Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The New York Times" (США): Европейские армии не соответствуют требованиям наших дней

Военные возможности европейских стран далеко отстают от возможностей США, что существенно затрудняет проведение боевых операций многонациональных сил

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проведенный в НАТО внутренний анализ позволил сделать следующий вывод: если текущие планы выделения ассигнований на оборону будут выполнены полностью, НАТО сумеет достичь менее половины своих целей, которые отражены в программе 1999 года по наращиванию военной эффективности и способности решать проблемы, высветившиеся в период кампании воздушных бомбардировок в Косово. В случае нового конфликта вооруженные силы европейских государств окажутся в чрезмерной зависимости от США. А если европейские страны попытаются справиться с конфликтом самостоятельно, может оказаться, что у них не хватит для этого военных возможностей.

Лондон, 6 июня 2001 года. Через 2 года после того, как Организация Североатлантического договора (НАТО) приняла решение о совершенствовании своих военных возможностей, пропасть между вооруженными силами США и вооруженными силами их европейских союзников по-прежнему остается огромной. Проведенный в НАТО внутренний анализ позволил сделать следующий вывод: если текущие планы выделения ассигнований на оборону будут выполнены полностью, НАТО сумеет достичь менее половины своих целей, которые отражены в программе 1999 года по наращиванию военной эффективности и способности решать проблемы, высветившиеся в период кампании воздушных бомбардировок в Косово.

Генеральный секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон (George Robertson) заявил в одном интервью, что европейские члены альянса прилагают недостаточные усилия для устранения выявленных недостатков. В случае нового конфликта вооруженные силы европейских государств окажутся в чрезмерной зависимости от США. А если европейские страны попытаются справиться с конфликтом самостоятельно, может оказаться, что у них не хватит для этого военных возможностей. "Для европейцев это ясный сигнал, - заявил лорд Робертсон. - Если случится кризис, у них не будет возможностей, чтобы с ним справиться".

Эта отрезвляющая оценка прозвучала в критический момент. В четверг в Брюсселе встречаются министры обороны стран - членов НАТО, а на следующей неделе штаб-квартиру НАТО должен посетить президент США Буш-младший (George W. Bush). Одной из важных тем в повестке дня совещания министров обороны НАТО станут усилия членов альянса по устранению недостатков, выявившихся во время войны с Югославией. Этот конфликт продемонстрировал, что европейские страны существенно отстают от США во многих областях, включая высокоточное оружие, дозаправку самолетов в воздухе, переброску военной техники по воздуху, радиоэлектронную борьбу и системы оружия для борьбы со средствами противовоздушной обороны (ПВО) противника.

Европейские руководители обещали устранить недостатки путем как повышения своей роли в НАТО, так и создания возможностей для действий независимо от США - посредством 60-тысячных сил быстрого реагирования, которые Европейский союз планирует создать к 2003 году. Но пока прогресс незначителен. "Нам нужно делать больше", - отметил лорд Робертсон.

В 1999 году, на встрече на высшем уровне в Вашингтоне, Организация Североатлантического договора приняла так называемую Инициативу Оборонных Возможностей (Defense Capabilities Initiative) - программу повышения способности альянса проводить многонациональные операции, которая должна была быть выполнена к 50-й годовщине НАТО. Были установлены "цели развития" для пяти областей: тыловое обеспечение; система управления; мобильность; живучесть и инфраструктура вооруженных сил; а также "эффективные возможности поражения целей", что в принципе означает способность находить цели и наносить по ним удары с воздуха с использованием высокоточных управляемых боеприпасов.

Учрежденный в НАТО специальный комитет по контролю за выполнением Инициативы Оборонных Возможностей под председательством заместителя генерального секретаря НАТО генерала Сергио Баланчино (Sergio Balanzino) пришел к выводу, что при нынешних уровнях финансирования НАТО сможет достичь менее половины поставленных перед собой целей. Хуже всего обстоят дела с высокоточным оружием. Нынешние ассигнования позволят выполнить не более 35% запланированного объема работ. Основной причиной отсутствия серьезного прогресса является нежелание Европы увеличивать свои военные расходы. Расчеты показывают, что лишь 11 из 19 стран - членов НАТО увеличили ассигнования на оборону (с учетом инфляции). Сегодня, когда кажется, что угроза устранена, позиции сторонников увеличения военных расходов ослаблены", - заявляет лорд Робертсон.

По данным Лондонского международного института стратегических исследований, европейские страны - члены НАТО в совокупности тратят на свою оборону примерно 60% тех сумм, которые ассигнуют на эти цели США, при этом Великобритания, к примеру, выделяет на военные нужды куда больше средств, чем Германия, где военная реформа затормозилась. Другой проблемой является соперничество между военными программами.

Два пункта из повестки дня предстоящей встречи министров обороны НАТО иллюстрируют стоящие перед альянсом трудности. Первый, это предложение о создании возможностей для обнаружения и сопровождения наземных целей с помощью самолетной радиолокационной станции (РЛС). С 1991 года этот вопрос считается одним из главных для НАТО, но альянс никак не придет к согласию относительно путей его решения, и мало кто из его членов готов за это платить.

Другой пункт повестки дня касается разработки систем оружия для борьбы со средствами ПВО противника, таких, как ракеты класса "воздух-поверхность", которые способны самонаводиться на РЛС противника. Но системы оружия такого рода имеют или готовятся приобрести всего семь стран - членов НАТО, причем очень немногие из них действительно способны с высокой точностью поражать средства ПВО. Эффективные возможности создания помех системам боевого управления и связи противника с помощью самолетных комплектов аппаратуры радиоэлектронной борьбы есть только у США.

Вышеперечисленные недостатки чреваты последствиями, которые выходят за рамки НАТО. По настоянию США НАТО поддержала усилия Европейского союза по созданию собственных сил быстрого реагирования. При этом НАТО исходила из предположения, что Европейский союз, возможно, возьмет на себя задачи, которые НАТО не очень хотелось бы решать. Кроме того, как рассуждают в НАТО, выдавая оборону за пример европейской интеграции, страны Европейского союза могли бы принудить свои парламенты согласиться на увеличение военных расходов, что в конечном итоге было бы выгодно НАТО. В таком случае альянс мог бы предоставить Европейскому союзу доступ к своим органам военного планирования и, в каждом конкретном случае по особой договоренности, к своим военным базам и самолетам дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией (типа AWACS).

Но слабые потуги Европы в вопросе создания сил быстрого реагирования ставят под вопрос выполнение европейскими странами своей части обязательств по сделке. Не останутся ли европейские силы быстрого реагирования просто бумажным тигром? "Создание военных возможностей лежит на Европе, - заявил лорд Робертсон. - Если мы хотим приобрести способность справляться с кризисами, кто бы ни стоял во главе, Европейский союз или НАТО, нам нужны более существенные возможности, иначе кризис будет просто невозможно разрешить".

Сокращенный перевод: Виктор Федотов