Фабьен Брукаре (Fabienne Broucaret) рассказывает о том, что сегодня использование сексуального образа спортсменок является одним из немногих способов продвижения женского спорта. Отрывки из книги «Женский спорт: спорт – последний оплот сексизма?» (Le sport féminin, le sport, dernier bastion du sexisme?).

«Курникова изменила манеру подачи женского тенниса в WTA: она сделала ее гламурной, - считает Янник Кошеннеч (Yannick Cochennec). – Кампании WTA на тему «Сильная значит красивая» вращаются вокруг вызывающего влечение имиджа спортсменки и крайней степени сексуализации. Немного печально, что мы пришли к этому, тем более что все сейчас начинают действовать похожим образом». Действительно организаторы турниров сегодня больше чем когда либо делают ставку на внешний вид теннисисток. Так, например, на афишах соревнования в Кань-сюр-Мер уже три года обыгрывается тема гламура. Француженка Матильда Юханссон (Mathilde Johansson) выглядит на них неестественно жеманной. Как отмечает организатор турнира Дени Ануиль (Denis Anouilh), «нужно использовать все оружие, которое у нас есть, чтобы вызвать у зрителя желание прийти». По всей видимости, единственное оружие массового завлечения – это привлекательная внешность спортсменок.

Читайте также: Полиция женственности обрушивается на женщин-олимпийцев

С тех пор многие виды спорта последовали примеру тенниса. Незадолго до Евро-2009 Французская федерация футбола начала рекламную кампанию по продвижению женского футбола с участием четырех спортсменок сборной Франции: Гаэтан Тиней (Gaétane Thiney), Сара Буадди (Sarah Bouhaddi), Корин Франко (Corine Franco) и Элоди Томи (Élodie Thomis) появились в ней не в шортах и футболках и даже не в платьях. Нет, они предстали совершенно обнаженными. Надпись гласила: «Нужно ли раздеться, чтобы вы пришли посмотреть нашу игру?» В 2010 году федерация использовала образ Адрианы Карембе: топ-модель стала послом женского футбола во Франции. В чем была ее цель? Придать сексуальный образ футболисткам, тогда как многие все еще полагают, что «это спорт не для женщин». Немалую роль играют и достижения: результаты француженок на последнем чемпионате мира привлекли к себе внимание СМИ, а телетрансляции позволили поднять популярность этого спорта. «Помимо двух этих привлекших СМИ инициатив, перед чемпионатом мира в Германии федерация также устроила встречу журналистов с футболистками французской команды в Клерфонтене, – вспоминает капитан Сандрин Субейран (Sandrine Soubeyrand). – Мы провели матч, все было хорошо. Мы видим некоторых из этих журналистов на соревнованиях. Мне кажется, что эта акция была интересной, потому что опиралась на футбол, а не нашу внешность».

Для привлечения внимания к женскому спорту сейчас принято пользоваться (и злоупотреблять) сексуальностью и гламуром. Драгоценности, обнаженные плечи, высокие каблуки и макияж - все это уже стало необходимым требованием. Катрин Луво (Catherine Louveau) сожалеет, что «спортсменкам приходится постоянно подтверждать свою принадлежность к доминирующей норме с помощью культурных ухищрений, словно те могут снять с них «вину» за мускулистые, эффективные и, как говорят, даже мужеподобные тела». Такая маркетинговая стратегия вызывает немало споров. Одни видят в ней собрание стереотипов о женщинах, другие – эффективное средство разжечь интерес к их спорту.

Также по теме: Женщины воспринимаются как сексуальный объект. Доказано.


Стартовавшие в 2005 году турниры женской баскетбольной лиги являются тому хорошим примером. Три первые афиши обыгрывали тему «Баскетбол в большом городе» (отсылка к сериалу «Секс в большом городе»). На первой красовалась пара ног на шпильках, на второй - женское тело в облегающей спортивной одежде, на третьей - женщина в раздевалке в платье с огромным вырезом на спине. На афише 2008 года девушка пишет «Open addict» на мускулистом теле мужчины, который держит баскетбольный мяч. Год спустя на ней, наконец, появилась спортсменка. В 2010 и 2011 года пользователи интернета голосовали за тех баскетболисток, которых хотели бы увидеть на афише. «Ну да, здесь все в блестках и розовых тонах, как будто нам и без этого не понятно, что речь идет о женском турнире», – возмущается интернет-пользователь.

Так что же, эта реклама пронизана сексизмом? «Мы просто стремимся к инновациям, – объясняет Тьерри Балестриер (Thierry Balestrière). – Эта афиша очень важна для продвижения турнира. Визуальный ряд является неотъемлемой частью нашей пиар-стратегии. Он должен позволить привлечь внимание СМИ и очень значимой для нас парижской публики, у которой до сих пор нет женской команды высокого уровня». На афише турнира 2012 года, который пройдет 22 и 23 сентября на стадионе «Пьер де Кубертен», снова появится топ-модель. На этот раз она кусает розовый баскетбольный мяч – цвет прекрасно сочетается с ее губной помадой.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.