Сочи, Россия — «Ну наконец-то! — подумал во вторник днем 25-летний канадец Морган Симмс (Morgan Simms), увидев в олимпийском керлинговом центре знакомую вывеску — Пиво!»

«Я был в восторге», — рассказывает он. Однако, русская «Балтика» в жестянках оказалась, как и большая часть продающегося в Олимпийском парке пива, безалкогольной. «Они просто меня дразнят», — уверен Симмс.

Россия, главным предметом экспорта которой многие считают водку, проводит сейчас самую трезвую Олимпиаду на нашей памяти. Есть люди, для которых это стало главным разочарованием Зимних игр. В прошлом году новый федеральный закон наложил запрет на продажу алкоголя на стадионах и спортивных аренах. А в прошлом месяце местные власти запретили торговать спиртным в радиусе 50 метров от некоторых спортивных объектов.

Этот жесткий подход отражает как предпринимаемые Кремлем в последнее время попытки отучить россиян от их легендарного пристрастия к выпивке, так и неприятные воспоминания о пьяных и буйных болельщиках на последних Играх в Ванкувере.

В Олимпийском парке Сочи пиво встречается редко, а водка еще реже. «Мы искали спорт-бар или что-то подобное, но ничего не нашли, — сказала 26-летняя петербурженка Алена Минакова, гулявшая по вторник со своей сестрой-близнецом у конькобежного центра. — Казалось бы, хоть один здесь должен быть».

Также по теме: Какие они низкие, эти разговоры о Сочи

На горных олимпийских объектах, уличных и, соответственно, не подпадающих под ограничения, недостатка алкоголя не ощущается. Во вторник во время соревнований по хафпайпу болельщики пили и алкогольную «Балтику» из банок, и глинтвейн из кружек.

Но вот у Черного моря, где расположены крытые площадки, выпить не так просто. В единственном ресторане в Олимпийском парке есть нормальный бар. Кроме того алкогольное пиво продается в двух местах в киосках Coca-Cola и в одном из ресторанных двориков. Однако безалкогольного пива так много, что настоящее на этом фоне бывает трудно найти.

«У них проблемы с рекламой, — отмечает 27-летняя канадка Эрин Ганье (Erin Gagne). — Мы не знали, что в палатке с кока-колой продают пиво, пока у кого-то не спросили».

Ограничения на продажу алкоголя отпугнули от Сочи потенциальных пивных спонсоров. Heineken было официальным пивом Летних олимпиад в Лондоне и в Афинах, но Зимние олимпиады компания никогда не спонсировала. «Должен сказать, что мы не очень старались стать спонсором Олимпиады в Сочи», — в том числе из-за ограничений на продажу алкоголя, заявил директор Heineken по глобальному спонсорству Ханс Эрик Тейт (Hans Erik Tuijt).



В итоге официальным поставщиком пива для Игр в Сочи стала «Балтика».

Трезвая атмосфера — отход от традиции Игр. В 2010 году пресса много писала о том, как пьяные болельщики куролесили в центре Ванкувера. На Летних играх 2012 года таких проблем не было, но не из-за отсутствия горючего. В Лондоне красное вино и пиво Heineken продавали на всех спортивных объектах кроме одного, принадлежавшего Армии спасения.

Даже штат Юта, отличающийся самым жестким в США антиалкогольным законодательством, ослабил запреты перед Играми 2002 года в Солт-Лейк-Сити, разрешив выпивать в общественных местах, в которых обычно это запрещается.

С Сочи все получилось наоборот. На российских официальных мероприятиях на Играх в Ванкувере водка и виски лились рекой из бутафорских бензоколонок. Однако после неудачного выступления российских спортсменов Кремль полностью запретил и участникам соревнований, и чиновникам из делегации употреблять алкоголь на следующей Олимпиаде, прошедшей в Лондоне через два года.

«Олимпийские ценности несовместимы с употреблением спиртного», — заявил тогда представитель правительства одной из российских газет.

Такое отношение к алкоголю удивляет многих иностранцев, особенно, когда речь идет о мероприятиях, во многих странах ассоциирующихся с выпивкой. «Кто захочет смотреть керлинг на трезвую голову? — спрашивает 27-летний брат Моргана Симмса Скотт Симмс (Scott Simms). — Сразу вам скажу: никто».

У самого Олимпийского парка расположены временные «дома болельщиков», в котором гости из соответствующих стран могут выпить. Скажем, в Канадском доме есть холодильник, бесплатно выдающий пиво Molson— правда, только по предъявлении канадского паспорта. Однако вход в эти дома часто разрешен только людям, связанным с национальными олимпийскими комитетами.

Читайте также: Хлеба и Игр - уроки Сочи

Российские запреты касаются не только спорта. В 2009 году правительство объявило войну алкоголизму в надежде повысить показатели ожидаемой продолжительности жизни, которые в России катастрофически низки (особенно, у мужчин). С тех пор власти успели повысить налоги на спиртное, ужесточить ограничения на его продажу и запретить его рекламировать.

Тем не менее, Россия, по данным Всемирной ассоциации здравоохранения, в 2011 году по-прежнему занимала четвертое место в мире по потреблению алкоголя на душу населения, отставая лишь от Молдавии, Чехии и Венгрии.

Опрошенные нами во вторник в Олимпийском парке россияне в целом поддерживали ограничения, особенно касающиеся водки и прочих крепких напитков.

«Не стоит смешивать водку со спортом», — заметил 24-летний чиновник регионального правительства Иван Полежаев.

«Англичане пьют на стадионах, мы — нет», — заявил 62-летний москвич Александр Калашников, облокачиваясь на пустой киоск с пивными кранами.

Впрочем, некоторые говорили, что хотели бы выпить.

«Немного водки не помешало бы, потому что люди, у которых нет билетов на соревнования, мерзнут на улице», — заметил 40-летний водитель из Башкирии Ильдар Хайретдинов, сидевший за столом в парке.

«Именно немного, чтобы никто не мог купить целую бутылку, — уточнил он. — Если здесь будет много водки, получится плохо».

Сидевшая напротив него 36-летняя жительница Сочи Мэри Каменева пожаловалась, что она стояла очередь за пивом, но в итоге на ее долю осталось только пиво, выпущенное «Балтикой» специально для игр — варево с корицей, ванилью, гвоздикой, имбирем, медом и алкоголем.

Г-жа Каменева сделала глоток и скривилась. «Мне не нравится», — сказала она.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.