Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ПЕСОК ПОЖИРАЕТ КИТАЙСКИЕ ДЕРЕВНИ

У врат китайской столицы деревни утопают в песке

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Восьмистам жителям Лонгбаошана остается молить бога Небес (лао тиани): природа решила отравить им жизнь. Скрытые в горах Яншана в тени развалин Великой Стены, они были вынуждены вновь отстраивать деревню в двух километрах вниз, уже с десяток лет тому назад, в связи с угрозой оползня. В то время та же самая дюна была на 150 метров к западу

Геология. Несколько лет назад в шестидесяти километрах от Пекина образовалась песчаная дюна. Каждый год в Китае 2400 квадратных километров земли превращается в песок

Восьмистам жителям Лонгбаошана остается молить бога Небес (лао тиани): природа решила отравить им жизнь. Скрытые в горах Яншана в тени развалин Великой Стены, они были вынуждены вновь отстраивать деревню в двух километрах вниз, уже с десяток лет тому назад, в связи с угрозой оползня. В то время та же самая дюна была на 150 метров к западу. Можно подумать - ничего серьезного. Сегодня она подошла уже на семьдесят метров к домам из красного кирпича. Массы песку 30 метров высотой каждый год приближаются на 7-10 метров под действием силы ветра. Деревня вновь в опасности. "Мы боимся, а что толку, - говорит крестьянин, чей дом ближе всех расположен к песчаному холму. - Надо бы опять перейти на новое место, но у нас нет денег. Ждем, что сделает государство". Лонгбаошан, как и сотни других деревень в Северном Китае, пораженных засухой, скоро может быть проглочен песком. За несколько десятков километров отсюда, в провинции Хебей, дома уже погребены. Колодцы высохли, горы обнажились, почва истощилась, земля превратилась в пыль, ничего больше не растет на ней.

Это явление не ново: 27% территории Китая - примерно 2.6 млн.кв. км. представляет собой пустыню, от чего страдают 110 миллионов человек. Но пустыня приближается: в 70-е годы, скорость распространения пустыни составляла 1560 кв. км. в год. В 90-е годы уровень достиг 2400 кв. км. Лонгбаошан был бы предоставлен своей печальной судьбе, если бы не близость столицы. Неожиданно жители Пекина забеспокоились, когда участились пыльные бури. В 50-е годы они повторялись каждые семь-восемь лет, в 70-е - каждые два- три года, а в девяностые - каждый год. Наконец, за две последние весны Пекин двенадцать раз укрывался в черно-желтое покрывало песка. Пустыня, возникшая из-за наступления Гоби, подошла к городу на 200 километров. Гнев пекинцев вынудил Жу Рон-джи (Zhu Rongji) совершить "тысячекилометровую инспекционную поездку", обследование форпостов в борьбе с пустыней. Так Лонгбаошан удостоился посещения премьер-министра, которое стало синонимом выделения средств. Жу Рон-джи предложил жителям деревни следующие условия: "Мы бесплатно выделяем вам зерно последующие пять лет, при условии, что вы посадите деревья". Чтобы остановить наступление песка, Пекин хочет создать защитный зеленый пояс. Предложен проект лесосева на 670 гектарах. Лонгбаошан также принял участие в выполнении плана: ровные ряды изглоданных деревьев на бесплодной земле, напоминают хрупкие прутики в порывах сибирского ветра. На бараке, напоминающем полярную станцию можно прочесть надпись "Пост лесопосадок". Борьба с пустыней? "Никто этим не занимается здесь", - уверяет Ни Да-лонг (Nie Dalong) из соседней деревни Дагученг. "И что тут сделаешь? В любом случае, люди живут здесь, это только пекинцы в ужасе".

У подножья горы, стада овец выщипывает последнюю травку. Помимо сбора леса на дрова, чрезмерной эксплуатации почвы и источников, выращивание овец - одна из главных причин опустынивания. Но для жителей региона, нет даже мысли о том, чтобы уничтожить поголовье, как того требуют власти. Посадки деревьев недостаточно, к тому же по месяцам не выпадает дождя: больше нет воды, горизонт грунтовых вод иссох, откуда взяться траве и деревьям? Но Ни Да-лонг сохраняет оптимизм. Он хочет обратить песок в золото. В двух километрах отсюда образовалась дюна еще больших размерах, ее превратили в парк аттракционов. Дюна обнесена стеной, вход стоит 20 юаней, инвесторы установили несколько юрт, привели верблюдов и монгольских лошадей, чтобы успокоить горожан. Ни Да-лонг считает, что еще лучше можно сделать в Лонгбаошане. Не так давно, район был местом императорской охоты, на лугах устраивались пикники. С помощью дюн и рекламы, Ни Да-лонг хочет создать новое место отдыха для пекинцев: "В Китае периода реформ возможно все!".