10 лет назад над Черным морем был сбит российский Ту-154. На борту находились 51 гражданин Израиля и 9 членов экипажа*. Межгосударственная следственная комиссия обвинила в трагедии Украину, ведь именно в это время в Крыму проходили военные учения. Наша страна выплатила семьям пострадавших компенсации, но своей вины так и не признала. Далее – Александр Романюк.

4 октября 2001 года. Российский Ту-154 теряет связь с диспетчерами.
 
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АВИАКОМПАНИИ: Авиакомпания «Сибирь» с сожалением подтверждает, что самолет авиакомпании пропал с радаров авиадиспетчеров.
 
66 человек вместе с членами экипажа* так и не долетели из Тель-Авива  в Новосибирск. Российский самолет над Черным морем сбила ракета. По самой первой и, как потом выяснилось, основной версии - украинская. Из системы ПВО С-200, которую использовали на учениях на полигоне «Опук» в Крыму.
 
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИЗРАИЛЯ: Это страшный день. Мы вместе с российскими коллегами будем расследовать это дело.
 
Уже на следующий день межгосударственная комиссия начала свою работу.
 
ВЛАДИМИР ПУТИН, Президент России (2001 год): Они должны сделать окончательные выводы о причинах трагедии.
 
Виновной, вспоминает тогдашний министр обороны Александр Кузьмук, Украину признали в рекордно короткие сроки.
 
АЛЕКСАНДР КУЗЬМУК, бывший министр обороны Украины: Но я хотел бы сказать, что это было достойное поведение Украины.
 
Семьям погибших Украина добровольно выплатила по 200 тысяч долларов компенсации. Сам Кузьмук позже ушел в отставку.
 
АЛЕКСАНДР КУЗЬМУК, бывший министр обороны Украины: Прошу прощения и спасибо.
 
Использование всех зенитных комплексов С-200 запретили до их полной проверки, а тогдашний президент принес извинения в прямом эфире.
 
ЛЕОНИД КУЧМА, Президент Украины: Авиакатастрофа произошла по трагическому, фатальному стечению обстоятельств.
 
За это же, вспоминает бывший министр обороны Гриценко, ему пришлось извиняться и в 2005 году.
 
АНАТОЛИЙ ГРИЦЕНКО, министр обороны Украины 2005-2007 годов: Я донес это до президента Израиля, премьер-министра и министра обороны.
 
Однако с выводами межгосударственной комиссии, то есть фактически со своей виной, Украина все-таки не согласилась.  Главным аргументом была экспертиза украинских ученых. Там шла речь о том, что ракета со своей траекторией не могла попасть в хвост самолета. 
 
В течение 10 лет в судах было три громких дела, связанных с трагедией.
 
АЛЕКСАНДР КУЗЬМУК, министр обороны Украины 1996-2001 годов: Это уголовное дело по факту трагедии, которое проводилось дважды, открывалось, закрывалось. Но они были закрыты в связи с отсутствием каких-либо доказательств причастности Украины к этой трагедии.
 
Второе дело, по иску родственников погибших, было закрыто в 2007 году. Хозяйственный процесс по иску авиакомпании, которая требовала денег за самолет, тоже окончился победой Украины, однако в то же время, отмечают эксперты, остается непонятным, что же все-таки стало причиной трагедии.
 
СЕРГЕЙ ЗГУРЕЦ, военный эксперт: Если есть факторы, которые стали известны в ходе расследования катастрофы, которые не связаны с техническим состоянием ракет, а связаны с внешним влиянием других стран или других систем, то это также должно быть учтено, принимая во внимание, что эти системы и дальше находятся на вооружении украинской армии.
 
 
* Так сказано в оригинале.

Перевод выполнен ИноТВ.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.