Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Брендовая атака Чемпионата мира: у каких китайских компаний так много денег?

© РИА Новости Максим Богодвид / Перейти в фотобанкБолельщики перед матчем ЧМ-2018 по футболу между сборными Колумбии и Польши
Болельщики перед матчем ЧМ-2018 по футболу между сборными Колумбии и Польши
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На улицах – толпы китайских болельщиков: в этом году Китай вошел в десятку стран, жители которых купили наибольшее количество билетов на Чемпионат мира. Во время матчей в поле зрения то и дело попадаются логотипы китайских компаний. В какой-то момент может сложиться впечатление, что это не Чемпионат мира, а китайская суперлига. А все потому, что в ФИФА настали трудные времена.

Во время матчей Чемпионата мира в поле зрения болельщиков то и дело попадаются логотипы китайских компаний. Зрителям из Китая такая атмосфера напоминает их футбольную суперлигу. Скорее всего рекламу китайских компаний разместили в таком количестве из-за недостатка других зарубежных спонсоров.


Существуют разные мнения: иностранных спонсоров отпугнули коррупционные скандалы в ФИФА, Россия не выдержала конкуренции с США и Европой, из-за некоторых затруднений Россия была вынуждена обратиться за поддержкой к Китаю.


И неважно, как смотрит зарубежная общественность на такую концентрацию китайских товарных марок на Чемпионате, в конце концов этот вопрос решает ФИФА, и никто другой.


С другой стороны, хоть китайской сборной и не суждено было попасть на Чемпионат, китайских болельщиков от посещения этого мероприятия было не остановить.


В то время как люди из стран, не попавших на Чемпионат мира, всячески избегают его, китайцы наоборот приезжают и из любви к футболу болеют за самые разные сборные.


За возможность вживую наблюдать красивую игру футбольных звезд, китайцы готовы забыть, что их собственной сборной на Чемпионате выступить не удалось.


Тенденция к увеличению количества китайских болельщиков на Чемпионатах мира, проводимых с 2010 по 2018 годы, поражает. В 2010 году китайцы купили 3300 билетов, в 2014 году 7400, в этом году 40000 билетов (не учитывая 3500 поддельных билетов, проданных компанией ANJI MSK)!


Таким образом, в этом году Китай вошел в десятку стран, жители которых купили наибольшее количество билетов. Болельщики могут натолкнуться на след Китая практически везде, речь сейчас пойдет даже не об отправке в Россию китайских раков: талисман чемпионата, кондиционеры, лифты, телеэкраны, все произведено в Китае. А расположенный недалеко от Красной площади офис радиостанции CCTV не перестает притягивать желающих сфотографироваться китайских туристов и болельщиков.


Стоит заметить, что помимо огромного количества баннеров с китайской рекламой на стадионах, там же всегда присутствует огромное количество китайских болельщиков, что не может не вызвать у зрителей гордость за свою страну. Этому явлению посвящено немало репортажей китайских СМИ.


Интересно, что в иностранных научно-технических и коммерческих СМИ рекламным баннерам на стадионах также уделено немалое внимание, не был опущен иностранными журналистами и тот факт, что большой процент всей рекламы составляют логотипы китайских компаний, о причинах также были высказаны некоторые предположения.


Тайна спонсоров ФИФА


По данным компании «Зенит» (Zenith), спонсорская помощь ЧМ 2018 составила 2,4 миллиарда долларов, доля китайских фирм составляет 835 миллионов долларов, американских — 400 миллионов, а российских — 64 тысячи долларов.


Одним словом, весь спонсорский фонд на треть состоял из денег китайских компаний, а семь из 19 спонсорских мест в ФИФА заняли китайские бренды.


По данным с сайта ФИФА из 17 спонсорских мест семь принадлежит китайским товарным маркам. При этом ссылка идет на два сайта: Living Footbal/FIFA и FIFA. com. Со вторым все понятно, это официальный сайт ФИФА, но что такое Living Footbal/FIFA?


На данный момент ФИФА еще не сделала официального заявления по поводу «Living Football», нам лишь известно, что Международная федерация футбольных ассоциаций открыла в интернете раздел «Мы живем футболом» (We Live Football) для футбольных болельщиков. Здесь важно понять, что это всего лишь культурная программа, а не платформа для размещения рекламы.


В таком случае, кроме двух генеральных партнеров ФИФА, остается еще 15 спонсорских мест, тогда китайских спонсоров становится уже почти половина от общего числа.

 

© РИА Новости Алексей Никольский / Перейти в фотобанкПрезидент РФ В. Путин принял участие в заседании 68-го конгресса Международной федерации футбола (FIFA)
Президент РФ В. Путин принял участие в заседании 68-го конгресса Международной федерации футбола (FIFA)

Дальше речь пойдёт об одном еще более интересном явлении, но сперва изучим систему спонсорства в ФИФА.


Система спонсорства Международной федерации футбольных ассоциаций состоит из трех уровней:


1. Генеральные партнеры ФИФА. Имеют право участвовать в качестве спонсора в мероприятиях, устраиваемых организацией вне рамок ЧМ («Далянь Ванда Груп», Dalian Wanda Group).

2. Спонсоры Чемпионата мира по футболу ФИФА. Могут быть спонсорами только чемпионатов мира и кубков конфедерации («Хайсенс» (Hisense), «Меннью Дейри» (Mengniu Dairy), «Виво» (Vivo)).

3. Национальные спонсоры. Могут спонсировать только некоторые матчи чемпионата («Дайкин» (DIKING), «Люси» (LUCI), «Ядея» (Yadea)).


Несмотря на то, что ФИФА не разглашает размеры спонсорского фонда, приблизительные цифры можно узнать у фирм-партнеров. Итак, денежная поддержка спонсорами первого уровня составляет 180 миллионов долларов, спонсорами второго уровня — 68 тысяч долларов, спонсорами третьего уровня — 20 тысяч долларов.


Стоит отметить, что в прошлом году в системе спонсорства ФИФА произошли некоторые изменения: «национальными спонсорами» раньше могли стать только представители страны-организатора, а сейчас они были переименованы в «региональных», от каждой из пяти частей света может быть по четыре таких спонсора.


Итак, спонсоров первого или второго уровней может быть шесть — восемь, в третий уровень может входить до 20 спонсоров, по четыре от регионов (Европа, Центральная Америка, Южная Америка, Африка, Ближний Восток, Азия).


Не считая двух генеральных партнеров ФИФА, спонсорами третьей категории в основном стали китайские фирмы.


Какие же бренды представлены на третьем уровне? Наверное, все слышали о марке мужской одежды «Дайкин» и об электромотоциклах «Ядея». А чем занимается LUCI? Каким-то видом интеллектуального труда, заинтересовавшиеся могут найти более подробную информацию в интернете.


Все познается в сравнении, обратимся к ситуации за 2014-2018 годы.

 


После сотрудничества в 2014 году пути таких компаний, как «Сони» (Sony), «Эмирейтс» (Emirates), «Континентал Эй-Джи» (Continental AG), «Джонсон&Джонсон» (Johnson&Johnson) и «Харвест Фаед Менеджмент» (Harvest Fund Management), больше не пересекались с Международной федерацией футбольных ассоциаций


По количеству спонсоров разница небольшая. Спонсоров первого уровня набралось установленное количество, спонсоров второго и третьего уровней было на три единицы меньше.


С финансовой же точки зрения, вместе с уменьшением количества спонсоров доходы ФИФА в 2018 году возросли по сравнению с 2014 годом с 1,6 миллиарда долларов до 2,4 миллиарда. Какую же долю составляют деньги китайских компаний?


Поняли в чем дело? Возможно, в этом и заключалась причина реформирования системы спонсорства в ФИФА. Если это действительно так, то реформа оказалась крайне удачной.


В чем же тогда трудности Международной федерации футбольных ассоциаций и как можно спасти положение?


На терпящую бедствие ФИФА обрушилась помощь китайских компаний


Из-за потери многих спонсоров, Международная федерация футбольных ассоциаций, как сообщают многие СМИ, рассматривает две возможные причины.

 

Во-первых, свои собственные ошибки. В 2015 году мир потрясла новость о взятках в ФИФА и аресте нескольких чиновников, включая президента организации Йозефа Блаттера. После такого удара по репутации Международной федерации футбольных ассоциаций многие компании начали беспокоиться, не принесет ли убытки их товарной марке дальнейшее сотрудничество с ФИФА.


Во-вторых, на решение компаний повлиял выбор места провидения чемпионата мира 2018. Россия. Спонсируя чемпионат, компании невольно вкладывают деньги в экономику страны-организатора. Можно представить себе мнение европейских и американских компаний на этот счет.

 


Из-за перечисленных выше причин многие известные бренды отказались от сотрудничества, что подвергло ФИФА угрозе лишиться миллионного дохода. Однако после эффективного реформирования пустующие ниши заняли китайские компании, благодаря чему финансовые показатели не только вернулись в норму, но и повысились на 50%.


Неужели китайские компании готовы раздавать свои деньги просто так? Вовсе нет.


Сейчас многие китайские бренды ориентированы главным образом на внутренний рынок, но передовые компании уже поглядывают в сторону расширения интересов и вывода продукции на внешний рынок. Совершенно ясно, что событие такого высокого уровня, как Чемпионат Мира, — прекрасная возможность для китайских брендов заявить о себе.


Как сообщил коммерческий директор ФИФА Филипп Ле Флок в интервью «Асошиэйтед пресс» (The Associated Press): «При виде непонятных китайских иероглифов у многих голова пойдет кругом». К тому же степень информированности потребителей о брендах «Далянь Ванда Груп» и «Меннью Дейри» очень мала. Но если Китай действительно хочет выйти на внешний рынок, с чего-то ему надо начинать.


На предстоящих матчах зрители будут буквально окружены рекламой китайских брендов. И пусть смеются, пусть смотрят на это свысока, начать путь во внешний рынок стоит определенной смелости.


Заключение


В ФИФА настали трудные времена, Китай изо всех сил пытается протолкнуть свои бренды, ситуация может получиться смехотворной. Если китайские фирмы поймут, что именно им нужно делать и достигнут этой цели, над ними уже смеяться никто не будет.


Надеюсь, что новое руководство ФИФА будет лучше следить за репутацией организации, а на следующем Чемпионате Мира появится еще больше китайских брендов.