Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россию пригласили с мороза в теплый дом

Договоренности о резком сокращении ядерных вооружений США и России и об образовании в Организации Североатлантического договора нового Совета НАТО-Россия явились двумя важнейшими мировыми событиями текущей недели

Россию пригласили с мороза в теплый дом picture
Россию пригласили с мороза в теплый дом picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Заключенная на этой неделе договоренность о сокращении ядерных боезарядов США и России является одним из самых ощутимых свидетельств новых взаимоотношений, которые выстраиваются между бывшими противниками времен "холодной войны". Другое свидетельство √ это начавшаяся вчера в Рейкьявике встреча министров иностранных дел стран НАТО, на которой было объявлено о создании Совета НАТО-Россия.

14 мая 2002 года. Почти 2 года назад, во время своей президентской избирательной кампании, в то время губернатор Джордж Буш-младший (George W. Bush) попытался укрепить свою, не особенно завидную, внешнеполитическую репутацию, предложив широкие и глубокие односторонние сокращения американского ядерного арсенала.

Поддержанный двумя бывшими государственными секретарями, Генри Киссинджером (Henry Kissinger) и Джорджем Шульцем (George Shultz), и одним будущим государственным секретарем, Колином Пауэллом (Colin Powell), г-н Буш-младший установил безошибочно точный курс для отношений между Соединенными Штатами и Россией. "Сегодня новые угрозы для безопасности Соединенных Штатов, их друзей и союзников и даже для безопасности России исходят от государств-изгоев, террористических группировок и других противников, стремящихся к обладанию оружием массового поражения (ОМП) и средствами его доставки, - заявил он репортерам в ходе редкой за время избирательной кампании остановки в Вашингтоне. - Сама Россия больше не является нашим врагом".

Заключенная на этой неделе договоренность о сокращении ядерных боезарядов на стратегических носителях, находящихся в боевом составе стратегических ядерных сил (СЯС) США и России, является одним из самых ощутимых свидетельств новых взаимоотношений, которые выстраиваются между бывшими противниками времен "холодной войны". Другое свидетельство - это начавшаяся вчера встреча министров иностранных дел стран НАТО в Рейкьявике. Здесь, в столице Исландии, 16 лет назад президент США Рональд Рейган (Ronald Reagan) и президент СССР Михаил Горбачев встретились, чтобы обсудить проблемы разоружения. Тем самым была заложена основа для того, что сегодня в Вашингтоне, кажется, рассматривается, как начало конца "холодной войны". На вчерашней встрече было объявлено о создании Совета НАТО-Россия, который, как говорят дипломаты, знаменует истинное окончание "холодной войны".

Как новый договор (о сокращении ядерных боезарядов - прим. пер.), так и Совет НАТО-Россия, быть может, имеют ограниченный практический эффект. Хотя попавшие во все газетные заголовки цифры сокращаемых в соответствии с договоренностью боезарядов представляются драматичными (ибо каждая сторона снимает с вооружения примерно 4000 ядерных боезарядов), обеим сторонам разрешено иметь на складах, разрабатывать и даже производить ядерные боеприпасы. Подробности того, как стороны станут избавляться от существующих запасов ядерного оружия, остаются неясными, в результате чего возникают опасения, что ядерные боезаряды могут попасть в руки государств-изгоев или террористов.

Но (будущий) договор, как и встреча (министров иностранных дел) НАТО, высвечивает куда более широкую политическую тенденцию в отношениях между бывшими противниками. В момент, когда г-н Буш-младший и российский президент Владимир Путин готовятся подписать в Москве на следующей неделе свой договор о контроле над вооружениями, контуры этих новых отношений представляются четкими. Еще до нападений террористов на Америку 11 сентября г-н Буш-младший и г-н Путин начали формировать тесные личные отношения. "Я посмотрел этому человеку в глаза, - сказал г-н Буш-младший репортерам в Любляне, Словения, почти год назад, - и сумел понять его душу". После 11 сентября г-н Буш-младший принял решительные меры к тому, чтобы установить существенное военное присутствие Соединенных Штатов в бывших советских республиках Средней Азии, не встретив значительного противодействия российской стороны.

На техасском ранчо г-на Буша-младшего в ноябре прошлого года два президента согласовали в принципе будущий договор о контроле над вооружениями. К концу прошлого года Соединенные Штаты объявили о своем намерении выйти из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. Это решение было встречено всего лишь приглушенной критикой со стороны России.

Рейкьявик подчеркивает, как новые американо-российские отношения дали г-ну Путину шанс изменить свою внешнюю политику, сориентировав ее на Запад. "Рейкьявик - это прежде всего желание г-на Путина получить место за столом, - говорит Янош Онишкевич (Janus Onyszkiewicz), специалист по проблемам безопасности в варшавском Центре международных отношений (Centre for International Relations) и бывший министр обороны Польши, который вел переговоры о вступлении Польши в НАТО в 1999 году. - Но, честно говоря, этот новый Совет НАТО-Россия преуспеет ровно настолько, насколько ему позволит взаимное доверие". Этой точке зрения вторит Вашингтон. "Совет НАТО-Россия - прежде всего проблема доверия и уверенности", - говорит один официальный представитель США. - Если он будет работоспособным, то сможет по-настоящему трансформировать трансатлантические отношения, положив конец десятилетиям антагонизма. От этого выиграют обе стороны. Если он окажется нерезультативным, то тем самым может быть положен конец усилиям г-на Путина в направлении интеграции его страны с Западом".

Во многих отношениях Совет НАТО-Россия напоминает тот орган, на смену которому он приходит, то есть созданный в 1997 году тогдашним генеральным секретарем НАТО Хавьером Соланой (Javier Solana) Постоянный объединенный совет НАТО-Россия. Вопросы, которые будут в повестке нового органа, от миротворческих операций и мониторинга ОМП до борьбы с международным терроризмом, примерно те же самые. Это не совсем хорошо, поскольку у Постоянного объединенного совета НАТО-Россия дела шли неважно. Он был образован накануне кризиса в Косово и перед тем, как в НАТО были приняты Польша, Чешская Республика и Венгрия в ходе расширения, которому Москва противилась. Россия в знак протеста против бомбежек Косово авиацией НАТО на протяжении большей части 1999 года воздерживалась от контактов с НАТО в рамках Постоянного объединенного совета.

В новом Совете представитель России будет иметь равные права с 19 послами стран НАТО, однако НАТО по-прежнему сохранит за собой право вырабатывать общую позицию перед заседаниями "двадцатки", где впервые послы стран альянса и представитель России получат места за столом в алфавитном порядке. "Альянс будет иметь возможность по общему согласию его членов направлять вопросы на рассмотрение Совета НАТО-Россия", - говорит заместитель государственного секретаря США по политическим вопросам Марк Гроссман (Marc Grossman).

Аналитики в Вашингтоне полагают, что настоящей проверкой для новых американо-российских отношений станет саммит в Москве, в ходе которого два президента должны обсудить вопросы, касающиеся борьбы с терроризмом, Средней Азии и торговых отношений, включая нефть. Селеста Уолландер (Celeste Wallander) из Центра стратегических и международных исследований (Centre for Strategic and International Studies) говорит: "Реальный успех саммита на стратегическом уровне будет достигнут, если он поможет сближению американо-российских позиций в вопросах Евразийской безопасности и стабильности, а также и на экономическом фронте".

Роды Совета НАТО-Россия были трудными. Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) не проявил энтузиазма, когда в ноябре прошлого года премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) выдвинул идею новых отношений с Россией. Американские дипломаты говорят, что министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) и советник г-на Буша-младшего по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), несмотря на тесные связи г-на Буша-младшего с г-ном Путиным, какое-то время старались раздавить эту идею в зародыше. Их главной тревогой, которую разделяли также члены НАТО из Центральной Европы, было то, что новый совет позволит России пролезть в НАТО через черный ход, вызвать раскол среди союзников и наложить вето на военные решения альянса. "Вопрос упирался во взаимное доверие и в то, как бывшие противники по "холодной войне" станут рассматривать друг друга, - говорит один официальный представитель НАТО. - Вашингтон внезапно был напуган нашими контактами с Россией. Однако после 11 сентября г-н Путин сделал все от него зависевшее, чтобы поддержать Соединенные Штаты. Но в администрации Буша-младшего были люди с мышлением времен "холодной войны", которые не могли понять, почему┘ НАТО нужны новые отношения с Россией, и наоборот".

Г-ну Путину также было нелегко продать идею Совета НАТО-Россия, особенно своему министерству обороны. Многие генералы и старшие офицеры видят в НАТО пережиток "холодной войны" и угрозу безопасности своей страны. Они критически воспринимают запланированное расширение альянса - в ходе которого в НАТО должны быть приняты, в том числе, три бывшие прибалтийские советские республики - и глубоко недовольны военным присутствием Соединенных Штатов в Средней Азии. Пока что, однако, г-ну Путину удается обходить сопротивление министерства обороны, сохраняя свой твердый контроль над ходом переговоров. Если Совет НАТО-Россия заработает, говорят дипломаты НАТО, то г-н Путин может даже использовать органы военного планирования НАТО для реструктуризации своего министерства обороны. Специалист по проблемам безопасности из Института Карнеги в Москве Дмитрий Тренин говорит, что отношениям нужен "план действий, чтобы придать им момент движения. Специальной частью этого плана должен стать вопрос о потребностях России для осуществления ее военной трансформации". Официальные представители НАТО с этим соглашаются, но говорят, что еще слишком рано для г-на Путина ступать на этот путь или же для НАТО делать подобные предложения. "Мы все еще находимся на этапе реструктуризации наших собственных министерств обороны, - заявляет генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон (George Robertson). - Поэтому нам не следует выступать в роли Великого Запада, который указывает России на ее недостатки". НАТО и Россия начали сотрудничать. "Мы только что открыли центр переподготовки для (отставных) офицеров российской армии в Москве, - говорит лорд Робертсон. - И мы вскоре откроем военную миссию связи".

Но, настаивая на улучшении сотрудничества и приветствуя создание Совета НАТО-Россия перед лицом внутреннего сопротивления, российский президент поднял планку ожиданий. "Г-н Путин рискует своим личным авторитетом, - говорит один посол в НАТО. - "Когда министерство обороны дышит у него за спиной, он не может себе позволить неудачу. Но этого не может себе позволить и НАТО".