21 января 2002 года. Великобритания изучает вопрос о выдвижении предложения по усилению прав трех крупнейших держав Евросоюза (ЕС) в органе, аналогичном Совету Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН). Ее потенциально взрывоопасный план формального признания господствующей роли Германии, Франции и Великобритании, когда ЕС расширится с 15 до 25 членов, огорчит менее крупные страны, а также Испанию и Италию.

Официальные представители Великобритании настаивают, однако, что процесс принятия решений главами правительств в Совете Европы уже сегодня близок к неосуществимому и может быть парализован, когда в 2004 году в ЕС войдут до 10 новых стран. Радикальные мнения Великобритании по облегчению процесса принятия решений касаются учреждения поста постоянного генерального секретаря, который станет председательствовать на заседаниях совета, вместо назначения на ротационной основе национального лидера, который в течение 6 месяцев исполняет обязанности председателя Евросоюза. Еще более радикальным является предложение о создании внутреннего органа по типу Совета Безопасности ООН, который будет принимать решения вне рамок заседаний состоящего из 25 членов Совета Европы. Английская идея в отношении внутреннего органа по типу Совета Безопасности ООН может быть применена не только к главному Совету Европы, но также и к советам министров, затрагивающих такие области, как юриспруденция, внутренние дела, социальные проблемы, сельское хозяйство, экономику и финансы.

Эти предложения находятся на начальном этапе проработки, и Великобритания пока не решила, стоит ли их выдвигать в рамках дебатов относительно будущего Евросоюза в преддверии предстоящей через 2 года межправительственной конференции по вопросу договоров и методов работы Евросоюза. Даже если бы Великобритания предложила имитировать структуру Совета Безопасности ООН и на ротационной основе включать другие страны ЕС в состав "суперсовета", в котором постоянными членами будут Великобритания, Франция и Германия, эта идея скорее всего встретит сопротивление тех, кто остался вне его. Важность этого вопроса была подчеркнута в ноябре, когда разгорелся скандал после того, как премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) пригласил французского и немецкого лидеров на частный обед в свою резиденцию на Даунинг-стрит, чтобы обсудить Афганистан. Вследствие протестов со стороны других стран список приглашенных был расширен, с включением в него Италии, Испании, Бельгии и Нидерландов плюс главного советника ЕС по внешнеполитическим делам Хавьера Соланы (Javier Solana). Великобритания считает, что любая эффективная система должна признать ту реалию, что большой троице нужно работать вместе.

Сам по себе факт размышления над этим предложением свидетельствует о том, что Великобритания желает быть в центре политики ЕС, привязав к себе Францию и Германию, традиционную "движущую силу" сообщества. На саммите в городе Лэкен в прошлом месяце члены ЕС договорились созвать Конвенцию о будущем Европы, на которой будет председательствовать бывший президент Франции Валери Жискар д'Эстен (Valery Giscard d'Estaing), и опубликовать всеохватывающую декларацию с указаниями по работе конвенции. В повестку был включен ряд вопросов, которые создают трудности для Великобритании - например, конституция ЕС, прямые выборы президента Европейской комиссии и возможное распространение голосования квалифицированным большинством на некоторые важные области. Однако оно включало и многие элементы, которых Великобритания добивалась - в частности, отказ от образования европейского супергосударства, внимание к вопросам, затрагивающим повседневную жизнь, обсуждение раскола между руководством ЕС и членами этой организации, который мог бы привести к возврату ряда задач снова к странам и к усилению роли национальных парламентов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.