Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В чужом канале соринка видна?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВид на Пешт
Вид на Пешт
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Борьба Киева с Бухарестом за право иметь собственный канал в дельте Дуная не прекращается ни на день. Румыны умело используют дипломатические и финансовые ресурсы, статус страны—члена Евросоюза.

Борьба Киева с Бухарестом за право иметь собственный канал в дельте Дуная не прекращается ни на день. Румыны умело используют дипломатические и финансовые ресурсы, статус страны—члена Евросоюза. Они задействуют механизм международных природоохранных конвенций, участниками которых являются Украина и Румыния, — Бернской, Рамсарской, Орхусской, Эспоо, об охране реки Дунай. Ставят вопрос о канале в таких влиятельных организациях, как комитет всемирного наследия ЮНЕСКО и международная комиссия по защите реки Дунай. Не забывают и о международных и украинских экологических организациях. Ведь главный аргумент Бухареста — украинский канал проходит через Дунайский биосферный заповедник и наносит непоправимый вред окружающей среде. Киев же считает: влияние минимально. Чьи аргументы окажутся убедительнее? Что возьмет вверх: суверенное право государства иметь свой судоходный канал или эгоизм страны, намеревающейся сохранить монополию на водные транспортные пути, соединяющие Дунай и Черное море?

 

На днях в Киеве был представлен отчет Всемирного фонда дикой природы (WWF) относительно альтернативных путей судоходства в украинской дельте Дуная. Подготовившие его эксперты полагают, что Киеву следует отказаться от глубоководного судового хода (ГСХ) Дунай — Черное море. Конечно, отмечают эксперты, канал удобен для судоходства, поскольку он сам по себе прямой и глубоководный. Но дамба, блокирующая береговые течения, очень серьезно влияет на прибрежную зону. А запланированное во второй фазе реализации проекта «Дунай — Черное море» углубление канала может иметь «значительный негативный эффект на дельту в целом из-за возможных изменений в характере стока по всем рукавам».

 

Иное дело, замечают эксперты из WWF, принадлежащий Румынии Сулинский канал. Его дамбы также негативно влияют на прибрежную зону, он не связан с Украиной, а тарифы за его использование могут в будущем вырасти. Тем не менее, считают авторы отчета, этот канал — «лучшее решение с учетом сохранения дельты Дуная». А если уж Киеву так хочется иметь собственный путь «из моря в реку», то следует подумать о других вариантах. Например, построить канал Дунай—Сасык или Соломонов рукав—Жебриянская бухта. Но эксперты отмечают, что эти варианты куда дороже, чем через гирло Быстрое.

 

Но так ли верны выводы, сделанные авторами отчета Всемирного фонда дикой природы? Дискуссия во время презентации отчета WWF показала, что мнение экспертов в сфере экологии не такое уж однозначное, как этого хотели бы противники украинского канала: ряд специалистов полагает, что влияние ГСХ на экосистему дельты Дуная будет локальным и незначительным. Так считает, в частности, Николай Берлинский из Украинского научного центра экологии моря: это учреждение ведет мониторинг влияния канала на дельту Дуная. А вот что действительно негативно влияет на украинскую часть дельты Дуная, так это, утверждает Н.Берлинский, гидротехническая деятельность Румынии на собственной территории — на Сулинском и Георгиевском каналах. Почему? Уменьшается водный сток всего Килийского рукава. Как отмечают ученые (и не только украинские), по сравнению с началом XX века он сократился с 70% до 52%. Снижение же способности воды в Килийском рукаве к самоочищению может привести к экологической катастрофе и уничтожить уникальную дельту Дуная.

 

На уменьшение водного стока влияет струенаправляющая дамба на румынском мысе Измаильский Чатал: она перекрывает значительную часть Килийского рукава и направляет воду в рукав Сулинский. Вносят свою лепту и гидротехнические работы в Георгиевском рукаве, который румыны также планируют сделать судоходным. За счет спрямления русла его естественная длина — а это 109,5 км — уже сократилась на 30%. Как замечают украинские исследователи, поскольку процесс размыва спрямленных участков Георгиевского рукава продолжается и сегодня, то следует ожидать, что впервые за двести лет доля стока Килийского рукава составит менее половины стока Дуная в верхней части дельты! Деградацию Килийского рукава, по которому проходит граница Украины и Румынии, серьезные изменения в экосистеме дельты вызывают и другие действия румын — строительство на своей территории искусственных водоканалов, отбирающих ежегодно около двух кубических километров, сброс в украинско-румынские воды ила и песка, поднятого с Сулинского и Георгиевского рукавов.

 

Обвиняя Киев в том, что эксплуатация ГСХ наносит непоправимый вред биосфере дельты Дуная, Бухарест предпочитает не замечать, к каким экологическим бедам приводят их собственные работы по строительству канала в рукаве св. Георгия. Спрямление природного русла, дноуглубительные работы, прокладка значительных отрезков канала по заповедным участкам суши, закрепление его берегов бетоном и камнями, строительство транспортной и коммуникационной инфраструктуры — все это оказывает негативное влияние на флору и фауну дельты Дуная. Но Бухарест не обращает внимания на протесты экологических и природоохранных организаций. И вот уже под угрозой нерестовая миграция дунайской сельди: для этого вида рыб большое значение имеют Георгиевский и Сулинский рукава. Подобное не может не волновать Киев, поскольку напрямую затрагивает безопасность нашей страны. Ведь дунайская сельдь — основной объект промысла на украинском участке реки.

 

По мнению Киева, эти и другие действия румын нарушают ряд положений конвенции об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо): пункт 1 статьи 2, статьи 3—7, пункт 9 дополнения 1. Поэтому Украина и обратилась в имплементационный комитет конвенции Эспоо с просьбой принять необходимые меры, чтобы приструнить Румынию. Ожидается, что окончательное решение будет принято в мае 2011 года. Да только и Бухарест не сидит сложа руки: обвиняя Киев в нарушении положений этой конвенции, он добивается принятия выгодного ему решения. Внутренние расклады благоприятствуют намерениям румын: из сорока двух членов конвенции Эспоо — 27 стран—членов Евросоюза, многие государства — кандидаты на вступление в Европейский Союз. Одни из них готовы поддержать Румынию, соклубника по ЕС, из чувства солидарности. Другие — потому что рассчитывают на поддержку Бухареста в Брюсселе. Третьи, как, например, Молдова, традиционно поддерживают Румынию. Конечно, вердикт еще не вынесен. Но общий настрой членов имплементационного комитета внушает сомнения в их беспристрастности.

 

Но каким бы ни было их решение, Киев не собирается отступать от своего. Самое неприятное, что грозит нашей стране в случае принятия негативного решения в рамках конвенции Эспоо, — ухудшение имиджа. А вот на другой чаше весов лежит не только возможность для государства заработать на транзите кораблей. Те, кто бывал в придунайских городах и селах, знают, насколько жизнь его жителей зависит от реки. Последние полтора десятилетия Придунавье — депрессионный регион. ГСХ дал импульс для его экономического развития. Сегодня канал предоставил работу украинцам, проживающим в Придунавье. Благодаря ГСХ растет загруженность украинских портов Рени, Измаил, Килия. Если ранее ренийский и измаильский порты работали полнедели, а килийский и вовсе простаивал, то сейчас они загружены все семь дней: количество кораблей, проходящих через гирло Быстрое, постоянно увеличивается. Если в ноябре 2008-го через канал прошло 107 кораблей, то в прошлом месяце — уже 150. При этом Сулинским каналом в ноябре воспользовалось всего 108 кораблей.

 

Экономические перспективы украинского канала не могут не беспокоить румын: в будущем ожидается, что три пятых всего дунайского грузопотока переключится на украинскую часть дунайской дельты. Посудите сами: украинский глубоководный судновой ход удобно соединен с морем, имеет круглосуточное двустороннее движение по естественным рукавам Дуная. А вот Сулинский канал — односторонний, работает только днем и имеет бетонные стены, о которые, бывало, цеплялись борта кораблей. Да и тарифы, которые установлены для кораблей, проходящих по ГСХ, значительно ниже, чем у его румынского конкурента. Если украинцы берут за модуль судна 14 американских центов, то румыны — 40 евроцентов. В условиях экономического кризиса экономия получается серьезная. И хотя румынские власти и взывают к патриотизму своих судовладельцев, дабы те отправляли свои корабли через Сулинский канал, многие предпочитают украинский путь. Вот и крупнейшая металлургическая компания Arcelor Mittal в июле переориентировала доставку руды на свое предприятие в румынском городе Галаце через украинский судовой ход.

 

То, что все больше кораблей выбирают украинский канал, не вызывает восторга у румын. Ведь с появлением ГСХ Дунай — Черное море они теряют не просто статус монополиста, а большие деньги. А для того чтобы поддерживать Сулинский канал в работоспособном состоянии, требуются огромные средства. Поскольку постоянно увеличиваются наносы, необходимо проводить гидротехнические работы, чтобы поддерживать в нем глубину, необходимую для прохода кораблей. Кстати, и эксперты WWF прогнозируют, что в будущем могут резко возрасти затраты на эксплуатацию Сулинского канала. А значит, будут расти и тарифы. Так что, хотя румыны и объясняют борьбу против украинского канала заботой об экологии Дуная, все же настоящая причина их возражений против ГСХ — экономическая.

 

Госпредприятие «Дельта-лоцман» уже завершило работы в рамках первой фазы проекта ГСХ Дунай—Черное море. Уже построена надводная часть ограждающей дамбы морского подходного канала длиной в 2730 м. Она блокирует береговые течения и защищает судовой ход от наносов, свалки грунта. Это не просто позволяет стабилизировать величину проходной осадки по ГСХ на уровне 5,5 м, но и минимизирует негативные последствия на окружающую среду. На подходе — второй этап. Он предполагает, что в Килийском рукаве будут проведены дноуглубительные работы. Необходимо углубить, т.е. ликвидировать мели, только на 3% всей 170-километровой длины этого рукава. Это не сравнимо с масштабным объемом работ, которые проделывают румыны в Георгиевском рукаве. После завершения работ, предусмотренных вторым этапом, по украинскому каналу смогут проходить корабли с осадкой 7,2 м. Кроме того, в русловой части — Килийского рукава в устье Быстрое — предусмотрена еще струенаправляющая дамба. Помимо этого, планируется берегоукрепление на участках гирла Быстрое.

 

Впрочем, это будет еще нескоро. Для начала все же необходимо решить ряд процедурных вопросов, предусмотренных конвенцией Эспоо, и попытаться найти взаимопонимание с румынами. Без этого Киеву трудно будет реализовывать второй этап работ. Например, сотрудники «Дельта-лоцман» рассказывали, что когда суда выходили для проведения необходимых в рамках первого этапа проекта дноуглубительных работ в Килийском канале, румынские пограничники ставили поперек свои корабли. Маловероятно, что удастся изменить отношение Бухареста к украинскому проекту. Но можно попытаться сделать так, чтобы румыны хотя бы не мешали его реализации. Возможно, единственный выход в этой ситуации — попытаться заручиться поддержкой Брюсселя, убеждая функционеров Европейского Союза в том, что канал минимально влияет на экосистему дельты Дуная. Сейчас Еврокомиссия разрабатывает стратегию ЕС для дунайского региона. Этот документ должен быть утвержден в 2011 году. В интересах Киева, чтобы в этой стратегии говорилось о поддержке украинского маршрута, поскольку он диверсифицирует водные пути седьмого транспортного коридора. Украине, которая не является членом Евросоюза, добиться этого будет трудно. Но надо работать. С Брюсселем, Бухарестом, странами Европейского Союза и международными природоохранными организациями.