Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русская православная Церковь: Визит Папы в ближайшем будущем не предусматривается

Но высшие иерархи демонстрируют свою готовность к ╚конструктивному диалогу на любом уровне╩

Русская православная Церковь: Визит Папы в ближайшем будущем не предусматривается picture
Русская православная Церковь: Визит Папы в ближайшем будущем не предусматривается picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Глава сектора международных отношений московского патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл √ это самая крупная фигура в русской православной Церкви после патриарха Алексия II. В этом интервью он проясняет позицию московских Церковных иерархов по поводу все более сложных отношений с католической Церковью, а также помогает понять проблемы, с которыми постоянно сталкивается русская Церковь в пост-коммунистическом обществе

Глава сектора международных отношений московского патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл - это самая крупная фигура в русской православной Церкви после патриарха Алексия II. В этом интервью он проясняет позицию московских Церковных иерархов по поводу все более сложных отношений с католической Церковью, а также помогает понять проблемы, с которыми постоянно сталкивается русская Церковь в пост-коммунистическом обществе.

- Как складываются отношения между православной и римско-католической Церквями после решения последней учредить в России собственные епархии?

- Решение Ватикана создать на канонической территории русской православной Церкви свою централизованную систему управления, параллельную действующим структурам нашей Церкви, очень осложнило официальные отношения Москвы и Ватикана. По существу, речь идет не об административных изменениях, а о создании управления по расширению миссионерства внутри страны, которая получила крещение более двух тысяч лет назад. Понятно, что подобные акции не могут быть признаны ни чем иным, как практикой прозелитизма, абсолютно неприемлемого между Церквами. Тот факт, что официальный диалог был прерван, не означает, что русская православная Церковь избегает конструктивных отношений с католиками. К счастью, мы поддерживаем многочисленные дружеские связи с епархиями, монастырями, приходами, школами, благотворительными организациями и верующими римско-католической Церкви. Мы хотели бы продолжать эти отношения и в будущем в уверенности, что сегодняшние осложнения не окажутся решающими, и верх одержит взаимное доверие, возникшее за годы сотрудничества.

- На Ваш взгляд, возможность визита Понтифика в Россию приблизилась или отдалилась?

- Перспектива визита Папы в Москву сейчас кажется более неопределенной, чем до его решения о создании четырех епархий. Наше мнение по поводу этого визита остается неизменным: русская православная Церковь готова к встречам и переговорам на любом уровне, если эти встречи и переговоры приведут к реальному улучшению отношений между Церквами, к излечиванию существующих ран, ко благу верующих. Проблемы прозелитизма, очень остро стоящие в диалоге между католиками и православными, не являются для нас абстрактными или чисто политическими: речь идет о боли и страданиях многих верующих русской православной Церкви, и именно поэтому иерархи нашей Церкви многократно призывали Ватикан обсудить и решить открытые проблемы. В то же самое время, в центре подобного диалога должно стоять желание Ватикана преодолеть существующие расхождения и не искать новых. На сегодняшний день это желание не проявляется достаточно ясно, и в этих условиях существует риск превратить поездку Папы в Москву в акцию, не соответствующую тем надеждам, которые на нее возлагаются.

- Как сегодня в России ставится проблема свободы вероисповедания? Существует ли полная свобода для всех конфессий, в первую очередь христианских, при их уважении к православию, разумеется, или же есть факты дискриминации по отношению к некоторым конфессиям?

- Сегодня, наверное, впервые за много веков, мы живем в свободе совести. Остались в прошлом как гонения и воинствующий атеизм, так и практика государственной Церкви, когда все силы и средства религии шли на службу государственным интересам. Мы живем в государстве, не принуждающем ни к какому религиозному долгу, но принцип светскости государства не должен пониматься как полное изгнание религии из всех сфер жизни людей. Этот принцип предполагает только разделения областей компетенции Церкви и власти, их взаимное невмешательство в дела друг друга. В этом смысле ситуация в России имеет положительную динамику. Религиозные организации свободны в определении норм внутренней жизни, в осуществлении пастырской деятельности, благотворительности и тому подобного. В то же время, необходимо подчеркнуть, что безусловное равенство всех конфессий перед лицом закона не уничтожает разницу в их вкладе в историческую судьбу России, а поэтому невозможно отобрать у общества право на приоритетное социальное партнерство с традиционными конфессиями. Две трети русских неразрывно связаны с православием, как по своим религиозным предпочтениям, так и по православной традиции русской культуры, и не только из-за самого факта рождения и воспитания в православной среде, но и благодаря непрерывности историко-духовного процесса, передающегося через поколения наших православных предков. Другими словами, православная Церковь - это святилище большей части населения России, и, принимая участие в выборах в различные правительственные структуры страны на разных уровнях, православные вправе надеяться, что их религиозные предпочтения и желание жить в соответствии с этими предпочтениями встретят понимание и защиту у власти. В этом постулате нет ничего противоречащего свободе вероисповедания. Признание особой культурной роли православного христианства в формировании духовной сущности нашего народа и самого российского государства, на мой взгляд, абсолютно не может считаться дискриминацией во вред другим христианским конфессиям, и особенно католической, которая за последнее десятилетие увеличила более, чем в десять раз, число своих приходов в России, что было бы невозможно при дискриминации, особенно если вспомнить, что большинство этих приходов находятся в традиционно православных регионах. И еще: признание особой роли православного христианства - это доказательство того, что религиозная мотивация человеческой деятельности с уважением принята в обществе.

- В России, помимо христианства, широко распространен ислам. Каковы сегодня отношения между православной Церковью и мусульманами, особенно в свете исламского фундаментализма, распространенного по всему миру и, как показывает Чечня, в России тоже?

- Русская православная церковь относятся к последователям ислама с неизменным уважением. На территории России православие и ислам сосуществуют вот уже около тысячи лет. За этот долгий период ислам стал неотъемлемой частью российского общества, оказывая значительное влияние на его развитие. Во время атеистических гонений на религию православные и мусульмане часто помогали друг другу, чтобы выжить в те сложные времена. Межконфессиональное сотрудничество, основы которого были заложены в период воинствующего атеизма, выдержало испытание временем, и сейчас наши религии сохраняют и преумножают вековой опыт взаимопонимания. Все основные религиозные российские организации сотрудничают в рамках российского межконфессионального совета, созданного в 1998 году. Чеченский конфликт не смог разрушить мир между православными и мусульманами нашей страны, и теперь, когда антитеррористическая операция близится к завершению, и в Чечне устанавливается мирный порядок, очень важно восстановить христианско-мусульманский диалог в этом регионе. Мы хотим надеяться, что народ этой страдающей республики получит, наконец, возможность жить в мире и спокойствии на собственной земле.

- Современный мир принял процесс секуляризации, который не имеет ничего общего ни с атеизмом коммунистического типа, ни с язычеством нацистов. Этот процесс не только не враждебен Христианству, из чьих ценностей исходит, но и дал жизнь светской культуре. Какова ситуация с этим в России?

- Я не думаю, что секуляризация - это такой безвредный для христианства феномен. Конечно, мягкие формы этого процесса не предполагают физического уничтожения христиан, разрушения храмов и изоляции церкви от общественной жизни, как происходило в коммунистических и нацистских государствах. Однако вместе с секуляризацией, по разным причинам, целые сферы человеческой деятельности оказываются оторванными от христианства. В политике, в экономике и культуре провозглашаются специфические правила и нормы, противоречащие христианским принципам. Так, для светской культуры стали допустимыми аборты, наркомания, гомосексуальные "браки" и тому подобное. В этом светская культура проявляет свою враждебность христианству. Развитие процесса секуляризации в России имеет свои исторические особенности. В основе русской светской культуры лежит наследие предреволюционного периода с XVIII по XX век. Как и в западных странах, многие русские деятели культуры искали вдохновения в политике, экономике и науке, вне христианской доктрины. На короткий период времени, с февраля по октябрь 1917, представители этой тенденции оказались у власти. Следующий пласт российской светской культуры сформировался в советский период. Его основная тенденция состояла в полном исключении религии, как "ложной" концепции, из всех сфер жизни любыми методами. После падения советского режима роль религии в российском обществе изменилась, религиозные организации получили возможность принять активное участие в жизни общества. В последние десять лет в отношениях между церковью и светским миром проявились черты, которые восходят к двум историческим пластам секуляризации. Как по волшебству вновь возникли ассоциации воинствующего атеизма, и с новой силой зазвучали крайние требования сократить роль религии в обществе на уровне частной жизни. Сегодня представители подобных ассоциаций занимают места в правительственных структурах. Поэтому, несмотря на кажущийся расцвет религиозности в России, Церкви приходится выдерживать мелкие и крупные битвы, чтобы отстоять собственные убеждения в духовной и общественной жизни страны.