Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Европауза» как стратегия

Действия Януковича и его окружения свидетельствуют о том, что официальный Киев хочет спровоцировать ЕС на отказ от подписания Соглашения об ассоциации

© коллаж ИноСМИянукович и европа
янукович и европа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
25 февраля в Брюсселе состоялся долгожданный саммит Украина – ЕС, от которого среди прочего ожидали и сигналов о вероятности подписания Соглашения об ассоциации между ними в этом году. Действия Януковича и его окружения свидетельствуют о том, что официальный Киев хочет спровоцировать ЕС на отказ от подписания Соглашения об ассоциации.

25 февраля в Брюсселе состоялся долгожданный саммит Украина – ЕС, от которого среди прочего ожидали и сигналов о вероятности подписания Соглашения об ассоциации между ними в этом году. Столица Евросоюза приветствовала украинского президента мокрой прохладой с остатками грязного снега под ногами, а также попыткой небольшой группы украинцев пикетировать здание Европейского совета с лозунгами «Юле волю!» И «Украинцы разделяют европейские ценности!». Виктор Янукович если и заметил такие мелочи, то никак не отреагировал на них. После переговоров он казался раздраженным или, по крайней мере, уставшим. Пока неизвестно, почему разговор тет-а-тет одного украинского и двух европейских президентов вместо запланированных 20 минут продолжался более двух часов. Ничего неожиданного в официальных речах они не сказали, сделав в то же время ударение на «преданности намерениям» и подтвердив «настроенность приложить усилия».

 

Но на этот раз, возможно, как никогда прежде, в отношениях Киева и Брюсселя имеется конкретная цель, достижение или не достижение которой больше нельзя будет скрыть заезженными фразами, – подписание в ноябре на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Украиной, которое уже парафировано сторонами еще в прошлом году. Разумеется, это будет лишь очередной символический шаг, потому что дальше понадобятся, возможно, годы на ратификацию соглашения парламентами 27 стран ЕС и парламентом Евросоюза. Отдельным длительным и, вероятно, болезненным процессом может стать само воплощение соглашений.

 

Президент Европейского совета Херман ван Ромпей с гордостью чиновника высокого ранга назвал соглашение «самым передовым из всех подобных, которые когда-либо заключал Евросоюз». Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу применил персональный подход и, поздравив Януковича с днем третьей годовщины его инаугурации, заявил, что рассчитывает на его личную поддержку для достижения «нашей общей цели – политической ассоциации и экономической интеграции Украины и ЕС». В отличие от господина Баррозу, президент Янукович к персональным любезностям на людях не прибегал.

 

Сомнения

 

Но никто не уверен в том, что следующий шаг в развитии отношений Украины с ЕС будет сделан. Киеву объявили четкий список требований и сказали, что до мая украинская сторона должна показать конкретные достижения в их выполнении. Они четко расписаны, но обобщенно касаются трех областей: исправление недостатков избирательного законодательства на Украине, преодоление проблем с украинской судебной системой, которая позволяет применение выборочного правосудия, и продвижение общего процесса реформ в стране. «Вопрос в том, что именно будут считать конкретными достижениями и кто это будет определять. Хотя отчет о продвижении Украины составит Еврокомиссия, именно отдельные страны-члены решать, достаточно ли оно. А там могут возникнуть разногласия во взглядах», – сказала Тыжню аналитик брюссельского Центра европейской политики Аманда Пол.

 

Президент Янукович создал достаточно оснований для таких разногласий. Даже представители стран – «друзей» Украины в Европе в значительной степени разочарованы. Польский депутат Европарламента Марек Сивец заявил, что результаты саммита его «не очень впечатляют». «Выступления и президента Баррозу и президента Ромпея дают основания считать, что Украина до сих пор не выполнила требования, которые очерчены ЕС. Кроме того, были определенные ожидания того, что украинская власть освободит одного из политических заключенных, чтобы подтвердить свои действия против так называемого выборочного правосудия», – выразил разочарование Тыжню господин Сивец.

 

Коллега польского евродепутата Ребекка Хармс из Германии оказалась еще откровеннее в сомнениях, оглядываясь на ее «многолетний опыт (наблюдения) за президентом Януковичем и его окружением». Она напоминает, что «не только Тимошенко и Луценко остаются в тюрьме, но и появились новые обвинения в отношении экс-премьера, а генеральный прокурор объявил публично, что он убежден: ее признают виновной». Хармс взяла на себя смелость предсказать Тыжню, что даже в случае подписания соглашений с Украиной с их ратификацией могут быть проблемы. «Поскольку сомнения относительно верховенства права остаются, я не вижу, чтобы в Европейском парламенте было большинство, которое согласилось бы на Соглашение об ассоциации», – сказала депутат.

 

Именно брюссельские чиновники и Еврокомиссия являются крупнейшими союзниками Януковича в стремлении показать хоть какой-то положительный результат в развитии отношений двух сторон. Еврокомиссар Штефан Фюле отвечает за расширение ЕС и политику соседства. Поскольку на расширение Евросоюз в последнее время не решается, то остается достичь чего-то с крупнейшим соседом объединенной Европы. «Вступление соглашения в силу революционизировало бы отношения между Украиной и ЕС, потому что оно выгодно нам обоим, - заявил Фюле в комментарии для Тыжня. – Это будет очень конкретный шаг в направлении преобразований в той части Европы. Нет никаких сомнений относительно Соглашения об ассоциации. Это беспрецедентный договор, с учетом политического смысла, который предлагает Украине план, как стать частью внутреннего рынка ЕС, как пройти множество дверей, и это конкретный шаг в сторону удовлетворения европейских стремлений Украины». Именно так Брюссель вынужден определить границы возможного в длительном процессе приближения нашей страны к членству в Евросоюзе. Теперь это называется «Политическая ассоциация и экономическая интеграция Украины с ЕС».

 

Тормоза

 

Европейцы утверждают, что «мяч находится на украинской стороне поля». Украинские чиновники произносят в сторону Брюсселя преимущественно правильные лозунги, но то, что Киев делает, вызывает сомнения в его искренности. «Сегодня, к сожалению, верить президенту Украины очень трудно, – говорит Ольга Шумило-Тапиола из аналитического центра Carnegie Europe в Брюсселе, – хотя Украина для Евросоюза – это гораздо больше, чем один только президент Янукович». Действия нашего гаранта и даже его слова не свидетельствуют о главном, а именно о том, он понимает и разделяет европейские ценности и работает ли его правительство для того, чтобы Украина стала европейским государством.

 

25 февраля в Брюсселе украинский руководитель словно просил прощения за свой европейский курс, ссылаясь на то, что упомянутое направление внешней политики зафиксировано в документах, имеющих в его государстве силу закона. Однако сам президент и его Партия регионов уже продемонстрировали желание и способность изменять внешнеполитические приоритеты Украины, сняв с повестки дня вопрос евроатлантической интеграции. Документ, который много лет провозглашал намерения присоединения к «самой эффективной системе коллективной безопасности в Европе», как когда-то говорили в Киеве, был изменен, и теперь Закон «Об основах внутренней и внешней политики» провозглашает Украину внеблоковой. Путь интеграции в Евросоюз через членство в НАТО, по которому прошли все без исключения восточноевропейские соседи Украины, Янукович закрыл. Зато усилия президента и его партии на протяжении трех лет были приложены, по мнению Ольги Шумило-Тапиолы к тому, чтобы Украина оставалась в серой зоне, удобной для того, чтобы «богатеть и чувствовать себя в безопасности».

 

«Поэтому и Европейский Союз, и Российская Федерация с Таможенным союзом, они мешают президенту Януковичу удерживать эти позиции. Очень логично смотрится, что подписывать соглашение (с ЕС), выполняя какие-либо требования, которые фактически ломают схемы, которые он строит, и которые показывают его группе олигархов, или населению, что он подвергается определенному внешнему давлению, – это для него нелогично... Как по мне, он очень любит приезжать в ЕС, но те ценности для него чужды. Они противоречат тому, что он пытается построить для себя в Украине», - сказала Тыжню аналитик, по мнению которой главная проблема даже не в подписании Соглашения об ассоциации, а в том, будут ли ее действительно выполнять.

 

Европейские хлопоты

 

Журналистка-обозреватель Джуди Демпси, которая работает в Берлине, красноречиво вздыхает, когда речь идет о Европейском Союзе и перспективе для Украины. «Думаю, здесь есть другая проблема, – говорит она, подчеркнув, что Киев должен доказать свою серьезность относительно Европы. – Это более глубокая проблема трудностей, которые имеет ЕС, точнее определенные страны, когда речь идет о сближении с Украиной. Первая – это усталость от расширения. Вторая – Евросоюз в целом не определился окончательно, что делать с Восточным партнерством... Также страны в ЕС (вероятно, Германия и, возможно, Франция), которые не смогли отделить свои двусторонние отношения с Украиной от отношений с Россией. Иначе говоря, они видят диалог ЕС с Киевом через призму своего диалога с Москвой. Чем дольше так продолжается, тем больше вредит определению того, что ЕС хочет делать со своими восточными партнерами», – утверждает берлинская обозревательница. Все-таки, по словам Джуди Демпси, монолитная поддержка России в рядах оппозиционных социал-демократов в Германии фактически разрушена, а правительственные консерваторы под руководством Ангелы Меркель в этом вопросе коренным образом разделены. Настроения меняются, потому что «немцы увидели, что тесное экономическое сотрудничество с Россией и политическая поддержка Москвы не принесли ожидаемых российских реформ. Это еще не изменило взглядов Берлина на Украину, но со временем положение дел должно сдвинуться», – считает журналистка.

 

Кроме Польши и еще нескольких стран Восточной Европы, которые рассматривают евроинтеграцию Киева как вопрос безопасности, на украинцев в Европе наиболее доброжелательно смотрит Великобритания. Лондонские взгляды связаны с особым видением Евросоюза с западных окраин объединенной Европы. Британцы рассматривают ЕС прежде всего как зону свободной торговли. Лозунги евроинтеграторов об одной для всех европейской тождественности в Лондоне просто не понимают, а наднациональные органы в Брюсселе многих жителей страны просто раздражают. Британское видение Европы как сообщества национальных государств, на максимальном пространстве которого созданы условия для свободной экономической конкуренции, сейчас Украине выгодно. Сближение с Европой путем экономической интеграции, которую предлагает нынешнее Соглашение об ассоциации, сейчас является наиболее очевидным путем для Киева и украинцев, которые надеются, прежде всего, на повышение своего уровня жизни до европейских стандартов, а также уважение к праву на свободу передвижения по континенту.

 

Сорвать чужими руками

 

Буквально считанные месяцы покажут, что именно согласен сделать президент Янукович, чтобы продвинуться в желаемом для простых украинцев направлении. Сейчас есть основания говорить о том, что представители его режима не готовы адекватно воспринимать позицию ЕС и довольно нервно реагируют, когда им напоминают неприятные условия Соглашения об ассоциации. Так, премьер-министр Украины Николай Азаров по результатам встречи со Штефаном Фюле перед саммитом в Брюсселе написал на своей странице в Facebook: «... не надо думать, что одна страна учила другую. В свою очередь, мы высказывали свои замечания в адрес Еврокомиссии». А уже непосредственно перед самим саммитом посол Киева при ЕС Константин Елисеев возмущался по поводу того, что ЕС выдвигает к Украине такие требования, будто к потенциальному члену.

 

Между тем от украинского правительства все чаще звучат заявления, суть которых сводится к тому, что государство ставит своей целью уже не интеграцию в ЕС, а какую-то другую «евроинтеграцию». О чем идет речь, пытался недавно объяснить новый министр иностранных дел Леонид Кожара, который, начиная со своего визита в Давос в конце января, прилагает немалые усилия для продвижения подзабытого тезиса о «движении в Европу вместе с Россией», что сейчас основывается на концепции, которую продвигает Путин, – «Европы от Лиссабона до Владивостока», из которой было бы вытеснено влияние США и в пределах которой Москва играла бы первую скрипку. Интерес режима Януковича к такой конфигурации объясняется не только экономическими мотивами, но и тем, что в таком гипотетическом объединении не стоял столь принципиально вопрос соблюдения стандартов демократии, прав и свобод человека, как сейчас, на переговорах об ассоциации с ЕС. Однако, взяв курс на отказ от европейской интеграции, украинские власти пытаются переложить ответственность за возможный провал двустороннего саммита и уменьшение шансов на подписание Соглашения об ассоциации в этом году на представителей оппозиции, а также на европейцев, которые «не хотят понять специфики Украины».

 

Пребывание в серой зоне между ЕС и Россией вместе с отсутствием достаточно сильного давления на личные интересы Януковича и его окружения – вполне благоприятное состояние для развития «семейной» модели авторитарного государства. Европейская интеграция никогда не была для нынешнего хозяина Банковой настоящей целью, просто во время последних президентских выборов в 2009-2010 годах он, в отличие от 2003-2004-го, не мог себе позволить публично отказаться от нее или, тем более, выступить против. В этом смысле концепция «европаузы» является вполне комфортной, ибо сопровождается декларациями о «европейском курсе» и имитацией усилий в этом направлении. Поэтому не стоит ожидать от режима Януковича реального выполнения большинства условий, выдвинутых для подписания Соглашения об ассоциации.

 

Но ЕС важно не идти по сценарию, который навязывает Янукович, и отделять его (и тактические цели воздействия на него) от украинского народа и стратегической цели – утверждения европейской ориентации и интеграции Украины. В этом контексте заключение Соглашения об ассоциации может, во-первых, положить конец дискуссиям об интеграции государства в Таможенный союз. Во-вторых, ассоциация и ЗСТ – это пусть и символический, но важный сигнал, что Украина является частью европейского экономического и геополитического пространства, которая позже при соответствующих условиях может претендовать на полноценное членство в ЕС. А значит, и важный стимул для активизации проевропейских украинских сил, точка в разговорах о том, что «нас там не ждут».