Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
The Telegraph (Великобритания): «Гаражане»: этот документальный фильм о российских мужчинах и их гаражах вряд ли можно назвать веселым

Фильм Натальи Ефимкиной, который мог бы стать весьма любопытной работой о страстных увлечениях российских мужчин или о жизни в далеком городе, оказался абсолютно лишенным жизни

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В СССР, где квадратных метров катастрофически не хватало, гаражи превратились в важнейшее дополнение к жилплощади. Владельцы прятались там от семейных забот, хранили вещи, встречались с друзьями. Живущая в Германии режиссер Наталья Ефимкина посвятила гаражной субкультуре документальный фильм «Гаражане». Британский автор считает, что фильм оказался «абсолютно лишенным жизни».

В одной из первых рецензий на фильм «Гаражане», премьера которого состоялась на немецком кинофестивале, его назвали «занимательным и веселым». Возможно, это был пример немецкого юмора. Потому что этот фильм совершенно не такой. В одной сцене женщина говорит своему больному, страдающему депрессией мужу, сидящему в их унылой квартире: «Кто о нас позаботится? У нас нет дочерей. Нам приходится самим о себе заботиться. Каким-то образом». Вряд ли подобное может вызвать смех у кого-либо.  

В фильме Натальи Ефимкиной — полнометражном и снабженном субтитрами — показаны будни жителей Мурманска, города на северо-западе России. Это становится понятным только тогда, когда мы видим на экране мужчину, отправляющего радиосообщение. Никакого пояснительного текста на экране нет. Фильм называется «Гаражане», потому что все его действие разворачивается в гаражах, которые люди используют в самых разных целях: как столярную мастерскую, для сбора металлолома, для репетиций и записи ужасной музыки. Полагаю, что это эквивалент британских мужчин с их сараями. Ефимкина просто подслушивала разговоры людей, заставляя зрителей самостоятельно догадываться, кто они и чем они занимаются, хотя в фильме есть длинные сцены, в которых вообще отсутствуют диалоги.

«Здесь, в гаражах, кто-то любит пить водку. Кто-то любит мыть машины. Кто-то любит копать», — объясняет один из персонажей. Виктор очень увлекся последним, и с помощью лопаты и ведра он выкопал в своем гараже бункер в несколько этажей — на это у него ушло почти 50 лет. Что касается водки, то она действует на людей двояко: либо заставляет людей пускаться в грустные рассуждения, либо провоцирует пьяные потасовки. Это не то место, которое можно рекомендовать для отпуска. Хотя, когда вы смотрите на эти сараи без окон и водопровода, вы не можете не думать о том, что их можно было бы продать за шестизначные суммы, если покрасить их в яркий цвет и перевезти на пляжи Дорсета.

В фильме есть и несколько душевных моментов. Один молодой человек написал стихотворение о «бесконечном снеге». Действие в фильме тянется очень медленно, и кажется, будто он полностью лишен жизни. Он мог бы стать весьма любопытной работой о страстных увлечениях российских мужчин или о жизни в далеком городе, если бы истории людей были раскрыты должным образом. Зрители так и не узнали, почему одна парочка одевается в старомодную военную форму и разгуливает по округе с винтовками. История священника, который появляется в одной из сцен, тоже остается загадкой.

Сцены в фильме обрамлены довольно элегантно, и создателям фильма удалось передать смену времен года. Иногда камеры сопровождали «гаражан», когда те возвращались обратно в город. Самым ярким пятном оказался местный ресторанчик — «За Полярным кругом» — куда одна парочка пришла на свидание: мужчина пытался впечатлить свою спутницу, рассказывая о своих цыплятах-бройлерах. «Я так хочу поехать в Доминиканскую Республику», — сказала она с тоской в голосе. После просмотра этого фильма вас охватит такое же чувство.