Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Билл Клинтон три раза пощадил бен Ладена

Есть информация о том, что Клинтон признал ошибку, допущенную в Судане

Билл Клинтон три раза пощадил бен Ладена picture
Билл Клинтон  три раза пощадил бен Ладена picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Согласно источникам в Вашингтоне и на Ближнем Востоке, президент Билл Клинтон отверг по меньшей мере три предложения со стороны иностранных государств об оказании помощи в поимке Усамы бен Ладена. Он сделал это уже после того, как было признано, что террористическая деятельность саудовского миллионера угрожает Америке

Согласно источникам в Вашингтоне и на Ближнем Востоке, президент Билл Клинтон (Bill Clinton) отверг по меньшей мере три предложения со стороны иностранных государств об оказании помощи в поимке Усамы бен Ладена (Osama Bin Laden). Он сделал это уже после того, как было признано, что террористическая деятельность саудовского миллионера угрожает Америке.

По данным источника в Вашингтоне, сам Клинтон назвал свой отказ принять первое из предложений "самой большой ошибкой" своего президентского правления.

Основные причины этой ошибки имели под собой вполне законные основания - американский суд тогда не располагал очевидными уликами против бен Ладена. Однако источники, занимавшие в те годы высокие посты в разведке, обвиняют администрацию в недостатке активности в борьбе против терроризма.

Когда в конце прошлого года официальные представители Судана сообщили, что Вашингтон в 1996 году отверг секретную экстрадицию бен Ладена из Хартума, экс-чиновники Белого Дома, которым было предъявлено данное обвинение, заявили, что не помнят об этом предложении. Теперь же высокопоставленные источники, работавшие в той же самой администрации Клинтона, утверждают обратное: признают, что такое предложение имело место в действительности.

В ходе расследования было обнаружено, что этот просчет был первым, но далеко не единственным в целой серии упущенных возможностей, продолжавшейся вплоть до последнего года пребывания у власти Клинтона. Одна из таких возможностей была предоставлена одной из стран Персидского Залива, другая могла быть реализована при поддержке со стороны Саудовской Аравии.

В начале 1996 года Америка оказывала сильное давление на исламское правительство Судана, настаивая на изгнании из страны бен Ладена, проживавшего там с 1991 года. Выясняется, что Хартум посылал отставного офицера разведки, имевшего связи с ЦРУ, в Вашингтон с предложением выдать бен Ладена, - по образу и подобию того, как в 1994 году был выдан Франции другой террорист - Карлос по прозвищу "Шакал".

Одновременно с этим Госдепартамент называл бен Ладена "самым крупным финансистом террористических проектов по всему миру" и обвинял Судан в укрывательстве террористов. И все же предложение об экстрадиции Усамы бен Ладена было отвергнуто. Бывший высокопоставленный чиновник Белого Дома свидетельствует: "В нашем распоряжении просто не было улик для обвинения Усамы бен Ладена. А поскольку его нельзя было обвинить, постольку не имело смысла заключать его под стражу в США".

Тем не менее бывший эксперт по борьбе с терроризмом уверяет, что имелись "ясные и убедительные" доказательства того, что бен Ладен готовит теракты против Америки.

В мае 1996 года суданское правительство по факсу проинформировало американских дипломатов о том, что бен Ладен может быть выдворен из страны. Таким образом Вашингтону был предоставлен еще один шанс схватить его и привлечь к ответственности. Согласно источникам, работавшим на тот момент в администрации Клинтона, решение не делать этого исходило от самой верхушки Белого Дома.

Говорят, что основной задачей американской внешней политики было искоренение покровительства терроризму на государственном уровне. Поэтому плодотворное давление на Хартум с целью изгнания бен Ладена уже само по себе расценивалось как убедительная победа. Администрация "благодушествовала".

18 мая Бен Ладен вылетел из Хартума чартерным рейсом на самолете С-130 в компании 150 своих последователей, включая жен. Он летел в Джелалабад, расположенный на востоке Афганистана. По пути самолет приземлился на дозаправку в государстве Катар в Персидском заливе. Эта страна поддерживала дружественные отношения с Вашингтоном, однако, самолету было позволено беспрепятственно двигаться дальше.

25 июня всего лишь спустя месяц после этого взрыв 5,000 фунтовой бомбы, спрятанной в грузовике, разнес фасад Хобарских Башен, в которых располагался американский военный жилой комплекс в Дахране (Саудовская Аравия). В результате этого взрыва погибло 19 военнослужащих США. Бен Ладена сразу же заподозрили в организации этого теракта.

Есть информация о том, что Клинтон признал ошибку, допущенную в Судане. Это произошло во время частного обеда в манхэттенском ресторане сразу после 11 сентября прошлого года. По словам свидетеля разговора, Клинтон сказал лицу, обедавшему с ним, что решение отпустить бен Ладена было, вероятно, "самой большой ошибкой за все мое президентское правление".

Второе предложение выдать бен Ладена поступило по неофициальным каналам от Мансура Иджаза (Mansoor Ijaz), пакистано-американского миллионера, который спонсировал предвыборную кампанию Клинтона в 1996 году. 6 июля 2000 года он посетил бывшего главу аппарата Белого Дома Джона Подесту (John Podesta), которому сообщил о том, что офицеры разведки одной из стран Персидского Залива предлагают экстрадировать бен Ладена.

Детали этой встречи подтверждаются электронной перепиской, которая велась между Белым Домом и Иджазом, доступ к которой удалось получить корреспондентам The Sunday Times. По словам Иджаза, предложение заключалось в учреждении исламского фонда помощи Афганистану, в ответ на это талибы должны были переправить бен Ладена в страну в Персидском заливе, откуда его могли выдать Америке.

По информации The Sunday Times, после жестоких внутренних препирательств по поводу аутентичности данного предложения Белый Дом направил Ричарда Кларка (Richard Clarke), главного эксперта администрации Клинтона по борьбе с терроризмом, на встречу с представителями правителями Объединенных Арабских Эмиратов. Те отрицали, что такое предложение имело место в действительности. Однако Иджаз заявил, что Белый Дом, поступив таким образом, нарушил сделку, которая могла быть заключена только неофициальными путями. Иджаз утверждает, что спустя несколько недель, когда он вернулся в Персидский залив, доверенное лицо пригласило его поздно ночью проехаться по пустыне. Во время прогулки до его сведения была доведена информация о том, что прямое появление Кларка нарушило тонкий внутренний баланс и свело на нет всю сделку. "Ваша страна упустила великую возможность,"- по словам Иджаза, его доверенным лицом была произнесена именно эта фраза.

Высокопоставленные чиновники прошлого правительства США заявили, что предложение Иджаза было принято с большим доверием. Однако отказ правительства ОАЕ показывает, что оно не имело надежной почвы под ногами.

По данным источников в Вашингтоне, третье, наиболее таинственное предложение поступило от спецслужб Саудовской Аравии, возглавляемых тогда принцем Турки аль-Фейсалом (Turki al-Faisal). Детали этого предложения до сих пор неясны, однако, есть мнение, что Турки предлагал выследить бен Ладена, установив прибор слежения в багаж его матери, собиравшейся отправиться в Афганистан для свидания с сыном. ЦРУ отказалось от этого предложения.

Ричард Шелби (Richard Shelby), председатель специального комитета Сената США по разведке, заявил, что был в курсе предложения Саудовской Аравии о помощи, однако, добавил, что не может обсуждать его детали, поскольку не вправе разглашать секретную информацию. Давая общую оценку, он сказал: "Не думаю, что борьба с терроризмом была задачей номер один администрации Клинтона. Я считаю, что некоторые возможности в этой области были упущены".