Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чего боится ЦРУ?

Чего боится ЦРУ?

Чего боится ЦРУ? picture
Чего боится ЦРУ? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Выдержки из доклада директора американского Центрального разведывательного управления Джорджа Тенета специальному комитету по разведке сената США от 7 февраля 2001 года о глобальных угрозах Соединенным Штатам Америки в 2001 году.

Выдержки из доклада директора американского Центрального разведывательного управления Джорджа Тенета специальному комитету по разведке сената США от 7 февраля 2001 года о глобальных угрозах Соединенным Штатам Америки в 2001 году

Распространение оружия массового поражения в мире

Позвольте мне более подробно рассмотреть проблему распространения оружия массового поражения (ОМП) в мире. По-прежнему целый ряд государств и неправительственных групп стремятся к обладанию ОМП и средствами его доставки к целям. Давайте сначала обсудим возрастающую угрозу, которую для нас представляют межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Не говоря уже об МБР России и Китая, по-прежнему остается угроза со стороны МБР целого ряда других государств - конкретно Северной Кореи, вероятно, Ирана и, возможно, также Ирака. Некоторые государства самостоятельно разрабатывают и производят МБР, другие - используют прямую иностранную техническую помощь И хотя у государств, сравнительно недавно приступивших к осуществлению своих ракетных программ, гораздо меньше ракет, которые к тому же обладают куда меньшей точностью, мощностью заряда, живучестью и надежностью, чем те, что угрожали нам в годы "холодной войны", их МБР тем не менее представляют угрозу для американских интересов.

Г-н Председатель! Каталитическую роль иностранной помощи в совершенствовании ракет и ОМП вышеназванных государств невозможно переоценить. Благодаря иностранной помощи этим государствам удалось сократить сроки разработки и наладить производство своего ракетно-ядерного оружия. По-прежнему тремя основными поставщиками технологий в области ракет и ОМП, являются Россия, Китай и Северная Корея. Должен заметить, что многие подробности по необходимости приходится держать в тайне, но позвольте мне коротко перечислить те направления их деятельности, которые вызывают наибольшую озабоченность с нашей стороны.

Контролируемые государством предприятия оборонных отраслей и атомной промышленности России по-прежнему слабо финансируются, и поэтому Москва полагает, что они сами должны зарабатывать столь необходимую твердую валюту путем экспорта своей продукции. Нас по-прежнему заботят поставки российского оружия и военных технологий с точки зрения их последствий для распространения ОМП в мире. Позвольте мне привести некоторые факты:

- В прошлом году российские предприятия и организации продолжали поставлять разнообразные компоненты и технологии для баллистических ракет таким странам, как Иран. Индия. Китай и Ливия. Так, в прошлом году Россия передала большой пакет технологий по баллистическим ракетам Ирану, что, по нашим оценкам, позволяет ему ускоренно разрабатывать ракеты новых типов и добиться самообеспеченности в деле их производства.

- Россия остается основным поставщиком оборудования и технологий для различных ядерных программ гражданского назначения Ирана, которые вполне могут быть использованы также в его программах по ядерному оружию.

- Российские предприятия и организации являются важным для Ирана источником технологий "двойного предназначения" и оборудования для производства биотехнических и химических препаратов. Иранцы и некоторые другие нации заинтересованы в получении доступа к российскому опыту в области биологии и химии; стремятся получить информацию и пройти подготовку для организации у себя производства биологических агентов и боевых отравляющих веществ (ОВ).

Г-н Председатель! Проблема распространения ракет и ОМП продолжает видоизменяться в направлениях, которые делают более затруднительными для нас мониторинг и контроль за распространением, что ведет к возрастанию риска внезапных технических прорывов наших потенциальных противников. В числе новых тенденций можно назвать более широкое распространение в мире средств и способов снижения обнаруживаемости объектов и введения в заблуждение систем слежения за объектами, а также возрастающую доступность технологий "двойного предназначения" - не только для ракет, но также для химических и биологических агентов.

Весьма велика и потенциальная возможность "вторичного распространения" доведенных до стадии зрелости государственных программ (в области ракет и ОМП - прим. пер.) таких стран, как Пакистан, Иран и Индия. Добавьте к этому частные фирмы, ученых и инженеров в России, Китае и Индии, которые, как можно полагать, пользуясь слабым или не обеспеченным санкциями контролем за национальным экспортом и растущей доступностью технологий, все больше вовлекаются в такого рода деятельность (имеется в виду помощь иностранным государствам и неправительственным группам в создании ракет и ОМП - прим. пер). Вышеназванные тенденции сохранялись, а в ряде случаев даже усилились в течение прошлого года.

Российское оружие составляет основу наращивания военных возможностей Китая. Торговля оружием - всего лишь один из аспектов бурно развивающихся китайско-российских связей. Москва и Пекин планируют позднее в этом году подписать "договор о дружбе", выдвигая на передний план общность их интересов и готовность к дипломатическому сотрудничеству в интересах противодействия политике США, которую они считают недружественной. Особые возражения вызывает план США по созданию национальной системы противоракетной обороны (НПРО).

Россия

Г-н Председатель! Еще одна страна стремится быть признанной как великая держава - Россия. Я буду предельно откровенным. Не приходится сомневаться в том, что президент Путин желает восстановить некоторые аспекты советского прошлого - статус России как великой державы, сильную центральную власть и стабильное и предсказуемое общество - иногда за счет соседних государств или гражданских прав россиян.

Примеры:

- Путин начал перестройку верхней палаты парламента (Совета Федерации - прим. пер.), преследуя цель к 2002 году лишить региональных правителей (глав исполнительной и законодательной ветвей власти субъектов РФ- прим. пер.) мест в верхней палате, которые им предоставляются по должности. Он также создал систему из семи "суперокругов" (федеральных округов - прим. пер.), где сегодня полномочные представители президента осуществляют контроль за деятельностью региональных правителей в зоне своей ответственности.

- Он решительно ополчился против независимых российских средств массовой информации (СМИ), в том числе против одного из наиболее известных в России медиа-магнатов Владимира Гусинского, который был вынужден отказаться от своей независимой телевещательной компании, в результате чего количество критически настроенных СМИ уменьшилось.

Москва, возможно, пытается воскресить также подход к внешней политике, который в советские времена был известен как "подход с нулевой суммой". Как я уже указывал, Москва по-прежнему придает большую важность торговле оружием и технологиями как крупному источнику денежных средств. Она все больше использует торговлю оружием и технологиями как инструмент укрепления связей со своими региональными партнерами - Китаем, Индией и Ираном. Москва рассматривает эти связи как один из способов ограничения влияния США в глобальном масштабе.

В то же время Путин предпринимает усилия с целью ограничить влияние США в других бывших советских республиках и восстановить роль России как главной державы в регионе. Он усилил нажим на своих соседей, требуя от них погасить долги за энергоресурсы, он тянет с предусмотренным соглашениями выводом российских войск из Молдовы и применяет широкий диапазон тактических способов давления на Грузию.

Путин увеличил ассигнования министерству обороны, хотя потребуются годы увеличенных расходов, чтобы разделаться с накопившимися в эру правления Ельцина проблемами вооруженных сил. Война в Чечне ведет к падению морального духа, а следовательно, и боеспособности войск. Несмотря на подавляющее численное превосходство, Москва в борьбе с повстанцами оказалась в патовой ситуации, под угрозой постоянных нападений боевиков. И конца этому не видно.

Российские войска потеряли в Чечне многие тысячи своих офицеров и солдат. Имеются многочисленные факты жестокого обращения российских военнослужащих с гражданским населением. Общественность России все активнее выступает против этой войны. Учитывая, что Путин пришел во власть на волне общенародной популярности, вопрос о разрешение чеченского конфликта является для него делом персонального престижа. Недавно Путин перепоручил руководство операциями в Чечне Федеральной службе безопасности России, продемонстрировав тем самым свою симпатию к разведывательному сообществу, из которого он пришел.

Несмотря на ностальгию Путина по советским временам, он сознает, что Россия просто обязана подружиться с рыночной экономикой и интегрироваться в глобальную экономическую систему, и что для этого ему нужны иностранные инвесторы. Плюс к тому растут ожидания общества. Путин избегает принятия трудных политических решений, так как в прошлом году экономика России пошла на подъем, обусловленный высокими мировыми ценами на нефть и дешевизной рубля. Но Путин не может рассчитывать на то, что эти тенденции станут перманентными. Если он хочет, чтобы в России рост экономики и политическая стабильность сохранились на более длительный период, ему придется найти решение для ряда важнейших насущных проблем.

Примеры:

- Если не будут реструктурированы внешние долги России, Путин в 2003 году столкнется с очень большими затруднениями. Россия должна будет выплатить почти 48 млрд. долл. США на протяжении трех последующих лет.

- Критически важными для сохранения тенденции роста являются внутренние и внешние инвестиции в экономику России. Москва недавно заявила, что в прошлом году вывоз капитала возрос до 25 млрд. долл. США. Путину придется доказать, что он намерен всерьез бороться с коррупцией и осуществить комплексную реформу налогообложения, а также меры по защите прав инвесторов.

Перевод: Виктор Федотов