Официальные лица Пентагона заявили вчера, что министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald H. Rumsfeld) объявит вскоре о существенных изменениях в военной стратегии Соединенных Штатов, в том числе и об официальном отказе от принципа "двух больших войн" (т.е. поддержания численности вооруженных сил на уровне, достаточном для ведения двух войн одновременно. - прим. пер.).

На этой неделе, вероятно, в среду, Рамсфелд встретится с президентом Бушем (Bush), во время встречи с которым он должен будет получить окончательное одобрение новой стратегии США. На следующей неделе положения стратегии будут озвучены публично, а завершится двухнедельная кампания военных вопросов речью Буша в Военно-морской академии, где он представит "точку зрения, куда нам необходимо двигаться по мере того, как мы вступаем в XXI век", сообщил вчера служащий Пентагона.

Отказ от принципа "двух больших войн" больше связан с численностью вооруженных сил, чем с вопросами военного планирования. Его отмена позволит изменить минимальный уровень численности вооруженных сил, который на протяжении многих лет равнялся 1,4 млн человек.

Официальные лица министерства обороны сдержанно говорят о том, что придет на замену этому принципу. Один из участников дискуссии о военной стратегии заявил, что войска должны быть способны действовать в быстро меняющемся мире. Это означает, что меньшее значение должно придаваться подготовке к ведению обычных боевых действий, и что особое внимание должно уделяться возможности решать сложные задачи, такие, как защита Тайваня от китайской блокады и обеспечение открытости Ормузского пролива в устье Персидского залива. Сокращение персонала также позволит высвободить деньги для закупки новых вооружений.

В стратегии также отмечается, что сфера интересов вооруженных сил, традиционно лежавшая в Европе, должна переместиться в Восточную Азию. Из-за своих больших расстояний и островных государств она рассматривается больше как театр для использования флота и авиации. Также отмечается, что армия должна активнее использовать новые информационные технологии и противодействовать распространению ракетных технологий в страны третьего мира.

О размере военного бюджета Рамсфелд будет говорить в конгрессе только после того, как публично представит новую стратегию.

Однако чиновникам из администрации президента уже приходится иметь дело с тремя военными бюджетами одновременно. Они готовятся просить конгресс о дополнительном финансировании текущих расходов и о добавках к уже представленному бюджету на 2002 год. В дополнение к этому в ближайшие недели Рамсфелд даст вооруженным силам обширные директивы, которые позволят им готовить бюджет на 2003 год.

- Ожидается, что на этот год Пентагон попросит у конгресса от 6 до 8 млрд долл. США в дополнение к выделенным 296 млрд долл. Рамсфелд отметил, что вопрос о сумме остается открытым, и ее размер будет обсуждаться на этой неделе с Бушем.

- Также администрация планирует попросить конгресс увеличить на 20 млрд долл. представленный ранее военный бюджет на 2002 год, который равнялся 310,5 млрд долл. Неизвестно, как все эти увеличения будут оплачиваться, учитывая, что администрация предусматривает значительное снижение налогов и другие изменения в бюджетной сфере.

- И наконец, бюджет 2003 года будет значительным образом отличаться от предыдущих по своему размеру. Это будет бюджет, при котором начнется радикальная военная реформа, обещанная президентом Бушем во время предвыборной кампании.

Бюджетом 2003 года также предусматривается выделение средств на противоракетную оборону, сообщают пентагоновские чиновники. Рамсфелд отметил, что собирается финансировать исследования в области возможных противоракетных систем, от ракет-перехватчиков морского базирования до лазеров на борту самолета.

Многие высшие генералы Пентагона опасаются, что Рамсфелд потратит слишком много средств на противоракетную оборону и другие направления, которые он считает приоритетными - операции в космосе и сбор разведывательной информации, и что это повредит другим оборонным программам.

Сокращенный перевод: Рафаэль Сайдашев

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.