Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский президент использует страх

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Год назад внезапная отставка Бориса Ельцина побудила меня в канун Нового года написать статью о той роли, которую он сыграл в российской истории. С тех пор как уходящий президент назвал своего преемника, а в российской политике это равносильно гарантированной победе на выборах, я предпринял попытку предсказать основные направления будущей политики Владимира Путина.

Год назад внезапная отставка Бориса Ельцина побудила меня в канун Нового года написать статью о той роли, которую он сыграл в российской истории. С тех пор как уходящий президент назвал своего преемника, а в российской политике это равносильно гарантированной победе на выборах, я предпринял попытку предсказать основные направления будущей политики Владимира Путина.

К несчастью, мой прогноз, основанный на предположении, что молодой прагматичный лидер поддержит развитие демократических процессов внутри страны, будет бороться с коррупцией и сгладит перегибы внешней политики Бориса Ельцина, оказался новогодним самообманом. Сейчас мы можем более трезво оценить прошедший год.

Владимир Путин имел все преимущества, о которых только может мечтать президент. Рейтинг его популярности напоминал о той эйфории, которая царила в первые дни пребывания Ельцина в Кремле. Сильная девальвация рубля после августовского кризиса 1998 года способствовала развитию российской экономики, в основном ориентированной на экспорт. А благодаря высоким ценам на нефть были накоплены невиданные запасы валюты, подобных которым не удалось накопить ни одному правительству посткоммунистической России.

Этот гигантский кредит не был использован по назначению. Прошлое Путина, связанное с КГБ, оказало не лучшее влияние на стиль его руководства. Красной нитью через его внутреннюю и внешнюю политику проходит стремление использовать страх - страх россиян перед угрозой нападения со стороны враждебных сил извне (чеченцев, НАТО или свободных предпринимателей) и страх Запада, что без сильного, прагматичного лидера Россия снова станет неуправляемой, нестабильной и потенциально агрессивной страной. Вместо того чтобы бороться с враждебными силами в стране - коррупцией, невежеством и раздутым государственным аппаратом - господин Путин искусно меняет правила игры.

Номенклатурные лобби

За внешними успехами российской экономики все еще не видно структурных преобразований. Хотя были осуществлены некоторые реформы налогового законодательства, проведению болезненных реформ внутри страны препятствуют могущественные номенклатурные лобби. Коррупция расцветает пышным цветом, в то время как судебная система остается слишком неэффективной, чтобы стабилизировать ситуацию.

Тысячи российских солдат погибли в ходе войны в Чечне. Эта война стала причиной неисчислимых жертв среди чеченских партизан и мирного населения, превратила в руины чеченские города и деревни и обрекла сотни тысяч жителей на тяжелую борьбу за выживание. Начатая как антитеррористическая операция эта война господина Путина затем превратилась в еще одно деловое предприятие для русских генералов и их чеченских коллег.

Новая политика Путина в отношении российских регионов представляет собой странную смесь методов управления, практиковавшихся в свое время в российской империи, с методами управления Политбюро. Чтобы сохранить власть, российские губернаторы присягают на верность центральным властям, получая взамен расширенные полномочия над традиционно слабыми органами местного самоуправления. Следуя их примеру, практически все российские политические лидеры перешли к поддержке любого начинания президента. Так, например, идею Путина о возрождении старого советского гимна поддержали более чем 80% депутатов Государственной думы.

Внешнеполитическая доктрина президента Путина есть не что иное, как более масштабный вариант внутриполитической стратегии. И первую, и вторую можно более точно определить как компанию по "управлению государствами-изгоями с ограниченной ответственностью". Появляется ли горячая точка в каком-то уголке земного шара или угроза внутренней безопасности России - президент использует рычаг.

Беспокоит северокорейская ядерная программа? Российский президент уже установил личные контакты с Ким Чен Иром и готов сыграть роль посредника на корейском полуострове. Саддам Хусейн, Муамар Каддафи или Башар Асад? Российский президент готов предложить свое посредничество в каждом отдельно взятом случае.

На знакомой земле Афганистана господин Путин предлагает для помощи в поиске Усамы бен Ладена использовать российскую военную машину. Неважно, что ее присутствие даст возможность русским генералам контролировать основные маршруты торговцев наркотиками, следующих из Афганистана в Европу через государства Центральной Азии. Как основной поставщик обычных вооружений и ядерных технологий Россия сдерживает военные амбиции Ирана. Несомненно, что недавний визит господина Путина на Кубу для восстановления дружественных отношений с Фиделем является конкретным проявлением этой геополитической стратегии по отношению к новой администрации США.

Стратегия Путина базируется на его понимании истории. Недальновидный подход Запада к гражданской войне в России в 1919 году и Мюнхенский мирный договор, подписанный Великобританией с Гитлером в 1938 году, привели к ужаснейшим трагедиям в истории 20 века. В 1961 году Кеннеди выступил против поддержки антикастровских сил американской авиацией, бросив их на растерзание кубинской армии, возглавляемой советскими офицерами. Вдохновленный этой демонстрацией слабости Советский Союз отправил на Кубу свои ядерные ракеты. Кубинский ракетный кризис в октябре 1962 года привел человечество на грань ядерного уничтожения.

Мы также являемся свидетелями не столь давних примеров ограниченного вмешательства Запада в кризисные ситуации в критические моменты их развития - достаточно привести два примера: изначально пассивное отношение к агрессивным планам Саддама в 1990 году, выступление в поддержку территориальной целостности Югославии в 1991 году. Мораль в каждом из этих случаев одна и так же: своевременный ответ на подобные опасные игры, инициируемые врагами демократии, драматически снижает цену, которую нужно платить за сдерживание.

Сегодня я вижу на горизонте приближение урагана. У западных правительств есть возможность предотвратить его разрушительные последствия. С моей точки зрения, немаловажно, чтобы новая администрация и ее европейские союзники жестко дали понять господину Путину, что они признают требования российской Генпрокуратуры о выдаче медиа-магната Гусинского политическими.

Не следует обманываться видимой малозначительностью вопроса по сравнению с вышеупомянутыми катастрофическими событиями. Решение по делу владельца "Медиа-Моста" - крупнейшей независимой медиагруппы в России - вполне может сыграть решающую роль в борьбе за свободу слова в путинской России.

Ирония состоит в том, что господин Гусинский, как и другие олигархи, виновен в плачевных результатах реформ последнего десятилетия. Однако в то время как некоторые другие олигархи стали объектами ограниченного преследования со стороны Кремля, оппозиционные взгляды, распространяемые его медиаимперией, сделали господина Гусинского основной мишенью кампании господина Путина по вытеснению олигархов с российского политического ландшафта. Конечно, лояльные промышленные магнаты по-прежнему благоденствуют при новом режиме.

Ослабленная демократия

Ввиду того, что обещания президента стабильности и процветания вступают в противоречие с суровыми условиями жизни в России, независимые средства массовой информации остаются единственной надеждой нашей молодой, но уже ослабленной демократии на выживание. Подконтрольные государству телевидение и пресса приукрашивают ужасы войны в Чечне, беспредел правоохранительных органов, бедность повседневной жизни хорошо отточенным оруэлловским языком. В таком контексте дело Владимира Гусинского становится важной частью общего успеха стратегии господина Путина.

Нужно надеяться, что Верховный суд Испании проявит независимость и беспристрастность в этом деле. Однако в вакууме жить невозможно, и Россия, конечно же, полна решимости использовать все возможные средства давления, чтобы добиться выдачи господина Гусинского.

Вполне понятно, что Испания может оказаться уязвимой в этом вопросе. Мадрид уже имел опыт такой уязвимости, когда требовал выдачи Баскских террористов у других стран. И в то время как известный активист судья Бальтаcар Гарcон , возможно, на самом деле мало симпатизирует к якобы коррумпированному олигарху, пользующемуся поддержкой антикоммунистов, другие могут иметь иные мотивы в пользу выдачи господина Гусинского. Кто знает, сможет ли правительство Испании противостоять неофициальному предложению бывшего офицера КГБ передать ему секретные данные на активистов ЕТА?

Новая администрация США может начать построение новых и более эффективных отношений с Россией с нескольких неудобных вопросов о преследовании господина Гусинского. Она может также высказаться против существующего отношения к прессе в России господина Путина. Неадекватная реакция на ущемления свободы и демократии в России, какими бы смутными они ни казались Западу, без сомнения, будет иметь долгосрочные последствия как в России, так и за ее пределами.