Международный валютный фонд будет рекомендовать выделить Украине второй транш кредита в размере $2,8 млрд. Об этом 17 апреля на совместной с Юлией Тимошенко пресс-конференции заявила глава миссии МВФ на Украине Джейла Пазарбазиолу.

Этот кредит Тимошенко, безусловно, может записать себе в актив. И речь идет не только о получении далеко не лишних в данной ситуации средств, в полтора раза больших против ожиданий (как известно, рассчитывали, что второй транш составит $1,8 млрд., но в итоге правительство смогло договориться о $2,8 млрд.), но также об условиях кредитования, оказавшихся не столь жесткими.

Тимошенко сумела применить технику борьбы самбо, когда сила наносимого удара обращается против самого нападающего. Премьер использовала политику 'нагнетания кризиса и паники', проводимую 'регионалами' и Ющенко против ее правительства, в собственных интересах.

Апеллируя к 'масштабам кризиса' и 'неминуемой катастрофе', провоцируемым оппонентами и тиражируемым ими же в лояльных им СМИ, премьер смогла добиться второго транша от МВФ на уникальных и крайне выгодных для нее условиях.

При этом она, безусловно, учитывала тот факт, что МВФ, получив многомиллиардные вливания от G-20, как бюрократическая организация должен будет отчитаться в ближайшем будущем перед кредиторами об использовании этих средств для борьбы с кризисом.

В мире можно по пальцам пересчитать страны, столь подходящие для демонстрации успеха политики МВФ в борьбе с кризисом, как Украина.

С одной стороны, степень падения экономических показателей запредельна, с другой - масштабы требуемой помощи сравнительно невелики по меркам ведущих стран - кредиторов МВФ.

Поэтому МВФ и пошел на условия, крайне выгодные для Тимошенко.

Пусть теперь кто-нибудь скажет, что правительство не знает, что делать с кризисом, и что у него нет антикризисной программы. Как это не знает? Как это нет? А программа сотрудничества с МВФ! А подо что выдан второй транш кредита? А на основе чего миссия МВФ устами Пазарбазиолу заявила, что 'мы с оптимизмом смотрим в будущее, учитывая, что в последнее время была достигнута существенная стабилизация ситуации'?

Второй транш кредита от МВФ - это своего рода 'охранная грамота' для Тимошенко от всех нападок политических оппонентов по части отсутствия антикризисной программы. И Тимошенко наверняка не преминет этим воспользоваться. Мол, МВФ просто так кредитов не дает. И формально она будет права. Как бы кто ни относился к МВФ и его деятельности, но авторитет экспертов фонда даже 'регионалы' не рискнут поставить под сомнение.

Конечно, остается поле для оспаривания условий кредитования или самой необходимости сотрудничества с МВФ. Но критика должна будет носить более серьезный характер, чем, к примеру, в комментарии Виктора Януковича 17 апреля, когда, согласно сообщению пресс-службы ПР, он заявил: Партия регионов 'не против того, чтобы давали кредиты', но 'мы за то, чтобы давали кредиты за как можно меньшие проценты'... Полагаю, все за это. Еще лучше, чтобы кредиты были беспроцентными, а то и вовсе безвозвратными.

Теперь Тимошенко имеет основание заявить: одно из ключевых требований ПР к антикризисной программе не только выполнено, но и перевыполнено.

'Сегодня произошло очень важное, положительное событие для Украины: достигнутые договоренности свидетельствуют о том, что даны достаточно мощные позитивные сигналы относительно стабильности в Украине, относительно платежеспособности Украины. Я убеждена, что это также будет дополнительным сигналом для прихода инвесторов на Украину', - заявила Тимошенко на упомянутой совместной с главой миссии МВФ на Украине пресс-конференции. Премьер также отметила, что ключевой составляющей переговоров с миссией МВФ стало согласование программы поддержки банковской системы Украины и осуществление рекапитализации банков, на которые во время кризиса обрушился наибольший удар.

Действительно, положительное решение МВФ - это важный сигнал. Ведь мировые финансовые институты, рейтинговые агентства, выставляющие суверенные рейтинги страны, от которых зависит стоимость кредитов, инвесторы и т. д., ориентируются на позицию фонда. Теперь облегчается работа правительства с иностранными финансовыми структурами, открываются возможности для привлечения новых займов, в частности, от ЕБРР и Всемирного банка.

Соответственно - увеличиваются шансы премьера Тимошенко по части борьбы с финансово-экономическим кризисом. Преисполняться оптимизмом пока рано, однако уже сейчас есть определенные проблески смены тренда с 'от лучшего к худшему' на 'от худшего к лучшему'.

Предоставление второго транша кредита МВФ усиливает и политические позиции Тимошенко - как текущие, так и на перспективу, включая предстоящие президентские выборы.

Даже такой традиционный критик премьера, как Виктор Ющенко, и тот в интервью британскому The Economist (опубликовано 16 апреля), оценивая нынешнее состояние экономики страны и эффективность антикризисных действий кабмина, отметил: 'Не смотря на то, что первый квартал этого года показывает еще достаточно глубокую тенденцию сокращения объемов и производства, и товарооборота, и торговли, и перевозок, но если взять последние полтора месяца, мы имеем позитивную динамику возобновления деловой активности. Март месяц процентов на десять выглядит лучше февраля... Ощущение такое, что мы уже коснулись дна и что теперь отраслевые и секторальные динамики будут уже позитивными'.

Не приходится сомневаться, любые подвижки, даже малейшие тенденции, свидетельствующие о начале выхода страны из финансово-экономического кризиса, будут использованы Юлией Владимировной для собственного пиара: дескать, она смогла спасти страну и народ от последствий мирового кризиса. А значит - она никакой не 'экономический бездарь и неэффективный госуправленец', а наоборот - едва не 'гений экономики и госуправления', 'спасительница Отечества'.

Но кредит от МВФ не просто облегчает Тимошенко борьбу с финансово-экономическим кризисом. Благодаря относительно выгодным условиям (по сравнению с теми, которые могли быть) он важен - тем паче накануне президентской гонки - в плане более мягкого прохождения текущего сложного периода по отношению к социально-экономическим обязательствам государства перед украинскими гражданами.

Ожидавшегося масштабного секвестра бюджетных социальных программ не будет.

А ведь именно этого требовали (хотя часто и не называли прямо), именно на это раcсчитывали оппоненты премьер-министра, заявлявшие о необходимости принятия изменений в бюджет с целью его 'балансирования' и приведения к 'реалистичному' состоянию. И не случайно в одном пакете с призывами предъявить антикризисную программу находились и требования представить изменения в бюджет.

Тимошенко выдержала 'бюджетное' давление и в итоге выиграла: коррекция госбюджета-2009 будет на основе куда более мягких условий МВФ, чем можно было предполагать.

В частности, МВФ и кабмин согласовали увеличение предельного размера дефицита госбюджета Украины на 2009 г. до 4% ВВП.

А ведь первоначальные требования МВФ, выдвинутые осенью прошлого года и тогда же зафиксированные в программе сотрудничества с фондом, предполагали бездефицитный бюджет-2009! Что, впрочем, не помешало правительству перед Новым годом провести через ВР (а затем и получить подпись президента) бюджет с дефицитом в 3% ВВП. Как известно, этот уровень дефицита был раскритикован со всех сторон, в т. ч. и Ющенко, высказавшем сожаление, что поставил подпись под законом о бюджете.

Ожидания оппонентов премьера были основаны на том, что Тимошенко - под давлением МВФ - будет вынуждена пойти на крайне непопулярные меры. А те должны были дополнительно ударить по ее рейтингам. Но последние события все эти расчеты порушили. 4%-ный дефицит ВВП - тут есть где размахнуться, в т. ч. с 'популизмом'. Если добавить высоко вероятный латентный дефицит бюджета (еще около 3-4%), который всегда умели формировать украинские правительства, - тем более. Кстати, 7-8% дефицита ВВП (официальный плюс скрытый) не будет украинским феноменом. Например, в России дефицит бюджета 7,4% ВВП, в США - 12% ВВП в текущем финансовом году и 8% ВВП в 2010-м финансовом году.

Так что поле для т. н. 'популизма Тимошенко' остается широким. И, конечно, в дальнейшем (в частности, в ходе президентских выборов) Юлия Владимировна раструбит, что прошла кризисное время, практически не сократив социальные выплаты: мол, боролась с кризисом не за счет народа, как этого требовали от нее оппоненты...

Александр Беликов подробно разбирал ситуацию с 'подставой' от президента 14 апреля (? 16 (458) 17.04.2009, 'Такого не ожидал даже МВФ. Нет той цены, которую бы Ющенко не отдал за уничтожение Тимошенко') - когда законопроекты, направленные на возобновление сотрудничества с МВФ, не были поддержаны 'людьми Ющенко' во фракции НУНС.

Действительно, судя по публичным заявлениям, нет в стране иного столь рьяного сторонника сотрудничества Украины с МВФ, как Виктор Андреевич. Скажем, в упомянутом интервью The Economist он указал, что сотрудничество с МВФ - 'это альфа и омега того, что мы называем украинский стабилизационный план'. И тут вдруг...

Но, по нашим сведениям, неголосование ориентированных на президента депутатов было не просто желанием подложить очередную 'свинью' премьеру, уйти от ответственности или продемонстрировать отсутствие коалиции в ВР.

Это только на первый взгляд могло показаться, что Ющенко непоследователен. Вопрос в реальных целях и задачах президента. А главными целями и задачами остаются не 'борьба с кризисом', а опускание рейтинга Тимошенко и устранение ее с властной арены. Для этого, как все понимают, кризис должен продолжаться, а антикризисные меры - носить непопулярный антисоциальный характер.

Согласно данным нашего источника, команда не голосовать за 'эмвээфовские' законопроекты поступила сразу после того, как в СП прознали, что МВФ готов пойти навстречу Кабмину Тимошенко и смягчить требования относительно условий предоставления второго транша кредита. Ибо 'легкие' (пусть относительно) условия кредитования президента ни в коей мере не устраивают.

Вообще история взаимоотношений Украины и МВФ последнего периода неразрывно связана с внутриполитической борьбой и предстоящими президентскими выборами.

15 апреля в ходе совещания в Нацбанке Ющенко фактически дал понять, что и без кредита МВФ Украина вполне в состоянии избежать дефолта и справиться с погашением внешних долгов - как государственных, так и корпоративных.

В частности, передавал 'Интерфакс-Украина', Виктор Андреевич сообщил, что до конца текущего года необходимо осуществить внешних платежей по обязательствам в размере от $22 млрд. до $24 млрд. И уточнил: во II-IV кварталах госсектор должен направить на обслуживание внешних обязательств $2,8 млрд., в банковский сектор - $12,5 млрд. и в реальный сектор экономики - $9,5 млрд. При этом, указал президент, Украина не просто в состоянии выплатить указанные суммы, но валовые международные резервы НБУ на конец 2009 года могут составить $14-14,9 млрд. - даже без учета новых поступлений от Международного валютного фонда! А с учетом поступлений от МВФ уровень международных резервов может составить на конец текущего года $25-26 млрд.

И это далеко не единственное подобное высказывание Ющенко. Например, еще 2 марта на совещании по координации действий всех органов государственной власти и политических сил в кризисных условиях развития экономики президент заявлял: 'Страна имеет 28 млрд. резервов. Если сегодня взять обязательства, которые у нас остались до нового года (около 20-22 млрд.), валютные резервы страны сегодня составляют приблизительно 25 млрд. долл. Если представить, что все обязательства не имеют источников, и их придется покрывать за счет резервного фонда страны, то у нас есть стопроцентный ответ, как покрыть эти обязательства' ('РБК-Украина').

И здесь, как видим, недвусмысленное указание на то, что и без МВФ страна выживет и избежит дефолта.

Так почему же тогда Виктор Андреевич неизменно выступает яростным адептом заимствований у МВФ? В отличие от Тимошенко, которой, безусловно, деньги от фонда нужны, но, как она не раз давала понять, не на любых условиях - вспомним хотя бы неоднократные ситуации, когда миссия МВФ приезжала в Украину, а затем отправлялась восвояси, ни о чем с правительством не договорившись.

А Ющенко потому и выступал поборником сотрудничества с МВФ, что вместе с кредитом фонд навязывает правительству жесткие условия. Кроме того, борьба с кризисом при помощи МВФ дополнительно привязывала Украину к западным институциям (а следовательно - и к западному политическому вектору) - в противном случае Тимошенко ничего не оставалось бы, как идти на поклон к России и просить 'антикризисной' помощи в Москве (со всеми вытекающими последствиями для внешнеполитического позиционирования страны).

Но все же именно условия кредитования были ключевым фактором, подвигавшим президента оказывать давление на правительство, с тем чтобы оно во что бы то ни стало договорилось с МВФ. Именно поэтому нагнеталась истерия в русле 'не договоримся с МВФ - неизбежный дефолт' (хотя, как показано выше, сам же президент с цифрами в руках опровергал такую позицию). По задумкам президентских стратегов, МВФ должен был своими тяжелыми условиями поломать экономическую политику Тимошенко, основанную на накачке экономики ликвидностью, но, что более важно, - связать Тимошенко руки в плане социально-экономической политики накануне президентских выборов, заставить ее секвестрировать бюджет и принять прочие, как принято говорить, непопулярные меры.

То же самое, кстати, и 'регионалы'. Несмотря на все их критические заявления на тему сотрудничества Кабмина Тимошенко с МВФ, вопреки всем филиппикам по вопросам тяжелых условий, навязываемых фондом, - 'регионалы', чей кандидат Янукович готовится к президентской гонке, как никто иной были заинтересованы, чтобы правительство таки пошло на соглашение с МВФ. Причем на как можно более жесткие условия кредитования. Чтобы и 'популистка' Тимошенко была 'стреножена', и чтобы открылся простор для критики 'антинародного правительства'.

В этом смысле МВФ предоставлением второго транша (а равно и смягченными условиями кредитования) разочаровал и Ющенко, и 'регионалов'.

В заключение - о рекапитализации банков, на которую согласно последним договоренностям пойдет значительная часть кредита МВФ.

Тимошенко давно пыталась полностью взять в свои руки финансовые потоки. Еще недавно премьеру почти удалось навязать правительственное кураторство над процессом рефинансирования банков, осуществляемого НБУ. Даже в бюджете-2009 были соответствующие статьи. Например, ст. 86 закона о госбюджете предусматривала, что рефинансирование коммерческих банков осуществляется в порядке, утвержденном НБУ вместе с Кабинетом Министров. Этой же статьей останавливалось действие положения закона о НБУ, которое давало только и исключительно Нацбанку право определять порядок предоставления кредитов рефинансирования и ставок по ним... Что означало это 'вместе с Кабинетом Министров'? Это означало не только увеличение поля для маневра в борьбе с кризисом, но и то, что правительство могло указывать - какому банку ('правильному', иначе говоря - 'своему') давать деньги, а какому ('чужому') следует отказать.

Далее (в т. ч. под давлением МВФ) из бюджета были убраны статьи, ограничивавшие самостоятельность Нацбанка.

Но не мытьем, так катаньем - не рефинансированием, так рекапитализацией. Последняя даже повесомей выглядит. Все-таки что такое рефинансирование - всего лишь перекредитование, замена одних денег другими. А вот рекапитализация означает изменение структуры капитала, и поскольку участвовать в этом процессе будет государство, то банки будут либо частично, либо полностью (те, которые подвергнутся полной рекапитализации со стороны государства) национализированы.

И, как радостно сообщила Юлия Владимировна на пресс-конференции в Кабмине, управление контрольными пакетами акций банков после их рекапитализации будет осуществлять непосредственно правительство: 'Непосредственно правительство будет входить в уставной капитал банка, и непосредственно правительство будет владеть этими банками до момента их оздоровления. После того, как в банках наступит оздоровление и будет наведен порядок, надеюсь, тогда и кризис закончится, правительство, безусловно, будет отдавать эти банки частным собственниками на открытых аукционах' (17.04.09, УНИАН).

Аукционы, на которых национализированные (полностью или частично) банки перепродадут частным собственникам, - это еще когда будет. А вот до президентских выборов контроль над банковской сферой ('кровеносной системой экономики') оказывается в руках правительства и кандидата в президенты Юлии Тимошенко. Тут и защиту интересов 'маленького украинца' можно явить: 'Тимошенко обеспечила возврат депозитов населения' - чем не лозунг на президентскую кампанию! Тимошенко сможет использовать кредиты рекапитализированных банков в качестве мощнейшего инструмента для влияния на ход президентской кампании.

Она сможет финансовыми рычагами обеспечить себе мощный админресурс на местах.

Как бы теперь ни давила Банковая в пользу Яценюка, какую бы мощную пропаганду против Тимошенко ни вели 'регионалы' на подконтрольном телеканале и в других СМИ, для администраторов на местах, обязанных ежедневно решать конкретные задачи своих территорий, финансовые ресурсы в руках Тимошенко и доступ к кредитам в рекапитализированных банках будут наиболее весомыми аргументами в ее поддержку.

И уж, конечно, Юлия Владимировна разберется - кому и на что (и главное - за что?!) выделять кредиты рекапитализированных банков, а кому - незачем и не на что. Через контроль над финансовыми потоками можно и политических конкурентов поприжать, и финансирование собственной президентской кампании обеспечить.

И, наконец, сами банки, которых потом (надо понимать, после президентских выборов) выставят на аукцион, станут мощнейшей приманкой для олигархических кругов. Этот возможный приз сплотит 'бизнес-костяк' команды БЮТ, а также вызовет к Тимошенко большой интерес и тех олигархов, которые ныне спонсируют иные политические силы.

'Удавкой МВФ', наброшенной на Тимошенко, сможет воспользоваться сама Юлия Владимировна.

Обсудить публикацию на форуме

__________________

Такого не ожидал даже МВФ ("Газета 2000", Украина)

Тимошенко переоценила собственную игру и теперь доказыват, что 'кинула' Россию случайно ("ZIK", Украина)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.