Вашингтон, 27 мая 2001 года. Странная вещь происходит с дебатами по вопросу противоракетной обороны. Президент США получает больше поддержки от России, чем от либералов в американском конгрессе. В самом деле, ряд государств, которые многие годы увещевали США сохранить Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО), запрещавший даже испытания систем противоракетной обороны территории страны, сегодня готовы согласиться с идеей отправить этот договор в мусорную корзину истории.

Таким образом, американские либералы остаются одинокими в своей отчаянной борьбе за то, чтобы не позволить Соединенным Штатам Америки и их союзникам иметь противоракетный щит. Возьмите, к примеру, Джо Байдена (Joe Biden). Этот сенатор от штата Делавэр доказывает, что отказаться от договора, как предложил ранее в этом месяце президент Буш-младший (George W. Bush), означало бы "навредить интересам безопасности США".

Однако Москва, другой участник Договора по ПРО, говорит, что заинтересована в плане г-на Буша-младшего похоронить этот договор. Что делает план президента Буша-младшего таким привлекательным, так это, по словам министра иностранных дел России Игоря Иванова, то, что он "открывает возможность для совместного поиска решения этих проблем" (распространения баллистических ракет - прим. авт.). Г-н Иванов заявляет также, что предложение президента США "отвечает интересам сохранения стратегической стабильности". Это поразительно слышать от страны, которая, как утверждали либералы вроде г-на Байдена, придет в ярость от предложения г-на Буша-младшего.

Тем временем лидер демократов в сенате США Том Дашл (Tom Daschle) доказывает, что защита от ракетного нападения может "повредить нашей стране в политическом, экономическом и стратегическом планах". Этот сенатор от штата Южная Дакота также заявляет, что "нет ни малейших доказательств, что система обороны от баллистических ракет работоспособна".

Однако генеральный секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон (George Robertson) заявил, что "с огромным интересом" выслушал речь г-на Буша-младшего, включая требования к противоракетной обороне", которые говорят о многом. Высший руководитель одного из самых успешных в истории военных союзов не стал бы зря терять свое время, выслушивая бредовые идеи.

Лидер меньшинства в палате представителей Дик Гефардт (Dick Gephardt) доказывает, что г-н Буш-младший "ставит под угрозу систему контроля над вооружениями, которая десятилетиями служила этой нации и всему миру ". Однако премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair), который в идеологическом плане стоит ближе к г-ну Герхардту, чем г-н Буш-младший, заявил, что "поднятые американской администрацией вопросы реальны, и их постановка применительно к оружию массового поражения вполне обоснованна".

Министр иностранных дел Германии Йошка Фишер (Joschka Fischer) также считает, что план г-на Буша-младшего создает возможность для реструктуризации наших стратегических сил в соответствии с современными требованиями. Он отметил, что в своей речи г-н Буш-младший "нарисовал перспективу быстрых и глубоких сокращений стратегических наступательных вооружений". Поддержка Германией идеи противоракетного щита также заслуживает внимания, учитывая, что сегодня в этой стране правят те самые люди, которые в 80-е годы в большинстве своем выступали против развертывания на своей территории американских ядерных ракет "Першинг-2".

Только одна страна разделяет взгляды господ Байдена, Дашла и Герхардта. В официальной газете коммунистического Китая "The China Daily" доказывается, что план г-на Буша-младшего "инициирует новую гонку вооружений и разрушит то, чего удалось достичь к настоящему времени международными усилиями по разоружению".

Итак, расстановка сил в великом споре по вопросу Договора по ПРО такова: с одной стороны - США, Россия, Великобритания и Германия, страны, которые далеко не во всем проявляют единодушие; с другой стороны - либеральные лидеры в конгрессе США и коммунистические руководители в Китае. Может, это и есть "новый мировой порядок", о котором толковал отец президента Буша-младшего, когда сам был у власти? Но даже Буш-старший (George Bush Snr.) не сумел понять причин столь одиозных спариваний в союзы. В конце концов, дело ведь не в том, что "международным усилиям по разоружению" есть чем похвастать в последнее десятилетие. В этот период Пакистан и Индия создали ядерное оружие, Северная Корея испытала баллистическую ракету большой дальности стрельбы, а Иран очень близок к тому, чтобы иметь собственную межконтинентальную баллистическую ракету. А Китай? Китай начал максимально быстро выпускать ядерные ракеты и экспортировать ракетные технологии.

Все это случилось, пока Договор по ПРО был в силе, а противоракетной обороны не существовало. Фактически, за 20 лет после подписания этого договора США и Советский Союз нарастили свои ядерные арсеналы с примерно 2000 единиц до примерно 10000 единиц у каждой стороны. Если это называется контролем над вооружениями, тогда мир вполне может жить (в буквальном смысле этого слова) без него. Либералам в конгрессе США пора бы это понять.

Перевод: Виктор Федотов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.