Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Белоруссия стала зоной контрабанды

Через территорию страны идут транзитом «запрещенные» в России товары

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия запретила польские яблоки, а белорусские власти подтвердили, что через территорию Белоруссии ежегодно идет миллион тонн польских яблок. Сегодня через Белоруссию транзитом идут те самые продукты, которые якобы запрещены. То есть это «серые» схемы, на которых сегодня зарабатывает режим Лукашенко. Белоруссия стала такой контрабандной зоной, через которую проходят огромные эшелоны товаров в Россию.

Об этом бывшая политзаключенная и главный редактор сайта charter97.org Наталья Радина заявила в интервью Polskie Radio.

- Приветствуем слушателей белорусской службы «Польского радио», а также зрителей нашей мультимедийной платформы. У нас в гостях, в варшавской студии, Наталья Радина, главный редактор портала charter97.org. Приветствую вас, Наталья!
- Добрый день!

- Сегодня на вашем портале прочитал интересную информацию: «Ученые обнаружили участок мозга, который отвечает за совесть». По вашему мнению, у кого из белорусских политиков нет этого участка?
- Вряд ли у диктатора и главного белорусского олигарха Лукашенко есть совесть. Здесь о совести говорить невозможно.

- А из оппозиционных?
- Я бы не хотела оценивать оппозицию. Знаете, когда оппозиция придет к власти —  тогда мы будем ее критиковать, а в условиях диктатуры оценивать оппозицию с этой точки зрения я бы не стала публично. Хотя, конечно, там тоже есть разные люди.

- Когда заходишь на ваш портал и открываешь, допустим, какой-нибудь сюжет, там видна ссылка на PayPal. У «Хартии» нет денег на деятельность?
- К сожалению, нам не хватает сегодня средств. Мы очень благодарны тем международным партнерам, которые у нас есть. Мы очень благодарны Польше за помощь, которая оказывается сайту «Хартии». Но, к сожалению, сегодня средств, которые нам выделяются, не хватает на целый год.

- Означает ли это, что в Европе, допустим, вообще в западном мире, заинтересованность Белоруссией снизилась?
- Есть такой момент. Я бы сказала, что все эти годы, все 20 лет диктатуры Лукашенко у Запада не было стратегии в отношении Белоруссии. Поэтому, конечно же, интерес к нашей стране всегда был недостаточным. Когда нет стратегии, нет желания что-либо изменять. Поэтому сегодня на фоне российско-украинской войны интерес к Белоруссии практически исчез. Сегодня западные бюрократы, в принципе, отдали Белоруссию на откуп России, и заинтересованности в изменениях нет. Хотя мне кажется, что это абсолютная глупость. Поскольку надо четко понимать, что без изменений в Белоруссии, без демократизации нашей страны не будет сегодня стабильности в Украине. Совершенно понятно, что сегодня Лукашенко — главный союзник Путина.

- Мне кажется, что сейчас Европа обратила внимание именно на Украину и Россию. И парадоксально, что Белоруссия в этом конфликте «Европа-Россия-Украина» выигрывает даже в экономическом плане.
- Выигрывает не Белоруссия, выигрывает исключительно Александр Лукашенко, который использует этот момент, как он использовал в свое время российско-грузинскую войну, получая после этого дивиденды от Запада и кредиты. Хотя на самом деле для Белоруссии это ничего не дало, кроме усиления репрессий и получения режимом дополнительных денег.

Сегодня Лукашенко пытается вести точно такую же политику, хотя верить в это — абсолютная глупость. На территории Белоруссии размещаются российские войска, размещается наступательная артиллерия. Мы видим, что Лукашенко голосует сегодня в ООН за признание Крыма территорией России. И сегодня он просто пытается снова получить для себя определенные бенефиты от российско-украинской войны.

- Но в экономическом плане Белоруссия выигрывает, а также население Белоруссии, потому что Россия запретила поставки продуктов питания из Европы. Белорусские предприятия будут работать на Россию.
- Вы знаете, что последняя информация по поводу польских яблок заключается в том, что Россия запретила польские яблоки, а белорусские власти подтвердили, что через территорию Белоруссии ежегодно идет миллион тонн польских яблок. И понятно, что сегодня через Белоруссию транзитом идут те самые продукты, которые якобы запрещены. То есть это «серые» схемы, на которых сегодня зарабатывает режим Лукашенко. Белоруссия стала такой контрабандной зоной, через которую проходят огромные эшелоны товаров из Украины в Россию, из России в Украину, из стран Европы в Россию. И все это «серые» схемы, на которых обогащается не белорусский народ, а исключительно режим Лукашенко и ему подчиненные структуры.

- Вы говорите про разные «серые схемы», говорили про другие грехи Лукашенко, про его счета в западных банках и т.д. Но никто из оппозиции не представил доказательств. Почему так происходит? Люди боятся или таких доказательств нет?
- Во-первых, чтобы найти такие юридические доказательства, необходимы огромные деньги, потому что нужны услуги адвокатских контор и детективных агентств.

А во-вторых, почему нет доказательств? Доказательства того, что Лукашенко убивает своих политических оппонентов, есть с 2001 года. И это признало международное сообщество — режим Лукашенко преступен. Люди, которые сейчас находятся у власти, причастны к похищениям и убийствам людей. Какие вам еще нужны доказательства? Опять же схемы с «растворителями» и «разбавителями», когда из Белоруссии российские нефтепродукты шли беспошлинно на Запад, тоже доказаны.

- Вы очень часто в разговоре употребляете фамилию Лукашенко. А какие эмоции, какие чувства у вас к нему?
- Вы знаете, сказала бы ненависть, потому что очень жаль тех людей, которых нет с нами, которые были похищены, убиты. Олег Бебенин, основатель сайта «Хартия'97», был повешен накануне президентских выборов 2010 года. Но кроме этого, есть чувство жалости. Потому что для меня это жалкий человек, который сегодня вцепился во власть, который не может с ней расстаться. Очевидно, что он ущербен.

- А насчет Бебенина есть доказательства? Я знаю, что неприятно говорить про человека, которого нет, но там была такая версия, что это была депрессия.
- Это версия белорусского КГБ и его агентов. Есть доказательства, есть свидетели, которые видели тело Олега сразу после того, как его обнаружили, и которые говорят о том, что на его теле были следы избиения. А то, как проводилось расследование (хотя скорее, не проводилось), как власти скрывали все эти факты и отказывались исследовать версию гибели журналиста из-за профессиональной деятельности, говорит о том, что Олега действительно убили. Я в этом не сомневаюсь.

- Поскольку мы разговариваем искренне, то я хотел бы поговорить на разные темы, даже болезненные. А почему именно Бебенин? А не другой оппозиционный деятель или журналист «Хартии»?
- Убийством Олега Бебенина власти выполняли две задачи. Первая из них —  это конечно напугать журналистов, в том числе сайт «Хартии», который всегда жестко и принципиально критиковал режим Лукашенко. А вторая —  Олег согласился стать одним из руководителей избирательной кампании Андрея Санникова. И, естественно, когда убивают человека принадлежащего штабу оппозиционного политика —  это деморализующе действует на людей, которые хотят присоединиться к кампании этого кандидата

- Вы вспомнили агентов белорусских спецслужб. По вашему мнению, много ли таких агентов в рядах белорусской оппозиции?
- Я думаю таких агентов было много и в рядах польской «Солидарности». При любой диктатуре власти внедряют своих агентов в оппозиционные структуры.

- Я не буду спрашивать фамилии. Но вы подозреваете определенных людей?
- Подозреваю, но я предпочитаю держать свои соображения при себе. Всегда есть опасность обвинить невиновного человека.

- А вы считаете себя частью белорусской оппозиции?
- Конечно.

- Скажите, существует ли, по вашему мнению, объективная журналистика?
- Вы знаете, в условиях диктатуры сложно говорить об независимой журналистике. Сегодня власти загнали нас в такую ситуацию, когда журналистов запугивают, убивают, бросают в тюрьмы по обвинениям, как например, было со мной, в «организации массовых беспорядков» и по статье до 15 лет лишения свободы. Сегодня мы превратились в борцов за свободу. Мы пытаемся добиться своего права работать журналистами, говорить людям правду и доносить до людей информацию о том, что происходит в стране.

- Фразу, которую сейчас скажу, я услышал от одного белорусского комментатора: «В Белоруссии существует два центра пропаганды —  «Беларусь сегодня» и «Хартия». Можно сказать, что некая доля правды в этом есть?
- Может быть и есть. Я буду рада, если одна «Хартия» сможет противостоять огромной пропагандистской машине. Пока, к сожалению, мы работаем практически в одиночестве. Потому что игры в псевдонезависимую журналистику в условиях диктатуры приводят к игре в пользу власти. Нужно понимать, что на стороне власти вся пропагандистская машина. Огромное количество газет, все телевидение, большое количество радиостанций. Нас сегодня уничтожают и поэтому мы должны противостоять этому.

- С каким белорусским политиком из властей вы бы могли сотрудничать, если бы изменилась ситуация? Я надеюсь никому карьеру не сломаем.
- Я готова сотрудничать с любыми адекватными людьми, для которых интересы родины, страны превыше личных.

- А какую-нибудь фамилию?
- Не буду называть и подставлять этих людей.

- Наталья, скажите, пожалуйста, а есть ли у вас время на личную жизнь? Потому что вы воспринимаетесь как борец за права, за демократию, за свободу. Но вы все-таки женщина.
- Трудно находить, но я учусь.

- А какие эмоции, чувства перевешивали, когда вы находились под арестом?
- В первую очередь, больше всего, я переживала, что не будет работать сайт. Меня это беспокоило гораздо больше, чем то, что я оказалась в тюрьме.

- Страх был?
- Как у любого нормального человека, страх был. Очень большой страх за родителей. Я переживала, как они это воспримут. Страшно, когда ты ждешь какого-то решения относительно себя: предъявят тебе обвинения или не предъявят. Когда мне через 10 дней предъявили обвинение по статье до 15 лет лишения свободы, я абсолютно успокоилась. Я поняла, что не надо только ничего ждать, нужно просто принять, что ты пойдешь в тюрьму и представлять, как ты устроишь там свою жизнь, свой быт, как ты проживешь там эти годы. И вот когда ты принимаешь, что можешь пойти в тюрьму —  тебя очень сложно сломать. Ты живешь совершенно в другом состоянии, в другом измерении.

- Еще хотел задать вам вопрос. «Роскомнадзор» к вам прицепился. За что?
- Я по этому поводу пошутила: «Лишите меня наконец российского гражданства». Как может сайт «Хартии» подчиняться каким-то российским законам?

- Вы разговариваете на встречах з западными политиками или деятелями о том, что вы мне сейчас сказали. Как они реагируют? Да, да, да... И ничего не делают?
- К сожалению, каких-то конкретных действий мы сегодня не видим. Там тоже разные люди. Есть люди, которые реально обеспокоены, озабочены ситуацией в нашей стране. Есть просто чиновники, которые говорят «да, да, да...», принимают к сведению, ставят галочку и забывают через полчаса. Но, я надеюсь, что людей неравнодушных, которые реально хотят перемен в Белоруссии, будет больше.

- Последний вопрос. Я хотел бы закончить оптимистично. Когда вы находите свободное время, что делаете? Какое у вас хобби? Я думаю, что нашим слушателям и зрителям будет интересно узнать.
- Читаю книги, смотрю фильмы.

- А что любите готовить?
- Честно говоря, на готовку времени не хватает, но в последнее время я стала получать удовольствие от этого. Я люблю экспериментировать. Люблю брать элементы из разных кухонь и пытаться заниматься этаким кулинарным творчеством.

- Наталья Радина, главный редактор портала «Хартия'97» была у нас в гостях в варшавской студии. Большое спасибо вам за встречу. Спасибо вам, уважаемые радиослушатели и зрители. Всего доброго!
- До свидания.