Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Asharq Al-Awsat (Саудовская Аравия): есть ли в мире универсальные ценности?

© РИА Новости Максим Блинов / Перейти в фотобанкПрохожие на Якиманской набережной в Москве
Прохожие на Якиманской набережной в Москве - ИноСМИ, 1920, 11.10.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По мнению известного востоковеда, российская модель сохранения этнического и языкового разнообразия весьма успешна. Однако новым вызовом для общества стал приток мигрантов, чья интеграция проходит не всегда гладко. Вопрос культурной идентичности — палка о двух концах, уверен автор. А масштаб проблемы можно увидеть, если взглянуть на нее шире.

На фоне сложных процессов, происходящих в международном сообществе сегодня, все большее значение приобретает вопрос культурной идентичности. Продвигаются такие идеи и принципы, как уважение культурной самобытности народов, этнических и религиозных групп, прав меньшинств, мультикультурализм, а также терпимость по отношению к носителям других культур. Получают поддержку диалог между представителями разных культур, традиционное искусство народов, идет работа по сохранению объектов культурного наследия, наблюдаются активное сближение культур разных стран и обмен между ними. Это одна сторона медали.

Благодаря революции в сфере коммуникаций люди лучше узнают друг друга. На данном направлении активно работают международные организации — ООН, ЮНЕСКО, Лига арабских государств, Организация исламского сотрудничества, Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры, Организация американских государств и другие объединения. Такую же цель преследует большое количество международных инициатив и проектов, например, Альянс цивилизаций в рамках ООН, деятельность которого получила поддержку стран Ближнего Востока.

Известный арабский политик, дипломат и культурный деятель Гасан Саламе в беседе с Фёдором Лукьяновым, директором по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», рассказал об общем рынке культуры и искусства в арабском мире. Так, благодаря ему, к примеру, набирающая популярность певица в Ливане сегодня уже спустя две недели может прославиться в Марокко. В том же ключе он описывает издательский рынок на Ближнем Востоке.

Кстати, я был рад узнать, что мою новую книгу перевели на арабский язык в Саудовской Аравии, и она привлекла внимание многих читателей в арабском мире. Книжные ярмарки в Абу-Даби, Шардже и Эр-Рияде являются одним из самых мощных инструментов культурного обмена, и я планирую посетить ярмарку в Шардже в начале ноября. Что касается нас, то в России в настоящее время мы активно привлекаем внимание к изучению арабского языка и арабской литературы, и этому помогает повышенный интерес к нему в обществе. Наши коллеги из арабских стран, включая Объединенные Арабские Эмираты, активно помогают нам в этом.

Обратной стороной медали можно назвать нетерпимость и дискриминацию (достаточно упомянуть положение лишенных прав палестинцев), неуважение к культурным ценностям, нарушение прав этнических и религиозных меньшинств, а также навязывание ценностей со стороны государств или организаций в качестве универсальных, в том числе насильственными методами. Все это можно наблюдать в мире в крупных масштабах. В некоторых странах права человека ограничиваются предоставлением неограниченных свобод ЛГБТ-сообществу, включая усыновление детей и поощрение к смене пола среди несовершеннолетних, что неприемлемо для государств, разделяющих иные культурные ценности. Пока западные державы пытались навязать остальным собственные, в том числе неолиберальные принципы, региональные игроки вроде ИГИЛ* и «Аль-Каиды»* насаждали свои псевдоисламские ценности, искажая глубинную гуманистическую суть ислама. И те, и другие потерпели неудачу, ведь какой бы ни была повестка сторонников насилия в попытках разрушить культурные и цивилизационные основы, ставшие плотью и кровью народов, итог всегда будет одним и тем же. Когда речь идет о сохранении идентичности как гарантии безопасности человека и выживания народов и наций, попытка посягнуть на идентичность провоцирует сильнейшее отторжение.

В данном вопросе важную роль играет сохранение культурного наследия. Вспомним невосполнимые потери, которые понесло мировое сообщество, когда варвары из ИГИЛ разрушили бесценные памятники архитектуры и искусства древних цивилизаций Ближнего Востока. Достаточно упомянуть разрушение древнего города Хатра в Ираке или Пальмиры в Сирии. В планы преступников также входило уничтожение египетских пирамид. Не избежали этой участи даже великолепные памятники исламской архитектуры и искусства, в том числе мечети.

Сегодня правительства, а также деятели искусства в арабских странах прилагают большие усилия для сохранения культурного наследия Ближнего Востока, уходящего корнями в доисторические времена. Друзья арабского мира, ценители достижений арабской культуры считают, что арабская идентичность вобрала в себя лучшее из многовекового культурного наследия арабов. Те, кто знаком с арабской литературой и побывал в арабских странах, могут осознать мощь и богатство исторической памяти жителей региона, а также понять их гордость за свою историю. Именно поэтому сегодня приобретает все большее значение работа археологов из стран Персидского залива, Египта, Сирии и Ирака. То же самое можно сказать об арабских музеях и даже театрах, которые входят в число лучших в мире.

Будем надеяться, что террор, пришедший вместе с боевиками «Исламского государства»*, уйдет в прошлое. Тем не менее давайте вспомним историю двух знаменитых статуй Будды (55 и 37 метров), возведенных в VI веке в долине Бамиан в Афганистане. Это памятники индийского искусства времен царства Гандхара, сформированного под влиянием позднего эллинизма. Как известно, 28 февраля 2001 года по приказу муллы Мухаммада Омара бойцы «Талибана»* разрушили статуи, назвав их объектом поклонения язычников. Это событие спровоцировало шквал критики со стороны мирового сообщества, в том числе и стран исламского мира (Пакистан). Министерство иностранных дел Индии назвало данный акт посягательством на культурное наследие не только афганского народа, но и всего человечества. Сегодня мало кто помнит эту историю. Страны внимательно следят за новым правительством талибов, общаются с ними и обсуждают, изменились ли лидеры движения за последние два десятилетия и как их слова соответствуют принятым решениям. Но если бы статуи были на своих местах, уничтожили бы талибы их сегодня? Неудобный для всех вопрос.

Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна, и отличительной чертой ее общества является многоязычие. Родной язык, как и религия, считается составляющей идентичности каждого человека. Право на сохранение родного языка, предоставленное всем народам Российской Федерации, ставится во главу угла через создание условий для его изучения и развития, а также сохранение этнического, культурного и языкового разнообразия. Российская модель в данном вопросе, по мнению абсолютного большинства, очень успешна, что подтверждают посещавшие страну арабские государственные, общественные и духовные деятели. Среди новых проблем, с которыми сталкивается российское общество, — приток в страну большого количества мигрантов, особенно из стран Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан), чья интеграция не всегда проходит гладко. В последнее время местные СМИ сообщают об ограниченных, но порой крайне жестоких столкновениях между крупными группами мигрантов из этих стран, иногда вспыхивающих по бытовым причинам. Пресечена деятельность ряда представителей международных террористических сетей, замаскированных под мигрантов, ведется работа по изменению и совершенствованию российского законодательства с целью облегчения процесса интеграции приезжих и обеспечения их комфортного пребывания в стране.

*Террористическая организация, запрещенная в России.