Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В ╚семейную историю╩ Газпрома вмешались органы правосудия

За тюремной решёткой √ президенты и вице-президенты

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России до сегодняшнего дня остаётся неприятной реальностью то, что уголовное преследование носит откровенно выборочный характер. Следствие часто прекращается, когда поссорившиеся стороны добиваются согласия. Однако в нынешнем деле с Газпромом наблюдатели видят основание для оптимизма: большая прозрачность и аресты как сигнал устрашения, по крайней мере, повышают вероятность того, что представители нового менеджмента в подобной ситуации не отважатся обогащаться таким же бесцеремонным способом.

Вчера в России с санкции Генеральной прокуратуры арестованы трое тесно связанных с полугосударственным энергетическим концерном "Газпром" ведущих менеджера дочерней нефтехимической компании "Сибур". Один из них являлся раньше правой рукой смещенного со своего поста бывшего главы Газпрома Рема Вяхирева, личность которого вызывала немало споров. Сигналом для такого развития истории, собственно, послужило очередное заявление российского президента, без согласия которого арест вряд ли бы состоялся, о необходимости большей прозрачности в деятельности предприятий-монополистов.

"Приватизация" активов предприятия

Первое представление о системе старой гвардии управленцев Газпрома позволило получить изучение положения дел на предприятии перед тем, как прошлой весной был снят по распоряжению президента Путина бывший глава Газпрома Вяхирев. При этом выяснилось, что выгодные заказы, вероятно, регулярно передавались фирмам, которые контролировались родственниками и менеджерами близких людей, туда выводилось даже имущество концерна.

В случае с нефтехимическим акционерным обществом "Сибур" Газпром еще в начале прошлого года инвестировал 80 миллионов долларов США, чтобы получить 51 процент акций Сибура. Предприятия с названием "Сибур" в своих логотипах покупают не только попутный газ, получаемый при добыче нефти, чтобы очищать его и затем с большой маржой продавать как природный газ снова Газпрому, но и занимают в России господствующее положение на рынке производства различной нефтехимической продукции, такой, как некоторые виды пластмасс и резины. Однако, спустя лишь несколько месяцев после приобретения "Газпромом" контрольного пакета акций "Сибура", выяснилось, что предприятие, акционером которого является Газпром, очевидно, еще до этого момента превратилось в чисто торговую компанию, оказавшуюся на пороге банкротства и потерявшую контроль над дочерними предприятиями с упоминанием Сибура в своих названиях (эти предприятия, по неподтвержденным данным, контролируются представителями менеджмента Сибура и близкими к нему кругами). Но Газпром гарантировал этой практически, видимо, не имеющей ценности компании под давлением представителей старого менеджмента концерна в Наблюдательном совете Сибура кредиты на сумму 700 миллионов долларов США. К тому же шел разговор об увеличении доли концерна в капитале компании, для чего "Газпром" должен был инвестировать в Сибур еще 1,2 миллиарда долларов США.

Новое руководство Газпрома, поставленное доверенным лицом Путина Алексеем Миллером не захотело больше мириться с этими махинациями. Однако менеджеры "Сибура", тесно связанные со старой гвардией Газпрома, действовали, очевидно, неблагоразумно. Собственно, когда вчера должно было состояться собрание акционеров, которое должно было положить начало новой жизни в Сибуре, Генеральная прокуратура арестовала председателя Наблюдательного совета Сибура Вячеслава Шеремета и нынешнего генерального директора Якова Голдовского вместе с еще одним представителем компании, фамилия которого не называется. По информации Генеральной прокуратуры, это произошло по инициативе Газпрома, который передал органам результаты своих собственных расследований. Согласно полученным данным, благодаря этим трем менеджерам в Сибуре исчезли, по меньшей мере, 2,6 миллиарда рублей (85 миллионов долларов США). Особо интересным в данной ситуации является то, что Шеремет до сих пор является официально вице-президентом Газпрома.

Больше, чем просто сомнительная попытка оказания давления

Насколько можно было бы приветствовать энергичные действия органов правосудия в отношении преступных махинаций менеджеров, настолько можно было бы и говорить, что все это в нынешней России является настоящей сенсацией. Вероятнее всего, что неблагоразумных менеджеров должны принудить с использованием политической подстраховки к тому, чтобы они "добровольно" согласились на возврат похищенных "средств". В России до сегодняшнего дня остается неприятной реальностью то, что уголовное преследование имеет лишь выборочный характер. Следствие часто прекращается, когда поссорившиеся стороны добиваются согласия. Однако в нынешнем деле с Газпромом наблюдатели видят основание для оптимизма: большая прозрачность и аресты в качестве сигнала устрашения, по крайней мере, повышают вероятность того, что представители нового менеджмента в подобной ситуации не отважатся обогащаться таким же бесцеремонным способом. Однако до искоренения зла, когда государство допускает или даже способствует любимчикам, (бывшим) министрам и бюрократам в большей или меньшей мере без стеснения и безнаказанно "переводить" в свою собственность общественное достояние, видимо, еще долгий путь. Сделать его короче могла бы четкая линия раздела между экономикой и государством.