Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Часть правды о 'Курске' становится известной

Российские официальные лица признают то, что всем было известно уже давно

Часть правды о 'Курске' становится известной picture
Часть правды о 'Курске' становится известной picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские власти традиционно не говорят всю правду, когда речь идет о вопросах, которые касаются имиджа этих самых властей. Так было во время трагедии атомной подводной лодки "Курск", так происходит при освещении чеченской войны. Корреспондент американской газеты "The Chicago Tribune" считает, что признание российскими чиновниками истинных причин катастрофы "Курска" не укладывается в эту "традицию".

Пришедшие в конце прошлого месяца новости из России о том, что субмарина "Курск", вероятнее всего, погибла из-за взрыва торпеды, не поразили никого из тех, кто следил за ходом расследования с момента, когда атомная подводная лодка затонула в августе 2000 года.

Время поражаться наступило, когда российские официальные лица в докладе признали, что "Курск" не сталкивался с подводной лодкой НАТО.

Практически весь мир понял это давно, возможно, на второй день после событий с "Курском". Версия взрыва торпеды считалась наиболее достоверной с самого начала.

Однако российские адмиралы и политики придерживались версии столкновения и сопровождающей ее версии заговора. Некоторые призывали заставить бессердечных американцев заплатить, когда появились сведения, что в происшествии виновата таинственная американская подводная лодка.

Не обращайте внимания, говорят теперь русские. Там не было других подводных лодок.

Такая открытость не в стиле российского правительства.

Официальные лица, особенно из военной среды, более других сфер российского общества сохраняющей советские черты, предпочитают манипулировать информацией, а не предоставлять ее, скрывать правду вместо того, чтобы сообщать ее.

Мятежная южная республика Чечня является самым ярким, если не самым кровавым примером этому.

Российские генералы постоянно лгут об их так называемых операциях по зачистке и о злоупотреблениях, который происходят в ходе того, как войска ищут мятежников-сепаратистов, скрывающихся среди гражданского населения. Они редко и неохотно дают данные о потерях. И даже эти данные - более 4000 российских военнослужащих, погибших с октября 1999 года - воспринимаются со скептицизмом.

Другие представитель власти также информируют население по принципу - вы узнаете, когда нам это будет нужно.

Журналисты, активисты, занимающиеся проблемами окружающей среды или правами человека, должны накручивать круги вокруг бюрократов, чтобы получить хотя самые общие статистические данные или сведения. И так поступают не только власти: западные инвесторы, пытаясь разобрать балансовые отчеты российских компаний, морщат лбы над ними лбы и открывают от удивления рты.

Конечно, лгут не только российские военные. Энергетические компании так же не являются единственными, кто играет с отчетностью.

Но, тем не менее, некоторым лицам из российской верхушки должно быть, было трудно следить за дискуссиями по поводу недолго просуществовавшего Офиса стратегического влияния, который должен был предоставлять сфальсифицированную информацию средствам массовой информации и использовать выдуманные новостные сообщения в качестве оружия в борьбе против терроризма.

Почему, должны спросить русские, необходимо создавать учреждение, которое будет заниматься тем, что и так происходит само собой?

Это одна из причин, по которым сообщения о "Курске" были такими положительными и обнадеживающими.

Да, президент Владимир Путин уже уволил высокопоставленных офицеров военно-морского флота, которые сочинили или придерживались теории подводной лодки НАТО.

Да, в России велось много политических споров, которые вероятно способствовали подобному публичному признанию такой горькой правды.

Но и что с того? Высший российский чиновник в правоохранительной сфере выступил по российскому телевидению и заявил, что России некого, кроме себя, винить за гибель "Курска" и всех 118 членов экипажа. Не было никакого заговора, более реальную и более постоянную угрозу представляют лень, ложь и другие грехи.

Генеральный прокурор Владимир Устинов после посещения верфи в Баренцевом море, где исследуются останки подводной лодки "Курск", высказался прямо.

"У нас нет свидетельств того, что на месте аварии находилась подводная лодка другого государства, - заявил Устинов. - Надводные корабли, следящие за событиями по шумам, ничего не записали. На борту "Курска" мы нашли бортовой журнал с записями всей гидроакустической информации, касающейся присутствия кораблей иностранных государств┘ Изучение всех этих записей показывает, что ничего необычного не происходило ни на борту лодки, ни около нее┘"

"Вы спросите меня: "И что же это был за буй, который, как утверждается, принадлежал иностранной подводной лодке, и который видели свидетели?" Это могла быть одна из больших медуз, обитающих в Баренцевом море в это время года", - сказал Устинов.

Медуза!

"Буй иностранной подводной лодки", который видели, по сообщениям, моряки российского военного корабля в районе проведения учений, был ключевым элементом так называемых свидетельств, указывающих на причастность НАТО.

Каким-то образом, говорилось в этой версии, американская или английская подводная лодка столкнулась с "Курском", что стало причиной двух взрывов, из-за которых российская лодка ушла на дно Баренцева моря. Подводная лодка НАТО была повреждена, однако была в состоянии выпустить аварийные буи, перед тем, как отплыть - вероятно, в Норвегию - для ремонта.

Свидетельства обратного

Были приведены все реальные факты, не говоря об официальных отрицаниях Вашингтона и Лондона, чтобы опровергнуть эту теорию.

Подводная лодка должна была бы сильно пострадать от столкновения с гигантом "Курском", чье водоизмещение в 17 тысяч метрических тонн в два раза превышает водоизмещение американских или английских лодок, которые могли бы сопровождать "Курск". Российский Северный флот проводил учения в Баренцевом море, когда затонул "Курск". Учитывая, что в учениях принимали участие еще около десяти надводных и подводных кораблей, русские могли легко бы обнаружить незваного гостя.

Ничего из этого не укладывается в теорию столкновения. Их ответом была версия заговора: Путин знал, однако президент Билл Клинтон (Bill Clinton) заключил с российским руководителем сделку. Россия не должна говорить о "Курске", пока не пройдет День выборов 2000 года. В этом случае, бывший вице-президент Эл Гор (Al Gore) мог бы быть избран и┘

Остальные детали варьируются, и, что не вызывает сожаления, теряют ясность.

Самое большее беспокойство вызывал тот факт, что некоторые высокопоставленные чиновники поощряли возложение вины на НАТО без предоставления доказательств. Вице-премьер, возглавлявший расследование катастрофы "Курска", говорил о подозрительной видеосъемке. Он говорил об аварийных буях, чьи цвета не совпадали с цветами буев, применяющихся российским флотом. Он постоянно говорил, что версия столкновения не может быть исключена.

Этот заместитель председателя правительства, Илья Клебанов, теперь понижен в должности.

Жизни можно было бы спасти

Более важно, флот снял с вооружения тип торпед, из-за которых, как считается, произошел взрыв. В этих торпедах используется жидкое топливо, изготовленное из перекиси водорода, которое ни одна страна больше не использует из-за его нестабильности.

Представители военно-морского флота в прошлом месяце наконец признали, что причина того, из-за чего утонул "Курск", затрагивает не только имидж России, но и безопасность ее моряков и подводников. В конечном итоге, сказав правду с самого начала, флот мог бы спасти несколько жизней.

Что касается Путина, он также проделал долгий путь после первых дней трагедии "Курска", когда военно-морские чиновники и Кремль или молчали, или выдавали такие версии и полуправду, которые вызывали возмущение большинства россиян. И тем не менее Путин не выказывает намерения применить уроки "Курска" к Чечне или к другим острым вопросам.

Ирония последних сообщений о "Курске" заключается в том, что средство массовой информации, которое в августе 2000 года сыграло такую важную роль в раскрытии правды и принуждении флота и власти к действиям, с тех пор полностью подчинено властями. Голоса журналистов, которых многие россияне считали героями за их освещение событий трагедии "Курска", приглушены или вообще исчезли.