В стране, где водка является национальным "напитком", прежде всего, молодежь, начинает отдавать все большее предпочтение пиву. Увеличение оборота частных пивоварен, производящих по современным технологиям пиво для внутреннего потребления, выражается двухзначными цифрами. Их успех и их проблемы являются типичными в целом для "новой экономики" России.

Популярность пива бросается в глаза. Во всех городах России открыто несметное количество киосков, в небольших витринах которых выставлены рядами различные сорта предлагаемого для продажи пива. По улицам и паркам фланируют любовные парочки, как обычно с бутылкой пива в руках. Судя по всему, высокопроцентная "Прозрачная", любимый напиток их отцов, уходит постепенно на второй план. Молодые люди, как и женщины, все чаще отдают предпочтение более "современному" ячменному соку. Динамично развивающаяся пивоваренная отрасль, которая за последние пять лет увеличила объемы производства более чем в два раза, олицетворяет одновременно собой ту часть успешно функционирующей "новой экономики" России, вышедшей из недр нездоровой государственной экономики, где частным предприятиям удается производить с помощью современных технологий конкурентоспособную продукцию и зарабатывать деньги.

Крупнейший пивоваренный завод Европы находится в Санкт-Петербурге

В советской России производство пива являлось государственной монополией. Его не хватало, и было оно сомнительного качества. От случая к случаю в городских кварталах появлялись автоцистерны, из которых любители пива наполняли пивом единой для всей страны марки десяти или двадцатилитровые канистры. Не профильтрованная бурда имела мало общего с тем, что понимается под пивом на Западе. А поскольку была она не пастеризованной, ее необходимо было пить, не дожидаясь, пока это питье скиснет.

Еще до начала преобразований была спланирована модернизация крупного пивоваренного завода в окрестностях Санкт-Петербурга. Предполагалось, что предприятие с помощью чешской технологии будет производить пиво в больших объемах и лучшего качества. Однако в ходе антиалкогольной кампании Горбачева реализацию проекта пришлось отложить до той поры, пока предприятие в 1992 году не оказалось приватизированным. В обмен на контрольный пакет акций скандинавские пивовары передали предприятию ноу-хау. Производственное оборудование, которое было установлено частично еще в начале столетия, было полностью заменено оборудованием в основном немецкого производства, а фасовочные линии - технологиями, импортированными из Швейцарии. Это стоило 50 млн. долларов США. Предприятие, которое имеет марку фирмы "Балтика", первым в стране выпустило на внутренний рынок пиво класса Премиум и с тех пор постоянно наращивает темпы своей экспансии.

200 млн. долларов США реинвестированной прибыли в стартовый капитал позволяют, начиная с 1992 года, практически непрерывно расширять производственные мощности. В 1992 году предприятие произвело и продало 0,3 млн. гектолитров пива, а в 2000 году 3000 санкт-петербургских пивоваров выпустили 7,7 млн. гектолитров пива марки "Балтика". Ожидается, что в этом году цифра составит 9 млн. гектолитров. Был построен свой собственный солодовый цех. Если бутылки производятся на месте, то ячмень еще и сегодня приходится импортировать из-за рубежа, поскольку отечественная продукция до сих пор не отвечает требованиям качества. На петербургском заводе утвердился исключительно российский топ-менеджмент. Завод стал крупнейшим производителем пива в Европе. Громадные производственные цеха, из которых в настоящее время выходят ежедневно 5 млн. бутылок, создают впечатление современно организованного и полностью автоматизированного предприятия. Предприятие, общая прибыль которого в 2000 году составила 46%, а чистая - внушительные 24%, приносит не только хороший доход, но и является крупнейшим налогоплательщиком Санкт-Петербурга.

Конкуренция с выходом на новые рынки

С прошлого года, когда большая часть "Балтики" отошла группе компаний "Carlsberg", на предприятие приходится 20% российского рынка пива. За ним следует компания "Sun-Interbrew", имеющая 14%. Остальную часть рынка делят между собой многочисленные мелкие производители. Отрасли предстоит пройти процесс дальнейшей концентрации.

К пивоваренным компаниям, лишь недавно появившимся на российском рынке, относится группа "Bravo", которая принадлежит исландским инвесторам, и в финансировании которой принимают участие иностранные общества по рискованным сделкам с капиталом. Группа начала производство пива в 1998 году, и тоже - в Санкт-Петербурге, на производственных площадях обанкротившегося деревообрабатывающего завода. 50 млн. долларов США инвестиций и активная рекламная кампания позволили группе вывести практически с нуля свое "Бочкарев-пиво" в разряд ведущего в классе Премиум. Это способствовало также тому, что в Петербурге и в Москве, "Балтика", мало занимающаяся маркетингом, оказалась вытесненной в менее прибыльный сегмент пива среднего класса. Впечатляет также, что касается пива "Бочкарев", темпы роста: в течение одного года предприятие увеличило выпуск продукции более чем в три раза, с 0,44 млн. до 1,39 млн. гектолитров в 2000 году. Директор предприятия Виктор Пятко собирается в течение двух лет довести мощности своего, очевидно, уже прибыльного завода до 5 млн. гектолитров.

Завод "Bravo" производит продукцию тоже с использованием современных западных технологий. Несмотря на то, что иногда случается импровизация, которая несвойственна крупным конкурентам, сравнительно молодая команда директоров, (достаточно сказать, что генеральному директору 38 лет, а его коллегам около 30) несет на себе отпечаток "западности". Директор объясняет это тем, что все они учились в западных институтах или повышали там свою квалификацию.

Неоспоримый потенциал роста

У директора "Балтики" Адама Тлехураи есть наготове понятный рецепт успеха реализации стратегии и развития предприятия: он хочет производить не многочисленные сорта пива, ориентированные на определенные группы покупателей, а высокое по качеству и доступное по цене "народное пиво", которое должно стать и оставаться на российском рынке маркой номер один". Впрочем, "Балтика" выпускает пока до десяти сортов пива, которые различаются друг от друга нумерацией. Чтобы оставаться на рынке в лидерах, "Балтика" собирается осваивать новые рынки. Предприятие уже увеличило численность своего персонала до 6000 человек, приобрело два завода в европейской части России и было бы не против открыть еще два завода в азиатской части страны. Запланированы также выход на рынки СНГ и экспорт продукции в Китай. "Балтика" хочет совместно с группой "Carlsberg" значительно увеличить свою долю в экспорте, которая составляет сейчас 1%.

Тлехураи, однако, видит достаточно неплохие шансы для роста и внутри страны. Последние четыре года, после прекращения выпуска традиционной продукции, ежегодный рост российского рынка пива составлял 20%. По оценке российской компании "United Financial Group Research", в текущем году Россия, на долю которой приходятся 4,8% всего мирового рынка, превзойдет по своей значимости Великобританию и Японию и станет после Китая, США, Германии и Бразилии пятым по масштабам рынком пива в мире. У российского рынка большой потенциал, если учитывать, что ежегодное потребление пива в стране составляет пока 30 литров на душу населения. Тлехураи и Пятко рассчитывают, что уровень потребления пива на душу населения за несколько лет может с учетом дальнейшего улучшения экономической ситуации удвоиться или утроиться, достигнув отметки 60-80 литров. Это позволит России сравняться по этому показателю со Швейцарией, с Венгрией или Финляндией. В этом отношении дальше всех ушел Санкт-Петербург, где на душу населения потребляется уже 55 литров.

Проблемы, вызывающие неуверенность

Однако для того, чтобы достигнуть поставленных целей, необходимо преодолеть ряд трудностей, которые являются типичными для "новой экономики" России. Решающим залогом успеха является, прежде всего, доступ к выгодному для отрасли инвестиционному капиталу, объясняют директора. С этой целью предприятия требуют большей стабильности с политической точки зрения. С тех пор, как стал очевидным их успех, им, в частности, постоянно приходится сталкиваться с новыми налоговыми требованиями, меняющимися законами и происками завистников. В прошлом году ширились требования к государству начать борьбу с ростом потребления пива из соображений заботы о здоровье и подвергать продукцию пивоваренной отрасли дополнительному санитарному контролю, которому подвергаются крепкие алкогольные напитки. Пивовары видят за этим целенаправленную акцию "водочного лобби", напуганного развитием ситуации.

Помимо политической нестабильности российских пивоваров беспокоят вопросы сбыта. Они вынуждены бороться с плохими дорогами и мало эффективной железнодорожной монополией. К тому же в отдаленных районах трудно обеспечить успех инвестиций в развитие производства. Не хватает квалифицированной рабочей силы, а иногда и "рамочных условий". Независимо друг от друга директора заводов "Балтика" и "Bravo" категорично утверждают, что они представляют "белые" предприятия, которые только инвестируют, если их привечают за налоговые отчисления и выплаченные сборы. Они решительно отказывались давать взятки чиновникам: тот, кто, будучи частным инвестором, даст им палец, может быстро оказаться инвалидом без руки. Однако их успех говорит о том, что в сегодняшней России для предприятий с определенным весом вполне возможна "белая экономика".

Перевод: Владимир Синица

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.