Президентам Бушу-младшему (George W. Bush) и Путину, которые планируют встретиться в Любляне, Словения, 16 июня, следует безотлагательно обсудить вопрос о продаже Ирану российских ракетных и ядерных технологий, иначе тенденция к улучшению американо-российских отношений, обусловленная предпринимаемыми Вашингтоном в последнее время попытками к примирению с Москвой, может быть пущена под откос.

Визит президента Ирана Мохаммеда Хатами (Mohammed Khatami) в Москву в период 12-15 марта 2001 года превратил путинскую Россию в "лавку оптово-розничной торговли игрушками" для военных иранского аятоллы. Уже сегодня Иран занимает третье место в списке импортеров российского оружия (после Китая и Индии). Россия поставит Ирану достаточно оружия, чтобы дестабилизировать обстановку на Ближнем Востоке, что может означать более высокие цены на нефть и более солидные счета за бензин для американских потребителей.

Российско-иранские военные связи, способствующие наращиванию возможностей Тегерана по применению оружия массового поражения, делают эту страну - спонсора терроризма еще большей угрозой для жизненных интересов США в зоне Персидского залива и для безопасности американских союзников на Ближнем Востоке. Более того, став с помощью России обладателем межконтинентальных баллистических ракет с ядерной головной частью и других современных высокотехнологичных систем оружия, Иран однажды может начать прямо угрожать Соединенным Штатам Америки.

Американская администрация должна разработать цельную стратегию, основывающуюся на активной дипломатии, продуктивных экономических контрмерах и новаторских решениях военного характера, чтобы справиться с растущей угрозой со стороны Ирана. США следует сохранить свое сильное военное присутствие в зоне Персидского залива, особенно группировку ВМС, чтобы устрашать противников и защищаться от военных угроз Ирана. До тех пор, пока США готовы защищать своих союзников, шансы нападения на них Ирана невелики.

США следует ускорить развертывание систем противоракетной обороны (ПРО) морского базирования на американских кораблях в Средиземном море и в Персидском заливе. В интересах развертывания морских систем ПРО Вашингтону следовало бы скооперироваться с Израилем и Турцией, а также с государствами, входящими в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Когда такие системы будут развернуты, можно будет парировать нарождающуюся угрозу ракетного нападения со стороны Ирана.

США следует также крепить свои военные связи с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, чтобы помочь ему стать более эффективным военным союзом. Наращивание военных возможностей Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива будет способствовать уменьшению способности Ирана запугивать своих более слабых соседей и повышению усилий по сдерживанию путем устрашения как Ирана, так и Ирака.

Далее, администрация США должна проследить за тем, чтобы американские предприятия и организации и американские кредиты никоим образом не способствовали иранским программам наращивания ракет и оружия массового поражения. Соединенным Штатам Америки надо бы расширить санкции против российских компаний и институтов, которые помогают Ирану строить ракеты или которые передают ему технологии производства вооружений. Их следует поставить перед выбором: либо торговать с Америкой, либо помогать Ирану.

По американским законам, президент имеет право отказать в американской помощи любой стране, которая в той или иной форме оказывает содействие правительству другой страны, признанной государственным департаментом США спонсором терроризма. Иран числится в списке государств - спонсоров терроризма с 1984 года, и государственный департамент США в своем опубликованном в апреле 2000 года докладе "Характер глобального терроризма" называет его наиболее активным спонсором международного терроризма.

Американской администрации следует помешать американским инвесторам субсидировать российские проекты, могущие стать источником дохода для Ирана, который Тегеран сумеет использовать для приобретения перспективных военных технологий. Российским компаниям, инвестирующим в Иран, следует запретить получать займы на американских финансовых рынках.

Российским компаниям, в особенности таким, как естественная газовая монополия "Газпром", не следует разрешать пользоваться деньгами американских инвесторов, которые помогают им в осуществлении проектов в Иране, ибо эти средства могут содействовать наращиванию иранской военной мощи, что в конечном итоге может угрожать американским интересам в регионе.

Разведывательному сообществу США следует поставить задачу тщательно отслеживать все сделки по передачи технологий и все программы вооружений и выдавать рекомендации с указанием "узких мест", которые уязвимы для санкций.

Группе по оружию массового поражения, работающей ныне в Совете национальной безопасности США, следует поручить разработать стратегию санкций, которая будет направлена против российских и иранских официальных лиц, компаний и отдельных личностей, имеющих касательство к распространению технологий производства оружия массового поражения, материалов или ноу-хау, а также к источникам их финансирования. Эта стратегия должна включать ограничение доступа на американские рынки капитала, тщательную проверку международных инвестиций и банковской деятельности нарушителей, а также более жесткий визовый контроль для официальных или частных лиц.

Администрации Буша-младшего следует поддержать предложение о реструктуризации составляющего 150 млрд. долл. США российского долга Парижскому клубу только в обмен на активное сотрудничество России в перекрытии потока современной военной технологии в Иран. Администрация США должна недвусмысленно заявить, что будет противиться дальнейшей реструктуризации Парижским клубом российского долга до тех пор, пока Москва продолжает экспортировать в Иран опасные военные технологии.

И последнее, но также важное. Соединенным Штатам Америки следует оказать помощь иранскому народу в его борьбе за истинную демократию. Несмотря на реформаторские усилия президента Хатами нынешний режим остается жесткой диктатурой радикальных исламских идеологий. Администрации Буша-младшего следует поддержать создание международной сети неправительственных организаций, ставящих своей целью помощь иранским студентам, бизнесменам, национальным и этническим меньшинствам, а также женщинам - главным сторонникам реформ, которые проголосовали за г-на Хатами в 1997 году и за реформаторов на парламентских выборах 2000 года. Вашингтону следует помочь иранцам получить доступ к свободной от цензуры информации, расширив дальность вещания и диапазоны частот радиостанций "Свободная Европа/Свобода" и "Голос Америки".

Эта стратегия, проводившаяся при президенте Рональде Рейгане (Ronald Reagan) в находившейся под советским гнетом Восточной Европе, доказала свою высокую эффективность. В применении к Ирану она могла бы привести к появлению демократических форм правления и руководства. Администрации Буша-младшего следует определенно воспользоваться этим уроком из наставления по внешней политике Рональда Рейгана.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.