Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко и глава ОАО "Газпром" Алексей Миллер обсудили перспективы интеграции газовых активов двух стран. Идею слияния подал 30 апреля 2010 года премьер РФ Владимир Путин. По итогам встречи Бойко и Миллера решено сделать "первый шаг к объединению - создать общее предприятие на паритетных началах, 50 на 50". Официально было сообщено, что определение перечня активов, которые "Газпром" и "Нафтогаз" внесут в СП, еще впереди. Тем не менее, можно предположить и не ошибиться, что НАК вступит в предприятие газотранспортной системой Украины.

Брак без расчета

В сущности, создание СП по управлению ГТС Украины между «Газпромом» и «Нафтогазом» (именно такой замысел, по оценкам большинства опрошенных экспертов, реализуют Бойко и Миллер) может быть воплощением в жизнь российского взгляда на перспективы газотранспортного консорциума, который уже давно существует в форме общего ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины". Эта структура была основана еще во времена президентства Леонида Кучмы, который, с одной стороны, не хотел портить отношения с Кремлем, а с другой - не спешил отдавать ГТС Украины в общее управление. Напомним, что тогда официальный Киев предлагал партнерам по консорциуму брать в паритетное управление только новые газопроводы, а имеющуюся ГТС оставить в собственности Украины. Аргументы в пользу этой схемы были вполне логичными: до кризиса ЕС каждый год наращивал потребление голубого топлива на 10-15 млрд м3, а пропускную способность участка перевала через Карпаты (длина ветви - 256 км) можно было увеличить с 5 до 19 млрд м3 газа, обеспечив снабжение ЕС дополнительным объемом газа. Но этот проект так и остался на бумаге, ведь в вопросе консорциума россиян интересовало не столько наращивание объемов продажи топлива в ЕС, сколько минимизация затрат на его транспортировку через территорию Украины. К этой цели Газпром приблизился вплотную, ее реализация существенно уменьшит доходы НАК от транзита.

Представители новой украинской власти, комментируя целесообразность создания СП по управлению ГТС Украины вместе с россиянами, ссылаются на то, что отечественная труба нуждается в ремонте, на который «Нафтогаз» не имеет средств, - соответствующие затраты будто бы профинансирует «Газпром». ГТС Украины, в самом деле, нуждается в неотложном капитальном ремонте. Еще в начале 2006- го закончился срок амортизации 29% газопроводов, 60% коммуникаций находились в эксплуатации от 10 до 33 лет, каждый третий агрегат по перекачке газа отработал свой моторесурс и нуждался в реконструкции и т.п. Но вполне понятно, что реконструкция ГТС не обязательно нуждается в создании консорциума. Конечно, досадно, что газовый топ-менеджмент Украины не был в состоянии обеспечить обновление основных фондов национальной "золотой курицы". Очевидно, этот топ-менеджмент решал совсем другие задачи. Однако создание консорциума, только из-за кризисного финансового положения НАК, очень напоминает давний анекдот: "Отдам машину в хорошие руки. Мои - плохие".

Впрочем, опрошенные эксперты убеждены: россияне едва ли будут инвестировать в трубу значительные средства (по различным оценкам, на модернизацию ГТС нужно от $2,5 млрд до $4,5 млрд). "То, что «Газпром» имеет значительные свободные ресурсы на реконструкцию, - блеф. С началом кризиса и уменьшением спроса на газ в ЕС капитализация российского монополиста резко снизилась. Россиянам недостает средств на собственные проекты: не осваивается Штокмановское месторождение, откладывается строительство "Южного потока", - говорит Валерий Боровик, глава правления альянса "Новая энергия Украины". "В прошлом году Газпром уменьшил инвестиции в развитие добывающих мощностей, объектов переработки и подземного хранения газа, а также затраты на реконструкцию собственной ГТС. На российского монополиста давит долговая нагрузка - $58 млрд, что составляет 57% его годовой выручки. Едва ли «Газпром» будет инвестировать во второстепенные проекты, вопреки обещаниям господина Миллера", - развивает мысль директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар.

Немного оптимистичнее оценивает перспективу создания СП глава East European Gas Analysіs Михаил Корчемкин, допуская, что Украина в результате может получить доступ к добыче газа на территории РФ. Но не исключено, что за это «Нафтогазу» придется заплатить еще более высокую цену. В частности, передать в общее управление облгазы, которые заключают контракты с конечными потребителями.

Пошли на вы

Для лоббирования объединения «Газпрома» и «Нафтогаза» россияне избрали благоприятное время. Речь идет не только о благоприятной для Кремля политической конъюнктуре, а и о крайне сложном финансовом положении НАК, которое может еще ухудшиться по итогам судебного процесса со швейцарской компанией RosUkrEnergo. RUE подала иск в Стокгольмский арбитраж и хочет отсудить у «Нафтогаза» $5,4 млрд. Конфликт разгорелся в 2009 году, когда российский «Газпром» продал НАК задолженность RUE за $1,7 млрд («Нафтогаз», в свою очередь, получил эти средства как оплату за транзит). Реализуя купленные у россиян права требования, НАК освоила 11 млрд м3 газа, которые находились в украинских подземных газовых хранилищах и были собственностью RosUkrEnergo. Швейцарская компания оценила свои потери по максимальной спотовой цене на газ - 490 $/тыс. м3. Стокгольмский арбитраж должен утвердить решение в августе. А глава правления «Нафтогаза» Евгений Бакулин сообщил Неделе, что "НАК примет к исполнению решение Стокгольмского суда, каким бы оно не было".

Вся эта история вызывает множество риторических вопросов. Согласовывали ли идею подачи иска в Стокгольмский арбитраж акционеры RUE, в частности Дмитрий Фирташ, с руководством Газпрома, которому принадлежит 50% акций швейцарской компании? Кто возвратит НАК фактически уплаченные ею $1,7 млрд за газ на начало 2009-го? Не обусловлена ли готовность топ-менеджера «Нафтогаза» выполнять судебное решение (даже без представления апелляции) лояльностью министра ТЭК Украины Юрия Бойко к владельцам RosUkrEnergo?..  

Кстати, сам Дмитрий Фирташ в этой истории занимает весьма театральную позицию. Так, по данным открытых источников, бизнесмен утверждает, что новая власть склоняет его к мировому соглашению с НАК, чтобы рассчитаться с RUE газом. Дмитрий Фирташ такой вариант якобы отбрасывает: "Наша сторона говорит: отдайте деньги. Иначе «Газпром» (акционер RUE) потеряет экспорта почти на 12 млрд м3, которые нам возвратят". Не исключено, что завершится этот театр искового абсурда возвращением RUE голубого топлива, которое новая украинская власть презентует как очередную победу.  

Есть план!

Михаил Гончар убежден, что решение Стокгольмского арбитража в пользу RUE может ускорить слияние «Нафтогаза» с «Газпромом», поскольку финансовое оздоровление НАК после этого будет невозможно. "В связи с тем, что правящая олигархическая группа контролирует «Нафтогаз» и действует, мягко говоря, не совсем в национальных интересах, шансы НАК выиграть суд весьма призрачные. Все это укладывается в общую схему, которую на протяжении последних нескольких лет активно лоббируют россияне, - необходимость объединения «Газпрома» и «Нафтогаза». Под объединением, очевидно, имеется в виду поглощение", - подчеркивает эксперт. Таким образом, иск RosUkrEnergo может стать именно той соломинкой, которая сломает спину верблюду.

Следует заметить, что в сложном финансовом положении НАК оказалась из-за отсутствия политической воли к системным реформам в газовой области со стороны руководства государства. Еще осенью прошлого года международные рейтинговые агентства пророчили дефолт Нафтогаза, но кредиторы пошли на реструктуризацию до предоставления займов, обменяв облигации на новые ценные бумаги с государственной гарантией и увеличенной на 1,4% процентной ставкой (до 9,5% годовых).

Главным источником финансовых неурядиц НАК эксперты единогласно называют реализацию населению и предприятиям теплокоммунэнерго газа по заниженной цене себе в убыток. Так, с 1999 по 2005 год цена на газ для украинцев оставалась неизменной - 185 грн/тыс. м3, в то время как стоимость топлива на границе с Россией в соответствующий период колебалась в пределах $45-50 за тысячу кубометров - именно по такой цене НАК каждый год закупала до 6 млрд м3 топлива для реализации непромышленным потребителям. Следствие такого хозяйствования в 1999-2005 годах - ущерб в 17,5 млрд грн. В 2010-м среднегодовая стоимость тысячи кубов голубого топлива на границе с РФ составит $240, тогда как цена тысячи кубов топлива для предприятий ТКЕ - 1263 грн ($159 по курсу 7,9 UAH/USD).

Себестоимость добычи газа в Украине (свыше 16,5 млрд кубов каждый год направляется на покрытие нужд населения и предприятий ТКЕ) в 2000-2005-м годах возросла с 42,9 до 98,92 грн за тысячу кубометров. С учетом того, что цена голубого топлива на внутреннем рынке оставалась неизменной на протяжении соответствующего периода, возможности НАК развивать добычу собственного топлива были искусственно ограничены. Это, в свою очередь, не давало возможности уменьшить объемы импортируемого газа. Сейчас себестоимость добычи газа в Украине составляет 600 грн/тыс. м3, что  на 35% больше, чем его отпускная цена населению. "Улучшение финансового положения НАК зависит, прежде всего, от повышения цен на энергоносители для всех. Экономика Украины не может себе позволить такой широкой дотации всех категорий потребителей. Ошибочным является аргумент новой власти, что благодаря 30-процентному уменьшению цены на импортированный российский газ мы сможем сохранить цены для населения на том же уровне. Коммунальные и частные хозяйства мы большей частью снабжаем газом собственной добычи. Т.е. не повышая цены для этих категорий потребителей, мы не инвестируем в собственную добычу", - констатирует Валерий Боровик. При этом предприятия ТЭК, получая газ по льготным ценам, каждый год наращивают долги перед НАК за потребленное топливо. Лишь в 2009-м их задолженность возросла в 3,6 раза - до 6,5 млрд грн.

Как следствие - у «Нафтогаза» возникает дефицит оборотных средств, который он на протяжении последних нескольких лет покрывает за счет займов. В 2010-м общие обязательства компании достигнут $11 млрд, а сумма выплат в этом году составляет 5,214 млрд грн. При этом очередное правительство в очередной раз утверждает финплан НАК с дефицитом (на 2010-й - в 23,7 млрд грн, расходы должны составлять 147,1 млрд грн), компенсировать который намерены , передав облигации внутреннего госзайма (их, наверное, выкупит Нацбанк) в уставной фонд «Нафтогаза».

Очевидно, политические дивиденды, которые получает команда президента Виктора Януковича от продажи газа населению по льготным ценам, не мешаеют отдельным регионалам углублять сотрудничество с Газпромом и его коммерческими сателлитами. Последний риторический вопрос - кто от этого получает экономические дивиденды?

Взгляд

Все финансовые потоки СП по управлению украинской ГТС будут распределены между Москвой и частными структурами

Валерий Боровик, глава правления альянса "Новая энергия Украины":


- Создание общего предприятия с российским Газпромом по управлению украинской газотранспортной системой может завершиться для нашей страны окончательной потерей энергетической независимости. Уже объявлено, что СП - это первый шаг на пути к объединению активов Газпрома и Нафтогаза. При этом украинская сторона получит максимум 7% акций российского монополиста без возможности влиять на принятие управленческих решений, а потому задекларированное "объединение" является скорее поглощением или аннексией. С тактической точки зрения, еще не понятно, что получит Украина, создав СП по управлению ГТС, а что потеряет. Напомню, что Нафтогаз не получил ни копейки дивидендов в результате создания СП со швейцарской компанией RosUkrEnergo (50% - Газпром, 50% - физлица), отдав Укргазэнерго в 2006-м наиболее прибыльный сегмент украинского газового рынка - промышленных потребителей. Учитывая то, как наш политико-газовый менеджмент руководит общими проектами, можно быть уверенным, что все финансовые потоки СП по управлению украинской ГТС также будут распределены между Москвой и частными структурами.

Украинская ГТС нужна «Газпрому» лишь для того, чтобы оптимизировать затраты на транзит

Владимир Омельченко, эксперт энергетических программ Центра имени Разумкова:


- Сейчас нет смысла создавать ГТС-консорциум ни в каком формате - ни с россиянами, ни с европейцами, ни трехсторонний. Причина проста - Россия уже начала строительство "Северного потока", должно начаться сооружение "Южного" в обход Украины. Поэтому я  сомневаюсь, что создание совместного предприятия по управлению ГТС приведет к увеличению объемов прокачки газа по территории Украины. Нафтогаз каждый год получает около $2,5 млрд за транзит газа (с учетом затрат на его транспортировку). Этих средств вполне достаточно, чтобы нормально эксплуатировать и обновлять ГТС. И эти процессы зависят только от нас, от улучшения качества государственного управления в газовой области. Наша ГТС нужна Газпрому лишь для того, чтобы оптимизировать затраты на транзит. Это кажется очевидным, но украинское правительство притворяется, будто этого не понимает. Когда РФ и ЕС подпишут соглашение об остановке сооружения "Южного потока", то, возможно, будет иметь какой-то смысл создания трехстороннего ГТС-консорциума, если, конечно, это приведет к увеличению прибылей Нафтогаза от транзита.

Перевод: Антон Ефремов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.