Варшава, 16 января 2002 года. Первый государственный визит российского президента Владимира Путина в Польшу является признаком потепления отношений, что, как надеются поляки, позволит резко активизировать переговоры о торговле, о прокладке нового газопровода и о расширении Организации Североатлантического договора (НАТО). Польский президент Александр Квасьневский (Aleksander Kwasniewski) и новое левое правительство Польши надеются ускорить заключение новых соглашений, которые необходимы для укрепления региональной безопасности и закрытия зияющего торгового дефицита, ограничивающего и без того уже спотыкающуюся экономику Польши.

В прошлом году польский дефицит в торговле с Россией составил 3 млрд. долл. США. Главной причиной является природный газ, который Польша закупает у российского ОАО "Газпром". Всего 30% потребностей Польши в газе удовлетворяется за счет собственных ресурсов, тогда как на долю России приходится 60%. Россия является также критически важным рынком для польских продовольственных товаров, продукции машиностроения и строительных материалов, однако польский экспорт почти прекратился после обвала российского рубля в 1998 году, вызвавшего экономический кризис, который распространился на Польшу и стоил ей, по оценкам Варшавы, 150000 рабочих мест.

Торговый дефицит является "не единственной проблемой Польши". Россия начинает осознавать, что страна, которая не способна сбалансировать дефицит такого рода, будет стремиться ┘"к контрактам с другими странами", как отметил на этой неделе польский вице-премьер Марек Пол (Marek Pol). Для того чтобы ликвидировать этот дефицит, Варшава должна убедить "Газпром" изменить подписанное в 1995 году и рассчитанное на 25 лет соглашение о закупке российского природного газа, с учетом прогнозируемого 20-процентного сокращения внутреннего потребления газа в Польше в ближайшее десятилетие. Польша хотела бы продлить срок действия этого соглашения до 2029 года, но сохранить неизменным общий объем закупаемого газа, равный 250 млрд. кубометров.

Две страны также должны договориться о судьбе газопровода Ямал - Западная Европа, по которому российский газ доставляется в Германию. Были запланированы две параллельные нитки газопровода. Первая часть уже введена в эксплуатацию и работает с половинной нагрузкой, поскольку Польша не имеет возможности профинансировать строительство двух дополнительных компрессорных станций общей стоимостью 180 млн. долл. США. Весьма сомнительно, что будет построена вторая нитка газопровода, поскольку потребности Западной Европы в природном газе сокращаются. В результате Польша фактически имеет возможность забирать себе 3 млрд. кубометров газа ежегодно, значительно меньше, чем было обговорено в контракте 1995 года.

Варшава предлагает компромисс, предусматривающий отказ от строительства второй запланированной нитки газопровода Ямал - Западная Европа и предоставление России разрешения построить еще один транзитный газопровод от польско-белорусской границы до Словакии. Этот транзитный газопровод пойдет в обход Украины, которую Россия обвиняет в краже газа и неспособности платить по счетам. Маршрут нового транзитного газопровода все еще является предметом обсуждения. Москва предлагает самый короткий маршрут, проходящий по восточной границе Польши. Польша предпочла бы, чтобы газопровод проходил дальше к западу, ибо в этом случае ей было бы удобнее снабжать газом промышленно развитую Силезию в юго-западной части страны. Переговоры о газопроводе продолжатся после 15 февраля.

Несмотря на вышеперечисленные затруднения, визит г-на Путина в Польшу подчеркивает, насколько далеко продвинулись отношения между двумя странами с тех пор, как в 1989 году Польша сбросила коммунистический режим. В интервью польскому изданию "Gazeta Wyborcza" г-н Путин сказал, что надеется оживить торговые и культурные связи и даже выразил пожелание, чтобы Папа Римский Иоанн Павел II (John Paul II), уроженец Польши, посетил его страну.

Г-н Квасьневский приветствовал "новую эру" в российско-польских отношениях и во время этого визита надеется обсудить колючий вопрос расширения НАТО с включением в состав этой организации прибалтийских государств Эстонии, Латвии и Литвы. Россия противится включению в НАТО бывших прибалтийских советских республик, в результате чего ее Калининградский анклав, где у России имеется военно-морская база, оказался бы в окружении стран НАТО. Если Россия все-таки согласится на расширение НАТО, г-н Квасьневский выступает за оказание ей экономической помощи в вопросе воссоздания разрушенной экономики этого анклава. Например, г-н Квасьневский предлагает ослабить ограничения на торговлю между Калининградским анклавом, который граничит с Польшей, и Евросоюзом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.