Российские авиакомпании сравнительно мало пострадали от событий 11 сентября по сравнению со своими западными коллегами по бизнесу. На фоне резкого сокращения интереса к воздушным перелетам во всем мире в России объем авиаперевозок в период с сентября по ноябрь текущего года вырос на 12% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В 2001 году услугами российских авиалиний воспользовались приблизительно 24-25 млн. пассажиров, в то время как в прошлом году аналогичный показатель составил 21,8 млн. человек.

На огромных просторах России, покрытых плохими пользующимися дурной славой, дорогами, где путешествие по железной дороге занимает почти неделю, у пассажиров российских авиалиний нет особого выбора, кроме как летать самолетами. Этих пассажиров не так-то легко запугать, учитывая нестабильные показатели безопасности в России. А отдаленная угроза терроризма - недостаточный аргумент для того, чтобы отказаться от услуг авиакомпаний.

"Россияне не боятся - они все знают и все видели, - говорит Владимир Савов, аналитик по авиационным перевозкам московского инвестиционного банка Brunswick UBS Warburg,сначала был некоторый шок, но в настоящее время на внутреннем рынке - все в порядке".

И все же авиакомпаниям нужно время, чтобы восстановить позиции, утраченные в 1990ых годах, когда экономический кризис и резкое падение цен на авиабилеты нанесли непоправимый удар по индустрии отечественного туризма. Со времени распада Советского Союза внутренние авиаперевозки сократились на 80%.

В то же время объем международных авиаперевозок, практически отсутствовавших при советской власти, удвоился. Когда этой осенью мировые авиакомпании вошли в полосу тяжелого кризиса, его последствия не замедлили сказаться и на российских авиакомпаниях. Так, например, крупнейшая российская авиакомпания Аэрофлот, частично принадлежащая государству, на счет которой приходится 68% международных и значительно меньшая часть внутренних авиарейсов, потеряла в этом году порядка 3% от объема пассажирооборота. Тем не менее эта потеря не столь значительна на фоне огромных убытков, которые понесли американские авиакомпании за тот же период времени.

"У нас негативные эффекты накапливались медленно, - говорит Александр Зурабов, первый заместитель директора Аэрофлота, имея в виду теракты в США и ряд катастроф самолетов, имевших место в сентябре. - У нас все произошло не одним махом, как в Америке".

Аэрофлот, который не может пожаловаться на отсутствие финансовых скандалов и который медленно адаптируется к условиям рыночной конкуренции, значительно улучшил свои показатели после того, как в 1998 году в этой авиакомпании сменилось руководство. Тогда компания прибегла к услугам консалтинговой фирмы McKinsey & Company, чтобы реорганизовать свою внутреннюю структуру. В результате ей удалось избавиться от убыточных рейсов и, наоборот, увеличить их количество на маршрутах, пользующихся максимальным пассажирским спросом. Общий пассажирооборот вырос приблизительно на 30% (до 6 млн.), а в прошлом году хронические убытки компании превратились в прибыли. Цена акций компании с августа текущего года выросла на 36% , чему в немалой степени способствовало недавнее повышение цен на российском фондовом рынке.

По мнению аналитиков, еще более важна для российских рынка авиаперевозок консолидация 290 региональных авиакомпаний. У этих компаний, которые отделились от Аэрофлота в начале 1990 годов, получив прозвище "дети Аэрофлота", нет денег на обновление парка авиационных средств, доставшихся им в наследство с советских времен. Эти авиакомпании задерживают развитие небольшого российского рынка авиаперевозок. По мнению аналитиков, они должны объединиться, чтобы сделать этот рынок более эффективным. "Восемьдесят процентов авиалиний нестабильны в финансовом отношении, - говорит Игорь Медзибовский, заместитель директора финансовой компании Ильюшина. - Эти авиакомпании даже не способны арендовать новые самолеты. Российское правительство считает, что они должны как можно скорее объединиться и консолидироваться".

Хотя консолидации пришлось ждать, есть признаки, что она началась. Этим летом компания "Сибирские авиалинии" приобрела московское авиакомпанию Внуково. Компания "Сибирские авиалинии", штаб-квартира которой находится в Новосибирске, быстро растет, осуществляя авиаперевозки в Азию, включая четыре крупнейших города Китая. После слияния она может стать второй по объему пассажирооборота в России.

Тем не менее компании пришлось иметь дело с непростыми проблемами внутреннего характера. В октябре один из пассажирских самолетов компании был сбит в результате неудачного пуска украинской ракеты, произведенного в ходе военно-тактических учений. Все 76 пассажиров того рейса погибли.

В настоящее время компания намерена предъявить иск украинскому правительству о возмещении причиненного ущерба на сумму $10 млн. Представитель "Сибирских авиалиний" сообщил о том, что компания, заваленная бумагами, поступающими из различных правительственных комиссий, пока не подала иск в суд. Все же, по словам представителей компании, катастрофа самолета не нанесла ущерба бизнесу в целом.

Еще одно препятствие для консолидации рынка авиаперевозок - тесные отношения между региональными авиакомпаниями и местными аэропортами, которые заключают с ними эксклюзивные договоры и чинят препятствия авиакомпаниям-чужакам, когда последние требуют посадки для своих самолетов.

Региональные аэропорты "используют множество хитрых уловок", чтобы держать на расстоянии национальные авиакомпании, - говорит Александр Зурабов. - Например, текущие ремонтные работы взлетно-посадочной полосы могут быть приостановлены для того, чтобы местная авиакомпания могла посадить свой самолет".

Однако ситуация начинает меняться. Возросшая конкуренция и более жесткие финансовые порядки ведут к реорганизации всей индустрии. По мнению экспертов, федеральное правительство стало проводить более жесткую политику по отношению к небольшим авиакомпаниям-банкротам.

А поскольку российская экономика, которая в настоящий момент вступает в четвертый год экономического роста, продолжает наращивать объемы производства, постольку рынок авиаперевозок ожидают перемены к лучшему.

Даже настроения среди летных экипажей, известных своим негостеприимством, начали меняться. Все больше и больше служащих "хотят работать в современной, а не в прославленной авиакомпании". - говорит Любовь Солодухина, руководитель штатных тренинговых программ в Аэрофлоте.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.