Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Из Украины с багажом

Может ли Запад доверять Виктору Януковичу?

© REUTERS/Jim Young барак обама и виктор янукович на саммите по ядерной безопасности
барак обама и виктор янукович на саммите по ядерной безопасности
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Так чего же может Вашингтон ожидать от Януковича? Теперь, когда связи между Соединёнными Штатами Америки и Украиной возобновились (потому что с момента избрания Обамы и в ожидании результатов выборов на Украине отношения между странами были временно приостановлены), встал целый ряд ключевых проблем, от которых зависит будущее отношений между этими двумя странами.

На прошлой неделе президент США Барак Обама впервые встретился с новым президентом Украины Виктором Януковичем. Украинскому президенту придётся поработать над своим имиджем: многие западные страны до сих пор видят в нем послушное орудие Кремля. Это и не удивительно, если вспомнить, что в 2004 году этот поддерживаемый Москвой кандидат «выиграл» президентские выборы, и тут же потерпел поражение в ходе «оранжевой революции». Однако первый визит Януковича в Вашингтон в качестве президента, в ходе которого обнаружилась его приверженность действиям, а не словам, составляет впечатляющий контраст с его предшественником, заслужившим поддержку Запада своей  мировоззренческой концепцией, но проявившим полную неспособность управлять страной.

Белый Дом не зря решил пойти навстречу горячему желанию Янковича и предоставить ему двустороннюю встречу с президентом США в кулуарах саммита по ядерной безопасности. Результатом этой встречи стало заключение сделки, имеющей историческое значение, в соответствии с которой Украина взяла на себя обязательство в течение двух лет избавиться от всех запасов высокообогащенного урана. Руководители двух стран подтвердили свою верность американо-украинской хартии стратегического партнёрства. Их предшественники, активно поощрявшие натовские амбиции Украины, видели в хартии своего рода суррогат «плана действий по подготовке к членству в НАТО», открывающий Украине путь в альянс, который остальные члены Союза отказались ей предоставить. Подтвердив хартию, Обама и Янукович сделали её собственным достижением.

Янукович стал руководителем страны с неопределённым будущим и уязвимым государственным статусом. Правда, документальная история Украины уходит в глубь веков; однако в феврале этого года был избран всего четвёртый по счёту президент страны – если хотите, украинский Джеймс Мэдисон (четвертый президент США - прим. перев.). То, что сейчас делает Янукович, определит место Украины в мире в большей степени, чем любая внешняя сила. Если правительству Украины удастся укрепить демократию, обеспечить эффективное руководство и добиться экономического роста, оно станет убедительным примером в своём регионе, который в подобных примерах отчаянно нуждается. Если Янукович урежет демократические свободы, установит капитализм, основанный на кумовстве – что ж, у Запада не будет надёжного партнера в этом стратегически важном регионе.

Так чего же может Вашингтон ожидать от Януковича? Теперь, когда связи между Соединёнными Штатами Америки и Украиной возобновились (потому что с момента избрания Обамы и в ожидании результатов выборов на Украине отношения между странами были временно приостановлены), встал целый ряд ключевых проблем, от которых зависит будущее отношений между этими двумя странами:

Первая из этих проблем – каким образом сможет Киев наладить свои отношения с Москвой. На Западе многие тешат себя надеждой, что президентство Януковича предвещает более стабильные и положительные отношения между Украиной и Россией, ведь продолжение напряжённой ситуации последних лет, приведшей, в частности, к перекрытию подачи газа в 2006  и 2009 годах, не отвечает интересам обеих сторон. Такого рода отношения требуют, чтобы Украина вела себя как независимое суверенное государство, и чтобы другая сторона обращалась с ней соответственно. Ключевые вопросы, стоящие на повестке дня: будет ли Янукович продолжать политику непризнания по отношению к отколовшимся от Грузии районам Южной Осетии и Абхазии, которые Россия признала, и позволит ли он продлить срок аренды баз Черноморского флота в Крыму. Пока создается впечатление, что новый президент придерживается прежней линии по первому вопросу, но открыт для переговоров по второму.

Россия чрезвычайно заинтересована в том, чтобы получить контроль над энергетической инфраструктурой Украины, которая для неё является основными воротами на европейский энергетический рынок. Если Янукович отнесётся к проблеме бесперебойного энергоснабжения страны как к вопросу национальной безопасности, а не как к очередной торговой сделке, то новое правительство примет меры по защите энергетической инфраструктуры Украины, осуществляя реформу энергетического сектора и придерживаясь серьёзной энергосберегающей стратегии. Киев уже пригласил Москву присоединиться к Евросоюзу в программе радикального обновления энергетической инфраструктуры Украины. Янукович намекнул на возможность продажи части внутренней системы газопроводов российской энергетической монополии, «Газпрому», в обмен на льготные цены на газ.

Вступление в НАТО явно не стоит на повестке дня политической линии Януковича, в отличие от его предшественника, Виктора Ющенко. Учитывая, что ни Вашингтон, ни основные европейские члены атлантического блока не выказывают ни малейшей склонности предоставить Украине план действий по подготовке к членству в НАТО, это, видимо, вполне оправданно. Но хорошие отношения между НАТО и Украиной должны стоять на повестке дня. Как это ни удивительно для руководителя, имеющего имидж пророссийского политика, Янукович в бытность свою премьер-министром немало сделал для улучшения связей между блоком НАТО и Украиной. И, хотя и речи не может быть о вступлении в ближайшем будущем Украины в НАТО, обе стороны должны признать, что укреплять сотрудничество между НАТО и Украиной надо. Пока что, к сожалению, вести из Киева не слишком обнадеживают: Янукович распустил комитет, целью которого была координация работы различных министерств по вопросу евро-атлантической интеграции, и поручил Министерству иностранных дел разработать новых закон о национальной безопасности, который кодифицирует нейтралитет Украины и неприсоединение её к каким-либо блокам. Но разве это правильно, сегодня закрывать двери завтрашним возможностям?

Однако, охладив пыл стремления Украины вступить  в НАТО, Янукович активно выступает за членство Украины в Европейском Союзе. Выбор в качестве первого зарубежного турне Брюсселя, а не Москвы, был хорошим символическим жестом. Скорейшее достижение согласия в вопросе о свободе внешней торговли и либерализация визового режима станут практическими шагами, которые помогут украинцам стать европейцами и приблизят страну к Европе.

А что же ближайшие соседи Украины? Одним из крупных достижений Ющенко стало то, что Украина начала играть конструктивную роль в Восточной Европе. Продолжит ли Янукович строить особые отношения с Польшей? Будет ли он использовать влияние Украины в регионе для поддержки прозападного правительства Молдовы и оказывать давление на Приднестровье, чтобы оно достигло договоренности с Кишинёвом? Как сложатся отношения Януковича с белорусским диктатором Александром Лукашенко и с президентом Грузии Михаилом Саакашвили? Все это покажет, какой будет  роль Украины в регионе.

Западные наблюдатели обоснованно озабочены и тем, сохранит ли Киев свою позицию поддержки соблюдения прав человека и свою приверженность принципам демократии во внешней политике. При правлении Ющенко Украина участвовала во многих международных форумах, поддерживая Брюссель и Вашингтон в традиционных вопросах укрепления демократии и соблюдения прав человека, а её отношение к таким странам, как Куба и Белоруссия, было довольно критическим. Правительство президента Януковича уже выдало Фиделю и Раулю Кастро медали за медицинскую помощь Кубы жертвам чернобыльской атомной катастрофы; жест красивый, но не очень удачный для внешней политики в первый месяц пребывания нового президента у власти.

Хотя благодаря проводимой Ющенко внешней политике и его конфронтации с Кремлем имя его постоянно мелькало на первых полосах периодических изданий, неспособность сработаться с собственным премьер-министром Юлией Тимошенко привела его к гибели. Пока два прежних союзника по «оранжевой революции» вели междоусобную перебранку, экономика страны резко пошатнулась, сократившись в 2009 году более чем на 14 процентов, а государственный долг перевалил за 20 процентов ВВП. Такие экономические показатели, одни из худших в мире, ускорили разработку программы срочной помощи Украине со стороны Международного валютного фонда.

Будет ли надёжным международным партнёром Янукович – в значительной мере станет видно по тому, сумеет ли он управлять финансами собственной страны. В частности, то, как новое правительство станет обращаться с кредитом МВФ, быстро покажет, насколько ему можно доверять. Украина уже потратила около 10,5 миллиардов долларов из рассчитанной на два года 16,4 миллиардной программы срочной помощи, и в ноябре, из-за нарушения прошлым правительством своих обещаний ограничивать бюджет, МВФ приостановил выплаты. Пока новое правительство мало сделало для того, чтобы кредит МВФ был разморожен: принятие бюджета, который бы был приемлемым для МВФ, постоянно откладывается, а Янукович пытается заткнуть дыры в бюджете, торгуясь с Россией о ценах на газ.  

Тем не менее, пока у Януковича есть определённое пространство для политических маневров, которое даёт ему возможность выполнить своё обещание приблизить Украину к Европе. Но самый важный фактор для достижения этой внешнеполитической цели – внутренняя деятельность государства. То, как отнесутся к Януковичу в западных столицах,  будет зависеть от его способности эффективно управлять страной, защищать демократические достижения, стабилизировать экономику и способствовать её росту, обеспечивать надёжность Украины как энергетического партнёра. Обама достаточно определённо продемонстрировал эти ожидания во время своей первой встречи с новым украинским президентом.

Концепция Украины как будущего члена Евросоюза важна потому, что она способна стать мотивирующим фактором последовательной политической линии Киева (а также Вашингтона и Брюсселя). Целью политики США и Евросоюза должна стать помощь Украине, чтобы её ближайшее будущее не оказалось столь же сумбурным, как недавнее прошлое. Бестолковый сумбур не проходит даром. Очень часто в основе европейских конфликтов лежала неопределённость относительно территории между Германией и Россией. Если бы Россия в ходе своего исторического развития изменилась и стала похожей на современную Германию, этот вопрос бы уже не стоял. Но пока что этого не произошло. Пока Москва  продолжает прибегать к давлению (а в случае Грузии, и к прямому вторжению) на соседей, которые не согласны с её политической линией.

Нельзя, чтобы Украине приходилось выбирать между Европой и Россией. Естественно ожидать, что Россия и Украина, страны-соседи с общей историей и тесно переплетённой культурой, смогут наладить хорошие, близкие отношения. Со временем стабильная Украина, под надежной страховкой трансатлантического союза, окажется в силах построить равноправные отношения между Москвой и Киевом. Печальные страницы истории не должны повторяться.