Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия с трудом расстаётся с трофеями, взятыми в Германии

Идёт к этому шаг за шагом, медленно и очень осмотрительно

Россия с трудом расстаётся с трофеями, взятыми в Германии picture
Россия с трудом расстаётся с трофеями, взятыми в Германии picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня Государственная Дума собирается решить, возвращать ли церкви Святой Марии во Франкфурте-на-Одере её витражи. У Москвы тоже есть свой счёт к Германии. Комиссия Министерства культуры России уже подготовила четыре толстых тома с перечнем сотен тысяч разрушенных или похищенных вермахтом российских произведений искусства и архитектуры, которые, естественно, тоже хотелось бы вернуть или восстановить.

Серно-желтые рога изогнуты, голова красная, как пламя в аду. Из пасти чудовища торчат клыки, на правой стороне спины - татуировка, его морда с крючковатым носом искажена. Напротив стоит Мария (Maria) с младенцем Иисусом (Jesus) на руках.

"Антихрист родился" - так называется витраж из свинцового стекла, который после шести десятилетий пребывания в специальном хранилище, впервые экспонируется на выставке в петербургском Эрмитаже. Директор музея Михаил Пиотровский выбрал для сенсационной демонстрации трофейных произведений искусства 15 из 111 витражей из церкви Святой Марии во Франкфурте-на-Одере. Как долго можно будет любоваться этими библейскими картинами-лубками, созданными между 1360 и 1370 годами, в крупнейшем музее мира, неизвестно.

Считается вероятным, что Российская Государственная Дума примет сегодня закон о возвращении вывезенных в 1946 году из Германии в Советский Союз витражей евангелической общины во Франкфурте-на-Одере. "Все препятствия устранены. Шансы на возвращение хорошие", - говорит Генрих Попов, являющийся советником Комитета по культуре Государственной Думы. Таким образом, переговорный марафон, длившийся восемь лет, подходит к завершению.

Попов рассчитывает, что парламентарии дадут свое согласие сразу в трех чтениях. Неделей позже в действие вступил бы Совет Федерации - верхняя палата российского парламента. После этого президент Владимир Путин мог бы своей подписью ввести закон в силу. Таким образом, 111 витражей могли бы оказаться снова во Франкфурте в будущем году, точно к 750-летнему юбилею города.

Витражи были созданы неизвестными мастерами в период 1360-1370 годов. При этом в своей работе они могли придерживаться метода монаха Теофила (Theophil) - средневекового мастера, работавшего по стеклу. Мелко натри "медь, зеленое стекло и греческий сапфир, размешай ингредиенты, добавь "вино или урину" и "осторожно пиши по стеклу, следуя линиям, которые ты нанес до этого на доске". Витражи были установлены в церкви Святой Марии тремя рядами высотой 20 метров. Деньги на выполнение заказа собрали граждане.

В 1943 году, когда к городу приблизился фронт, витражи были перевезены в Потсдам, в Новый дворец Сансусси. В 1945 году они оказались в руках советских офицеров-искусствоведов, которые отправили витражи на центральный скотный двор Берлина. Оттуда они были вывезены 14 августа 1946 года последним поездом с трофейными произведениями искусства в Ленинград, где витражи и исчезли в секретном хранилище Эрмитажа. Если Дума даст разрешение на их вывоз, у Путина, который отправляется в начале следующей недели в Германию, упадет камень с сердца. Ведь, проблема трофейных произведений искусства уже не первый год обременяет германо-российские отношения.

Правительство ФРГ исходит из того, что в России находится еще миллион произведений искусства, из которых 200 000 единиц имеют музейную ценность, более четырех миллионов книг и три километра архивных документов. Все эти предметы искусства являются, согласно российскому законодательству, собственностью Российской Федерации.

Между тем, Берлин отвергает так называемый закон о трофейных произведениях искусства, считая его противоречащим международному праву. Несмотря на это, именно этот закон являлся основой для переговоров о церковных витражах. Он допускает возвращение предметов церквам и жертвам нацизма и предусматривает, что Государственная Дума должна в каждом отдельном случае, касающемся "ценных" произведений искусства, принимать закон о их возращении.

Волшебное слово звучит так: "компенсация". Даже если министр культуры Юлиан Нида-Рюмелин (Julian Nida-Ruemelin) и его российский коллега Михаил Швыдкой ни разу не произнесли это слово, возвращение франкфуртских витражей стало возможным только потому, что на немецкие деньги в Новгороде реставрируется построенная в 14 столетии и разрушенная во время второй мировой войны церковь упокоения Марии.

Претензии выдвигает не только немецкая сторона. Так, комиссия российского Министерства культуры уже подготовила четыре толстых тома с перечнем сотен тысяч разрушенных или похищенных вермахтом российских произведений искусства, которых недосчитывается Москва.

Даже если франкфуртские витражи будут возвращены в Германию, московские политики считают невозможным, чтобы теперь началась кампания по возвращению трофеев. Речь, скорее, идет о политике малых шагов. В длинном перечне трофейных произведений искусства на очереди теперь архив Ратенау (Rathenau) и часть фонда библиотеки из Готы.