Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шостакович, спор продолжается

Система увенчала Шостаковича лаврами, хотя, говорят, что в тринадцатой симфонии проявилось его критическое отношение к революции

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шостакович, вступивший в коммунистическую партию в 1960 году, никогда публично не критиковал режим. Система увенчала его лаврами, хотя, говорят, что в его тринадцатой симфонии проявилось критическое отношение к революции. Через пять лет после его смерти, в предполагаемых мемуарах тайно продиктованных им ленинградскому журналисту Соломону Волкову, проскользнула разумная и замаскированная критика цинизма советской системы. Мемуары вызвали шумную реакцию на Западе, и началась долгая дискуссия, которая продолжается и до сих пор, о том, был ли Шостакович на самом деле тайным диссидентом сталинской эпохи.

Я прочитал в "Financial Times", что в маленьком финском городе Каустинене было исполнено неизданное произведение Дмитрия Шостаковича (Dmitri Shostakovich), одного из величайших композиторов прошлого века, музыканта, выжившего в советской системе, чья биография и произведения до сих пор вызывают споры как в России, так и на Западе.

Предполагается, что "Сюита на финские темы" была заказана Сталиным (Stalin) Шостаковичу для того, чтобы отпраздновать завоевание Финляндии Красной Армией в 1939 году. История этого события хорошо известна. Финляндия завоевала независимость от России в 1917 году и потеряла значительную часть своих восточных территорий в последней войне. Советские войска, действительно, вторглись с Финляндию в ноябре 1939 года. Данная операция получила название "Зимней войны". Несмотря на то, что Советские войска были сильнее и многочисленнее, финны оказали упорное сопротивление и вынудили СССР пойти на заключение мирного соглашения в 1940 году. Триумфальная пьеса Дмитрия Шостаковича так и не была исполнена в покоренном Хельсинки и оказалась забытой до сегодняшнего дня. Я не являюсь музыкальным экспертом, однако, могу назвать себя неисправимым меломаном. Я много лет занимался классической музыкой на радиостанциях Лондона, в Вашингтоне и, уже достаточно давно, на государственных радиостанциях Испании и Каталонии.

Именно, работая на радио, я познакомился с Шостаковичем. Не только с его замечательными пятнадцатью симфониями, в особенности, с совершенно необыкновенной пятой симфонией, его концертами, его камерными произведениями, но также и с дискуссией, развернувшейся вокруг личности этого человека, якобы писавшего все свои произведения под давлением режима, который стремился к тому, чтобы советские произведения искусства отличались характерным своеобразием.

Когда Шостакович умер в 1975 году, просоветский мир и музыкальные круги воздали ему честь, как великому музыканту 20 столетия. Он стал великим композитором режима, несмотря на то, что известно, что в 1936 и 1948 годах, Шостакович был подвергнут резкой критике за то, что его произведения не соответствовали требованиям официальной культуры.

Шостакович, вступивший в коммунистическую партию в 1960 году, никогда публично не критиковал режим. Система увенчала его лаврами, хотя, говорят, что в его тринадцатой симфонии проявилось критическое отношение к революции.

Через пять лет после его смерти, в предполагаемых мемуарах тайно продиктованных им ленинградскому журналисту Соломону Волкову (Solomon Volkov), проскользнула разумная и замаскированная критика цинизма советской системы. Мемуары вызвали шумную реакцию на Западе, и началась долгая дискуссия, которая продолжается и до сих пор, о том, был ли Шостакович на самом деле тайным диссидентом сталинской эпохи.

Ревизионизм и антиревизионизм стали основной проблематикой непрекращающейся дискуссии. "Свидетельство", а таково название так называемых мемуаров, было охарактеризовано советскими властями как "абсурдная ложь".

Я не слишком углублялся в эту полемику. Могу только скоромно утверждать, что этот русский Малер(Mahler) стал для меня одним из самых любимых композиторов прошлого века. Его пятая симфония оказывает на меня терапевтическое воздействие в любой ситуации и при любом настроении. В ней есть радость, грусть, эйфория, жалобы, патриотизм и разочарование.

"Он лучший в 20-м веке", - сказал несколько лет тому назад вечером на ужине в доме Порсель один из его учеников Ростропович (Rostropovich). Я вполне с этим согласен.