Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россияне протестуют против прихода неправославной веры

Проникновение римско-католической церкви в Россию стало причиной прошедших в воскресенье демонстраций в поддержку православной церкви

Россияне протестуют против прихода неправославной веры picture
Россияне протестуют против прихода неправославной веры picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Агрессивные действия католической церкви по усилению ее влияния на территории России и обращению россиян в свою веру вызывают беспокойство церковных и государственных властей. Хотя согласно Конституции Россия является светским государством, церковь получает определенную поддержку официальных властей, в том числе и в борьбе с экспансией католицизма. По мнению некоторых экспертов, это не может не вызывать беспокойства.

Сотни православных верующих выступили в воскресенье в городах по всей России в рамках "дня протеста и молитвы" против "агрессивной и экспансионистской" римско-католической церкви.

Эксперты заявляют, что Кремль, возможно, по крайней мере прислушивается в происходящим событиям. На протяжении последнего месяца российские службы безопасности без объяснения причин депортировали двух католических священников, один из которых был епископом, восстанавливавших католическую церковь в России после долгой коммунистической зимы.

"Нашей целью является защита российской государственности и нашей церкви от распространения влияния католицизма", - говорит Иван Фролов, пресс-секретарь Союза православных граждан, мирской организации, тесно связанной с православной церковью. Союз был одним из организаторов воскресных демонстраций.

Эти выступления были поддержаны небольшой центристской "Народной партией", чей лидер, руководитель фракции "Народный депутат" в Государственной Думе, Геннадий Райков, открыто выступил на прошлой неделе с критикой Ватикана, заявив: "Российское государство должно показать, что оно может защищать не только физические границы страны, но и свои духовные ценности".

На прошлой неделе епископ Джерзи Мазур (Jerzy Mazur), гражданин Польши, возглавляющий крупнейшую в мире католическую епархию, располагающуюся на обширных сибирских территориях вокруг города Иркутска, был задержан в московском аэропорту пограничниками, и его многоразовая виза была аннулирована без объяснения причин. До этого был запрещен въезд в страну итальянскому священнику, работавшему в России на протяжении десяти лет, отцу Стефано Каприо (Stefano Caprio). Католический монах Дамиан Степиен (Damian Stepien) утверждает, что московские милиционеры разорвали и выбросили в мусорную урну его паспорт, после того, как он на прошлой неделе во время уличной проверки документов сообщил им, что является католиком.

"Эта череда событий заставляет предположить, что российские власти, возможно, помогают православной церкви в ее стремлении уничтожить всякую борьбу за влияние на территории России", - говорит Камалудин Гаджиев, специалист по религии московского Института мировой экономики и международных отношений.

Правительство России не предоставило никаких объяснений по поводу своей роли в ситуации с усилением напряженности. Официальный представитель Министерства иностранных дел Александр Яковенко, комментируя высылку епископа Мазура, сказал журналистам только то, что "компетентные органы" действовали в соответствии с российским законодательством. "Основой для подобного решения послужили серьезные жалобы на деятельность высокопоставленных представителей Ватикана" в России, сказал чиновник.

В соответствии со своей постсоветской Конституцией, Россия является светским государством. Однако на протяжение более тысячи лет православная церковь была тесно связана с российской государственностью. В 17-ом веке Петр Первый упразднил пост независимого патриарха, или духовного лидера, церкви, отдав эту должность царю. Советские руководители возродили пост патриарха, однако свели роль церкви к одному из элементов государственной бюрократической машины. После распада Советского Союза, несмотря на официально провозглашенное разделение, государство и церковь сблизились.

"Так как гражданское общество в России очень слабо, православная церковь надеется на материальную поддержку и финансирование государства, - говорит Александр Колунов, преподаватель религиоведения Московского государственного университета. - Взамен церковь предоставляет государству идеологическую легитимность и помогает привить в молодежи дух патриотизма".

Согласно проведенным исследованиям примерно две трети 144-миллионного населения России считают себя православными, однако лишь незначительное меньшинство активно придерживается канонов веры. Прокатолический вебсайт оценивает число католиков в России в один миллион человек, однако эксперты заявляют, что оно, вероятно, вдвое меньше. Многие из российских католиков являются потомками поляков, литовцев и немцев, депортированных в Сибирь в советские времена. Из-за недостатка подготовленных должным образом россиян большинство католических священников, работающих в России, являются иностранцами, назначаемыми Ватиканом.

Между православной и католической церквями на протяжении более тысячи лет складываются напряженные отношения. Существует легенда, что князь Владимир, который ввел на Руси христианство в 986 году, отказался от католицизма из-за того, что центр власти этой религии находится в Ватикане, а ни один русский князь никогда не подчинялся решениям, принимаемым иностранцами.

Сегодня проблема может заключаться в том же самом. По мнению экспертов, нынешний всплеск напряжения во взаимоотношениях произошел в феврале, после того, как Ватикан решил трансформировать "папские администрации" на территории России в официальные католические епархии. "Российское государство вмешалось из-за того, что этими действиями был нарушен его суверенитет, - говорит Дмитрий Шутко, эксперт московского Института государства и права. - Ватикан учредил свои территориальные подразделения и назначил своих посланников без консультаций с российскими церковными или государственными властями".

Сторонники воскресных протестов защищают православие от несправедливой конкуренции с "агрессивно обращающей в свою веру новых сторонников католической церковью", заявляет Сергей Антоненко, редактор отдела религии консервативного исторического журнала "Родина". - Из-за сурового советского опыта у нашего народа не было времени вновь открыть для себя свою собственную религию".

Однако некоторые эксперты считают, что настоящая проблема заключается в том, что многие россияне просто не поняли значения постсоветских законов, предписывающих разделение церкви и государства, и предусматривающих свободу вероисповедания. "Православная церковь требует, чтобы российское государство выполняло свою старую роль защитника веры, и мы наблюдаем вызывающие большое беспокойство события", - говорит г-н Гаджиев.