабочих рук у нас в настоящее время не хватает в целых отраслях экономики», — подчеркнул президент Путин 8 мая в ходе встречи с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном.

В ближайшее время он намерен смягчить иммиграционные ограничения для гастарбайтеров не только ради модернизации БАМа, но и для предотвращения задержки строительства жилых домов и других объектов.