До сих пор утихло эхо празднования 1025-летия крещения Руси. Вид президентов Путина и Януковича, говорящих об общих корнях их государств и получающих благословение от Патриарха всея Руси, наводит на беспокойные мысли о том, что Украина делает неверный выбор относительно своего будущего. Ведь история отнюдь не дается государствам раз и навсегда: ее можно моделировать так, чтобы она отвечала интересам страны и соответствовала актуальным стратегическим задачам.

Так делает, например, Россия, укрепляя свою позицию в регионе при помощи исторического дискурса. Неплохо получается это и у Польши, которая успешно использует прошлое в политических играх. Украину же бросает из крайности в крайность: она то превозносит Украинскую повстанческую армию, то советских солдат, и эта раздвоенность касается в том числе понимания истоков государственности страны. В такой ситуации российский миф об общем корне двух стран может представлять для украинской независимости опасность.

Владимир Путин и Виктор Янукович в Севастополе


1. Позиция Москвы проста и последовательна: нынешняя Россия начинается с Киевской Руси, и, главное, — с крещения страны великим князем Владимиром. Однако раз на территории бывшей империи восточных славян функционируют другие государственные образования — Белоруссия и Украина, следует признать их наследниками той же самой цивилизации. Главная защитница такой концепции — Православная церковь. Территория деятельности Московской патриархии охватывает не только Россию, но и Белоруссию с Украиной. Это положение вещей одобряет константинопольский Патриарх, символический глава всего православия, не признавая автокефалии украинской Православной церкви. Значит, единая святая Русь продолжает свое существование и лишь (временно?) разделена на три государства.

Читайте также: В мире чтят память украинцев - жертв Голодомора

Подчеркивая общность истории своей страны с Россией, Виктор Янукович принимает данный дискурс и признает его справедливость, и это не что иное, как капитуляция на поле исторической политики. Нынешний украинский президент не занимается исторической сферой и хотя он не отмежевался от линии своего предшественника Виктора Ющенко, заметно ослабил ее звучание.

2. Было бы ошибкой считать, что данная версия истока России и Украины — это единственная концепция, имеющая право на существование. С тем же успехом можно сказать, что Киевская Русь не имеет своего государственного преемника.

Корни России в больше степени следует искать в Московском княжестве, которое сформировал период монгольского ига и система ярлыков на великое княжение, то есть назначение ханом самого ревностного коллаборанта, московского князя, правителем всей Руси. Российская политическая система, обычаи, отношения государства с гражданами сформировались именно там, а не в Киевской Руси, которая с системной и культурной точки зрения была гораздо ближе Европе, чем позднейшие монгольские вассалы.

Пасха в Киево-Печерской Лавре


В свою очередь, Украина, как отдельное образование — вначале культурно-языковое, а потом и политическое — сформировалась в Речи Посполитой. Именно здесь выделилось украинское православие, сердце которого билось в Киево-Могилянской академии; здесь украинская шляхта училась демократии, появлялись вольные казачьи войска. Эта идентичность столкнулась с польской и укрепилась в процессе этого противостояния. Таким образом началом украинского государства была Гетманщина Хмельницкого — самостоятельное де-факто образование со своей столицей, административными органами, армией и Церковью.

Также по теме: Послесловие к 9 мая на Украине

Если закрыть главу под названием Киевская Русь и оставить ее занимающимся Средневековьем историкам, и принять предложенные выше отдельные концепции возникновения российской и украинской государственности, возникает иная стратегическая реальность. В таком случае претензии России на какую-либо общность с Украиной выглядят чистым экспансионизмом, а не обращением к единым ценностям.

3. Каждому народу нужен свой краеугольный миф. Удобство политики заключается в том, что она может его выбирать, забыв об одних предках и выдвинув на первый план других. История — это не только наука, это еще и политическая стратегия. Вектор развития и будущее каждого государства определяет то, какую версию истории изучают в школах дети, какой образ прошлого принят в обществе за норму.

Украина не обязана делать ставку на Киевскую Русь, у нее есть и другой выбор. Разумеется, возводить свои истоки к XI, а не к XVII веку кажется более респектабельным, но таким образом можно легко попасть в ловушку российской исторической политики и «русской общности». Киеву было бы выгоднее выбрать другой миф: культурной и исторической общности с Польшей, отделение от которой Гетманщины стало актом формирования украинской государственности. Это дало бы Украине позицию полноправного члена Европы, который лишь хочет вернуться на причитающееся себе место.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.