Спортивный комментатор Yle, бывший волейболист и тренер по волейболу Тимо Хойвала (Timo Hoivala) удивился в финале Чемпионата Европы тому, что тренер Словении не накричал на своих игроков в решающие минуты добавочного времени матча.

Юха Малинен (Juha Malinen), тренер финской футбольной сборной для игроков моложе 21 года, сообщил, что на Чемпионате Европы ему пришлось наорать на свою сборную, чтобы футболисты взбодрились на отборочном матче против Дании.

В мире спорта можно найти бесчисленное множество примеров агрессивного поведения со стороны тренеров, но даже эти два случая заставляют психолога Марью Кокконен (Marja Kokkonen) встревожиться.

«Страх едва ли может способствовать успехам в обучении. Скорее крики, обзывания и ругань создают такую атмосферу, что спортсмену не удается проявить себя на все сто», — говорит Кокконен.

В безопасной обстановке можно достичь лучших результатов

Марья Кокконен — доктор психологии, которая специализируется на контроле эмоций и умении взаимодействовать.

Она обучает будущих преподавателей физической культуры и тренеров на факультете спортивных наук Университета Ювяскюля.

Сертифицированный спортивный психолог не только читает лекции для тренеров, но и с 2017 года оказывает психологическую помощь спортсменам на соревнованиях.

Вот в чем, по ее мнению, заключается психическая основа хороших спортивных достижений.

«Независимо от ситуации, наилучших успехов можно достичь в безопасной обстановке, в которой человека принимают и в которой можно совершать ошибки», — подытоживает Кокконен.

Крики могут изменить ребенка или подростка

Кокконен подкрепляет свою позицию выводами, основанными на исследовательских данных. Крики тренера только увеличивают неуверенность и подавляют, что ухудшает душевное состояние человека.

В случае с детьми и молодежью крики могут даже повлиять на то, каким человеком вырастет юный спортсмен. Во-первых, речь идет о психических проблемах — травмах, депрессии и поведенческих трудностях, во-вторых, это вопрос воспитания.

«В вопросах жизни вне спорта тренер всегда является для спортсмена образцом для подражания. Любители покричать не дают разумного представления о том, как нужно реагировать на неудачу или как вести себя в случае разочарования. А ведь с такими ситуациями придется столкнуться в жизни не раз», — рассуждает Кокконен.

Очень досадно, что люди часто уходят из спорта из-за поведения тренера.

Из-за ругани большой спорт нередко покидают будущие медалисты и люди с хорошими спортивными данными.

«Можно предположить, что взрослые способны вытерпеть более жесткую критику, чем дети и молодежь. Дети не являются зрелыми личностями и не обладают достаточными опытом и уровнем развития, чтобы различать, говорит ли тренер о них лично или об их спортивных достижениях, — объясняет Кокконен. — Но, с другой стороны, вызов и прелесть командных видов спорта — в том, что сборная полна разных личностей, и у каждого есть своя история и свои способы общения, скажем, с кричащим тренером. Поэтому крики могут оказаться проблемой и для взрослых».

Для тренера ситуация гораздо мучительнее, чем для спортсмена

Спортивный психолог считает, что если тренеру приходится кричать на спортсмена, то это значит, что тренировочный процесс построен неправильно.

«Меня забавляет мысль, что крик — это способ взбодрить сборную. Я так понимаю, что если тренеру приходится „бодрить" сборную криком, то это значит, что у него закончились другие методы воздействия».

С другой стороны, будучи матерью двоих детей, Кокконен хорошо понимает тренеров. Иногда у нее тоже заканчивается терпение.

Тренерам профессиональных спортсменов часто приходится работать под большим давлением.

«Ситуация, в которой находится тренер, гораздо мучительнее той, в которой находится спортсмен: на игру возложены большие надежды, а физически тренер ничего сделать не может».

Когда нужно чего-то добиться, а ты не можешь выйти на поле сам, самоконтроль может подвести, считает Кокконен.

«Другое дело, если тренер придерживается философии, что человеком можно управлять только при помощи крика или что так от человека можно добиться лучших результатов».

Цель не оправдывает средства

Кокконен признает, что на какое-то время крик сможет улучшить ситуацию.

«Спортсмен может разозлиться от криков тренера и захотеть доказать ему, что он на что-то способен. Но тренер не должен рассчитывать, что его крики придадут энергии всем членам команды».

Кто-то может сказать, что в большом спорте важна только победа, и цель оправдывает средства, но в конечном счете готовить здорового спортсмена таким образом нельзя.

«Если, к примеру, команда тренера, который всегда кричит, что-нибудь выиграет, может произойти логическая ошибка в мышлении: мол, успех пришел к команде только тогда, когда тренер кричал и обзывал спортсменов. В таких случаях я задумываюсь, каких успехов добилась бы команда, если бы тренер так себя не вел».

«Никому не нравится, когда его обзывают или публично унижают, так человек не будет показывать лучшие результаты и не будет чувствовать себя лучше», — подчеркивает Кокконен.

Методика тренеров медленно меняется

Может быть, авторитарный стиль руководства можно обосновать поведением альфа-самцов в группах шимпанзе или тем, что спорт напоминает войну? Так или иначе, по мнению Кокконен, методики тренеров мало-помалу меняются.

Существует несколько причин: тренеры «старой школы» уже вышли на пенсию, новое поколение спортсменов требует другого подхода, появились новые результаты исследований, общество меняется…

Кокконен обращает внимание на то, что физические наказания детей были запрещены на законодательном уровне еще 35 лет назад. Обновились и многие другие законы — в том числе законы о равноправии и физическом воспитании.

«Тренеры сообщают, что положительно оценивают свои знания в физических и тактических вопросах, но хотели бы улучшить навыки взаимодействия».

«Тренеры и сами отметили, что крики больше не помогают или что у них есть негативный личный опыт в собственной карьере, связанный с этой темой».

Чувства человека стали важнейшей частью современного мира, и крики в спорте уже не представляются чем-то естественным.

В России финский тренер Вестерлунд заметил, что культура не сможет измениться мгновенно

Обсуждая методы тренеров, важно помнить, что в разных странах и в разных видах спорта есть культурные различия.

Методы тренера по гимнастике Титты Хейккили (Titta Heikkilä) стали в Финляндии настоящим скандалом, но в Восточной Европе или Японии на них вряд ли обратили бы внимание.

Хоккейный тренер Эркка Вестерлунд (Erkka Westerlund) был одним из главных сторонников лояльного подхода в тренировках. Однако методы «профессора хоккея» оказались абсолютно неподходящими для тренировки команды КХЛ «Салават Юлаев» в Уфе с 2017 по 2018 год.

К примеру, Вестерлунд рассказывает в своей книге «Эркка: игра жизни» (Erkka — Elämän peliä), что в российской культуре привыкли к более авторитарному и строгому стилю руководства. Тренер не общается с подопечными, а говорит им или приказывает.

«Это правда, в разных культурах детей воспитывают по-разному, и отношение к этим вопросам отличается. В Финляндии физические наказания запрещены законом, но во многих странах они являются частью семейного воспитания, — сообщает психолог Мария Кокконен. — И все же, несмотря на культуру, эффект от наказаний всегда один и тот же: если ребенку причиняют физическую боль, он начинает бояться».

Кокконен считает, что в случае Вестерлунда у финского тренера было мало времени.

«Культура, которая формировалась несколько сотен лет, не сможет измениться за год-два».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.