В Третьяковской галерее в Москве по инициативе российского президента Дмитрия Медведева открылась масштабная выставка «Святая Русь», которая позже будет представлена также в Санкт-Петербурге. Российские СМИ сообщают, что она посвящена древнерусской культуре, а на сайте Третьяковской галереи она названа «уникальной по масштабу и значимости выставкой шедевров российского искусства X—XIX веков». В сущности же, этой экспозицией Россия атакует украинскую «ДНК» и идентификацию, сплошь приватизируя историю и культурное наследие Украины времен Киевской Руси.

В действительности эта экспозиция (правда, с некоторыми изменениями) выставляется уже во второй раз. А впервые она была представлена в сердце художественной Европы — Парижском Лувре под названием «Holy Russia» (в переводе «Святая Россия»): «Российское искусство от Начал до Петра Великого». В Москве же ее название зазвучало уже как «Святая Русь». Почувствуйте, как говорят, разницу и подмену понятий. Кстати, «Holy Russia» в Лувре была организована при поддержке «Газпрома».

Информацию о выставке до сих пор можно найти на официальном сайте музея louvre.fr. Представили ее как «последовательное знакомство с древнерусской культурой — от скифских каменных баб до архитектурного макета Смольного монастыря в Петербурге». А продолжалась она в течение почти трех месяцев прошлого года.

Собственно, «День» уже вспоминал об этой экспозиции. Львовский искусствовед Христина Березовская, которая случайно стала ее свидетелем, писала в материале для «Дня»: «На центральном табло этой экспозиции — фотография нашей Софии Киевской с подписью: «Российский памятник, который расположен на территории Украины». А рядом — немало украинских икон — Владимирская, Петровская Богоматерь ХІІ в., тоже представленных как образцы российского искусства. Мы знаем, что иконописная российская школа возникла только в ХVII в., то есть даже хронологически эти иконы не могут быть российскими. Но... Металлические нашивные украшения из Толстой Могилы, галицкие колты с орнитоморфными эмалевыми изображениями и немало других предметов из собственно украинского художественного «фонда» были представлены на выставке в Лувре как образцы «российского искусства». И именно это «российское искусство» французские журналисты послушно и бездумно «пиарили» на страницах своих газет и журналов. Для рядовых французов разницы между словами Russia и Rouse нет». Христина даже описывала, как «украинская диаспора обратилась в Лувр с письмом, в котором выразила свое удивление: как такое уважаемое учреждение с высоким кредитом доверия элементарно не проверило достоверность информации? В ответ прозвучало: «Вам самостоятельно нужно защищать свою культуру».

Это не что иное, как информационно-культурно-генетическая война, которая ведется против Украины и на ее собственной территории, и в мире, и о которой Украина часто даже не догадывается. Парадокс, но Россия в Европе чувствует себя значительно свободнее и раскованнее, чем Украина, она может значительно больше себе позволить. В частности, за счет бюджетов, которыми распоряжается. Так или иначе, организовать выставку в Лувре — удовольствие не из дешевых. Но смущает в первую очередь другое. С тем, что нам «самостоятельно нужно защищать свою культуру», не поспоришь, но и Лувр — не рядовая выставочная площадка, а как и любой (а в действительности далеко не любой) музей, он является прежде всего научным (!) учреждением... которое включается в процесс легитимизации, по-видимому, одной из самых масштабных фальсификаций в истории человечества. Освящая «Святую Русь», Лувр, сознательно или нет, отрицает украинскую идентичность и Украину как часть европейского пространства. Не наилучший сигнал для Украины. Опять.

Россия декларирует свою святость, но в то же время остается верной Сталину. Во время одной из дискуссий, посвященной десталинизации, в эфире российского телеканала «Совершенно секретно» один из экспертов сказал: те, кто зарится на образ Сталина, должны иметь в виду, что 90% современной российской идентичности — это Сталин; поэтому тот, кто его атакует, — разваливает Россию. Производя христианский флер на экспорт и для внутреннего потребления, Россия не может распроститься ни со своим советским наследием (за которым немало вовсе не христианских поступков), ни с более ранним имперским, которое так же сложно обвинить в чрезмерной христианской нравственности. В этом состоит большой российский парадокс, который Европа упрямо не желает замечать (видя в нем все что угодно — эксцентричность, бескрайность русской души, — только не то, что есть в действительности) и жертвой которого была да еще до сих пор является Украина.

Луврская выставка имела грандиозный (даже по меркам Парижского музея) успех среди публики и прессы. Ее посетило около 260 тысяч человек. И как, интересно, Украина собирается преодолевать эту тотальную ложь общемирового масштаба? Возможно, нам снова помогут Гарнюня и Спрытко, послы нашей идентичности в мире?

Существенная вещь. Как отметила в интервью Газете.ru куратор выставки «Святая Русь» Наталия Шередега, среди экспонатов, выставленных в Третьяковке, есть... фрагменты росписи Десятинной церкви в Киеве. Именно той, которую в позапрошлую ночь без лишних церемоний захватил Московский патриархат. А это значит, что наше «ДНК» продолжают атаковать. На разных направлениях и с разным уровнем агрессии. Хотя методы «обращения», в сущности, не слишком-то и изменились. Выставка в Третьяковке, которая удивительным образом перекликнулась с актуальными событиями в Киеве вокруг Десятинной церкви, выглядит как продолжение очень старой истории о мире цивилизованном и мире варварском; о мире христианском и, как писали на средневековых картах в направлении Востока: «hic sunt leones», то есть территорию, где «живут львы», об угрожающей и хищной земле, в «святости» которой не осталось больше ничего святого.

«Спецоперация со многими игроками»

Владимир Панченко, литературовед:


— Ночной «десант» строителей, которые якобы должны строить Десятинную церковь, трудно назвать полной неожиданностью. Ведь разве не так же на том же месте, в историческом центре Киева, без всяких предусмотренных законодательством разрешений «при Ющенко» появилась часовня УПЦ МП? Появилась — и стоит. Теперь вот взялись за церковь. Ну, и что же будет делать наша доблестная власть с ее милицией и другими так называемыми правоохранительными органами? Примет происходящее как данность? Закроет глаза на беззаконие? Очень возможно. Ведь наглость, когда ей потакают, всегда выходит из берегов. А Виктор Янукович, благословленный на президентство гражданином другого государства, только то и делал, что потакал любимому Московскому патриархату. Даже в святую Софию допустил для богослужения, чего не делал ни один из предыдущих президентов.

Есть еще одна провокация, которую я не рассматриваю иначе как часть большого сценария поглощения Украины Россией. Пока что власть этой экспансии не противодействует. Гуманитарная политика реально предана Табачнику; Гуманитарный же совет при президенте Украины (где сидят Б.Олийнык, И.Драч, Д.Стус) никаких «стратегий» не озвучивал, молча подыгрывая попыткам объявить Украину частью «русского мира». Но в связи с ситуацией вокруг Десятинной церкви должен был бы выразить свою позицию и Александр Попов — не Черновецкий же из своего «прекрасного далека» будет комментировать малопонятные ему материи...

У меня давно такое ощущение, что относительно Украины провидится спецоперация со многими игроками. УПЦ МП — один из них. Педалировать церковный вопрос выгодно тем, кто хочет раскалывать страну. Да и символика — вещь архиважная: строительство Десятинной церкви УПЦ МП будет означать присвоение истории Киевской Руси.

Может, еще есть какие-нибудь государственные деятели, которые понимают, что это — губительный путь для Украины? Если их нет, нужно, чтобы свое слово сказала общественность. Потому что иначе исследователи новейшей истории будут выяснять вопрос, почему после 20-ти лет существования исчезло такое государство, как Украина.

«Они хотят проглотить весь мир»

Евген Сверстюк, правозащитник, президент Украинского пен-клуба:


— Вопрос строительства Десятинной церкви стоял и пять, и десять лет назад. Всегда он был искусственным и надуманным. Вообще можно говорить о площади, на которой сохраняется фундамент, и этот фундамент больше говорит о следах той разрушенной церкви, чем те реконструкции, которые планировалось сделать. Это не является нормальным, когда на таком пятачке старого Киева хотят делать новую Десятинную церковь — новую, не отстраивать. И это — в десяти шагах от Андреевской церкви. За 20 лет отстроили Михайловский монастырь. Это очень хорошо. Теперь нужно реставрировать Андреевскую церковь. Но начинать фактически политического характера прожекты на месте Десятинной церкви — недостойно. Я такого мнения был и десять лет тому назад, и сейчас. Считаю, что это не является идеей архитекторов, художников, то есть идея политических прожектантов. Общественность должна заявить, что это место — святое, и надо бороться за это место. А то, что они (Московский патриархат. — прим. автора) заявили, что претендуют на это место... Они хотят проглотить весь мир: построить на каждом пятачке храмы, но они не способны заполнить эти храмы даже на десятую часть людьми и даже на миллионную часть — наполнить их духом.

«Согласия на это украинского населения нет»

Мирослав Маринович, вице-ректор УКУ, бывший политзаключенный:


— Относительно презентации на выставке в Москве украинских реликтов времен Киевской Руси без указания того, что они принадлежат нам, то мне сложно комментировать данный вопрос. Я не очень хорошо ориентируюсь в межгосударственных и европейских соглашениях об использовании исторических ценностей. И в художественном музее Лондона выставлены греческие скульптуры, которые, в сущности, принадлежат Греции, но экспонируются в разных странах. Тут можно дискутировать, почему не упоминается Украина, почему опять Россия присваивает себе чужую историю... Это уже тема российской историографии.

Зато я возмущен бездеятельностью украинской власти, которая не обеспечила хотя бы какую-то минимальную законность и публичность в рассмотрении вопроса строительства, фактически, на развалинах Десятинной церкви нового храма. Я убежден, что согласия на это украинского населения нет. И не может быть! Это — историческое место и реликтовые достопримечательности, которые очень дороги для всей Украины. Я выражаю свой гражданский протест против того, что Московский патриархат полностью ослеплен своей идеей построить в Украине «русский мир» и для этого ему нужно «застолбить участок», то есть «застолбить» все исторические площадки, связанные с Киевской Русью и ее наследием. Теперь я понимаю, что уже много разрушений будет сделано на том месте. И все же призываю киевскую власть, украинскую власть и президента немедленно вмешаться в ситуацию!

«Это экзамен на цивилизованность украинской власти»

Арсений Яценюк, лидер партии «Фронт Змін»:


— Вопрос Десятинной церкви — это экзамен на зрелость украинского общества и на цивилизованность украинской власти. Мир судит о нации далеко не в последнюю очередь по тому, как она способна беречь свои святыни. Поэтому калечить тысячелетнюю реликвию уродливыми новостройками — это вызов всему миру, вандализм и, между прочим, грубое нарушение украинского законодательства. Немедленными шагами должна стать консервация и качественная, на современном мировом уровне, музеефикация памятника. Чтобы и мы, и наши правнуки могли увидеть то, что действительно было Десятинной церковью. А для тех, кто хочет поупражняться в сакральной архитектуре, есть огромные спальные районы столицы — пусть попробуют самовыразиться там.

«Строительство является прямым нарушением норм законодательства»

Валентин Наливайченко, председатель политического совета партии «Наша Украина»:


— Мы считаем недопустимым застройку Десятинной церкви — уникального национального памятника архитектуры.

Сегодня от имени партии «Наша Украина» было направлено депутатское обращение в прокуратуру Киева с требованием провести проверку законности строительных работ рядом с фундаментом Десятинной церкви в Киеве на территории Государственного историко-архитектурного заповедника «Древний Киев», которые, как сообщают СМИ, начаты вчера ночью.

Ученые неоднократно отмечали, что строительство на этом месте является прямым нарушением норм мирового законодательства об охране памятников, которое требует сохранения аутентичных достопримечательностей и запрещает их воссоздание или создание копий.

«Наша Украина» требует немедленно прекратить ведение любых строительных работ на месте Десятинной церкви, а также предоставить информацию об основаниях строительных работ, заказчиках и подрядчиках.

Мы призываем общественность Киева, всех небезразличных людей объединиться и вместе протестовать против своеволия застройщиков. «Наша Украина» выйдет на акции протеста против уничтожения памятника архитектуры и будет требовать от власти не допустить беззакония, прислушаться к мнению профессионалов и действовать в рамках закона и в интересах общественности Киева и всей Украины.

«Каждая нация имеет право на свои руины»

Игорь Исиченко, архиепископ Харьковский и Полтавский, УАПЦ:


— Архитектор Лариса Скорик как-то хорошо сказала, мол, каждая нация имеет право на свои руины. Думаю, что попытки уничтожить эти руины — это еще один эпизод варварского отношения к нашему прошлому, которое свойственно части высокопоставленных должностных лиц в современной Украине. К сожалению, данный эпизод органично вписывается в попытки переписать историю, уничтожить в нашей памяти целые разделы борьбы за национальную независимость — освободительную борьбу 1917—1921 годов, УПА. Одним словом, уничтожить те священные для украинцев руины, которые знаменуют наше прошлое. Расчистить их. Строить на бетонной площадке что-то полностью новое, что, видимо, не простоит долго и не украсит ни Киев, ни украинскую культуру в целом.

Очень досадно, что в такую непрозрачную ситуацию втягивается церковь. Это дискредитирует церковь в целом, независимо от того, к какой юрисдикции будет принадлежать храмное сооружение, которое планируют возвести.

«Возрожденную память не удастся ничем извратить»

Юрий Щербак, чрезвычайный и полномочный посол Украины:


— Мы знаем, что когда подменяют ДНК, часто происходят болезненные мутации, то есть если ДНК заменяется какой-то искусственно созданной субстанцией, то то, что она программирует, будет совершенно иным. Сегодня продолжается крайне агрессивная, «свирепая» политика создания силой «Русского мира». История с Десятинной церковью тоже входит в эту парадигму. Они хотят создать свою Русь, изменив память о Киевской Руси. Хотя каждому понятно, что такие памятники, как София Киевская, Десятинная церковь, Михайловский Собор — это памятники, никакого отношения к так называемой Святой Московской Руси не имеющие. Это памятники Киевской Руси, той церкви, которая пришла на нашу землю от византийского христианства. Крещение Киевской Руси происходило в рамках той единственной церкви, которая юридически и фактически меняет парадигму Московской имперской церкви, объявившей себя Третьим Римом.

Идет все это (подобно событиям вокруг Десятинной церкви) через институции, правительство, людей в Украине, которыми руководят русские националисты и которым потакают в этих всех вещах с захватом наших святынь, не понимая, что придет время, когда нужно будет отвечать не только перед Богом, но и перед законом, историей, людьми. Но им никогда не удастся сделать то, что они пытались сделать во времена кровавых коммунистических репрессий, когда разрушались все памятники в Украине, уничтожалась наша память. Мы возродили свои национальную, историческую и религиозную память, поэтому они должны понимать, что возрожденную память не удастся ничем извратить. Конечно, таким попыткам нужно оказывать серьезное сопротивление, необходимо, чтобы общественность боролась за историческую правду, которую мы все прекрасно знаем, и чтобы руководство государства понимало, что это очень опасная игра, что нельзя все делать силой и думать, что за один-два года удастся создать какое-то образование, которое они не смогли создать в Украине за все время господства царизма и коммунизма.

Украинская независимая православная церковь (Киевского патриархата) была всегда, никто ее не уничтожит и не изменит существующую ситуацию. Даже если и удастся что-то временно захватить, какие-то памятники, то превратить нас в московских холопов никогда не получится, потому что мы никогда не были холопами. Только люди, теряющие под собой почву (в России), стоящие перед очень серьезным кризисом, пытаются привнести эти методы в Украину, присоединить наше духовное пространство, назвав его «Русским миром». Но в Украине никогда не будет «Русского мира» — будет украинская земля, история, церковь. Украина-Русь и украинский Мир.

Как захватывают командные высоты прошлого


Очень характерным является само название «Святая Русь». Это колоссальной мощности мифологема (и культурно-историческая, и политическая — с соответствующим великодержавным «привкусом», причем существенно христианских, в частности, православных мотивов здесь не так уж и много, очень мягко говоря!). Что такое «Святая Русь»? Это — концепция «победной» истории «богоизбранного» православного народа Руси (по реальному содержанию — исключительно русского, прежнего народа Московии, в который, однако, можно «великодушно» включить и «малороссов», и белорусов, но исключительно как «ветви» единого «русского», то есть «российского» народа — украинцы и белорусы права на собственную историю фактически не имеют!).

Интересно, что концепция (учение) «Святой Руси» возникла на просторах Московского государства в ХV—XVI вв., то есть именно тогда, когда это государство, набирая силу, присоединяло к себе чужие земли, «обосновывая» это тем, что именно оно является истинным носителем «единственно правильной» веры — православной. Активное участие в формировании идеологической основы этого процесса принимали как религиозные деятели тех времен — Иосиф Волоцкий, митрополит Макарий, монах Филофей — автор концепции «Москва — третий Рим, а четвертому не быть!» и другие, так и московские монархи — Иван ІІІ, Иван ІV Грозный, Василий ІІІ. По сути, таким образом «доказывалось» право Москвы (ее властителей) на присоединение других (не своих) славянских и вообще православных земель. Осознают ли организаторы выставки, какие неизбежные ассоциации вызывает словосочетание «Святая Русь» у человека, осведомленного в истории?

Особенно много вопросов вызывает конкретная культурная «утварь» этого мероприятия. «К нам проникало христианство», — говорит куратор выставки Наталия Шередега и здесь же (в «общерусском» контексте непрерывной православной истории) вспоминает князя Владимира Святого. Последний, как известно, крестил Киевскую Русь, а никак не Русь Владимиро-Суздальскую (из которой и возникло через несколько веков Московское государство), так как последней не могло быть в 988 году. Так к чему все это?

Дальше. На каком, собственно, основании в перечень московских (российских) памятников культуры (произведения Андрея Рублева, вещи Андрея Боголюбского, «Золотые Ворота» Суздаля, ярославская фреска «Битва новгородцев с суздальцами) включены такие святыни, как Десятинная церковь в Киеве (построена в 998—996 годах, когда Москвы и Московской патриархии не существовало), Остромирово Евангелие (сугубо украинская достопримечательность середины ХІ века; «самая первая у нас рукописная книга», — утверждает госпожа Шередега; у кого это, собственно, «у нас»? У Москвы?), и тем паче скифские каменные бабы?!

Значит, имеем дело с продолжением масштабной и упрямой «приватизации» Киевской Руси и объявлением всей ее культуры «русской» (российской). Зачем это делается? На этот вопрос хорошо ответил и Джордж Оруэлл («Кто контролирует прошлое — тот контролирует современное; кто контролирует современное, тот владеет будущим»), и Тарас Шевченко («Немец придет — нам нашу же историю расскажет» — «немец» у него можно понимать и как «иностранец» вообще). И московские «пересказчики» нашей истории и культуры являются вовсе не невинными, потому что они крадут ее у украинцев, заботливо орошают наш родной комплекс неполноценности.

P. S. На вопрос журналистов, есть ли гарантии того, что остатки Десятинной церкви будут сохранены и станут музеем, главный архитектор Киева Сергей Целовальник ответил: «Я для того и есть, чтобы выполнять международное законодательство и наши законы». Он добавил, что на остатках древних построек строительство запрещено законодательством, поэтому об этом не может быть и речи, сообщает culture.unian.net.

Историческая справка

Чем является Десятинная церковь для Украины


Чтобы представить, чем является Десятинная церковь для украинской истории, вспомним, когда и для чего она строилась и когда была разрушена. Построен этот храм был по приказу Великого киевского князя Владимира приблизительно в 988—996 годах. То была первая каменная церковь времен Киевской Руси, которая символизировала ее культурный и политический подъем, непосредственно связанный с принятием как раз в те годы христианства на древнеукраинских землях, а также воплощала суверенитет и государственное могущество Руси во времена Владимира.

Десятинная церковь вплоть до сооружения Софийского собора была стержнем общественной, религиозной и культурной жизни киевлян — так длилось около полвека. И, наконец, именно под стенами Десятинной стремились найти прибежище тысячи мирных людей во время нашествия Батыя в декабре 1240 года — и стены эти не выдержали, завалились, похоронив под собой множество людей.

Конечно, возобновлять храм сегодня — эта идея имеет право на существование, обсуждение, возможно, на реализацию (хотя не совсем понятны конкретные детали: в каком виде, как именно восстанавливать). Но непременно следует учитывать, что этот храм для украинцев был и остается воплощением и самых славных, и самых трагических страниц нашей истории. Поэтому здесь необходима особая осторожность и, если угодно, такт. И возникает вопрос: почему именно Церкви Московского патриархата предоставляется преимущество в этих работах? Напомним, что патриархат этот возник спустя пять веков (!) после сооружения Десятинного храма.

* Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) — один из двух типов нуклеиновых кислот, обеспечивающих хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов. Основная роль ДНК в клетках — долговременное хранение информации о структуре РНК и белков.