Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Тревожные сны демократического гиганта

Терроризм XXI века тревожит спящего демократического гиганта: он находится на темной стороне системы, отрицает свободу и солидарность

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Гигант должен заново утвердить свои фундаментальные принципы: религиозные, общественные и демократические. Их следует объяснить ученикам младшей школы, подросткам из средней школы, студентам вузов и гражданам, расколотым и полиморфным семьям, политикам и предпринимателям. Эти гигантские цели должны войти в плоть и кровь общества. Нет, западный мир больше не знает, зачем он живет

Арман Ломбар (Armand Lombard), президент "Ganilem", женевской организации помощи новым предприятиям, жалуется дремотное состояние западных демократических систем, на отсутствие видения будущего. Западные демократии сосредоточились на деталях, но забывают о стратегическом и дальновидном мышлении, и тем самым открывают дорогу терроризму XXI века

Западный мир больше не может отличить гигантов от карликов. "Можно потратить жизнь на войну с гигантами, но чаще всего она проходит в перечислении имен карликов", - предупреждает Умберто Эко (Umberto Eco). Мы засыпаем на подушках фундаментальных понятий, но их смысл нечасто приходит нам на ум, нас восхищает прагматизм и прожигание жизни, решения, которым грош цена. Мы больше не понимаем основ, но стали чрезвычайно изворотливы в деталях и словесных перепалках, будь то в семейной жизни, в бизнесе или в большой политике. Соединенные Штаты, например, заменили "железный занавес" на "ось зла", отказались от глубоких размышлений и разработали непродуманную программу, начали охоту с топором за комаром. Решение карликовых задач обрело гигантский размах. Швейцария, в свою очередь, не осталась в стороне, столкнувшись с крахом одного транспортного предприятия, бросилась на баррикады, подняла тревогу, объявила всеобщую мобилизацию. Были организованы фонды помощи, стали кричать о социальной этике. Но стратегия перемещения фондов, размышление о платформе для торгового обмена с Европой, проблемы швейцарского метро или авиатранспорта - как это мелко! Запад превратился в племя крючкотворцев, занялся казуистикой и решением карликовых задач.

"Фундаментальные идеи не нуждаются в пропаганде. Они утверждают себя сами, ибо они сильны". Это утверждение влиятельного лица заставило содрогнуться интеллектуалов-гуманистов из его фракции. Политик продолжил: "В расчет следует принять, прежде всего, факты и повседневные действия". Гуманисты возмутились, они возразили: "хотя никто не отменяет важности проблем туннеля Сен-Готард, системы транспортных линий и чтения Псалтири, все же существует жизненная необходимость сосредоточиться на проблемах демократии в мире глобализации, общественного плюрализма, универсального вероучения". Основы должны периодически переосмысляться, должны соответствовать требованиям времени и эволюции общественных нужд. Следует изучать источники демократии, нужно прояснить принципы капитализма, необходимо реформировать христианское вероучение. Если этого не произойдет, то рано или поздно, система превратится в болото, экстремизм пожрет ее. Христианские церкви противятся реформе своих учений: но достаточно ли веры, этого гиганта любви, чтобы укреплять верующих и продолжать духовное обогащение Запада, если не привести ее в соответствие с изменениями мира? Классические инструменты известны: молитва, проповедь, социальная работа и наставления в вере - вековечные способы, "и у них есть достоинства, которые нельзя отрицать". Но достаточны ли они, чтобы сделать церковь динамичным институтом, превратить ее в одну из общественных сил, обратить молодежь, избавить от тоски цивилизацию, стоящую на грани хаоса? Достаточно ли прочно христианство, чтобы считаться достижением? Христианство передается на уровне генов? Или необходимо постоянно возвращаться к истокам, наполнять учение новыми значениями в свете современного беспокойства и новых надежд? Школа в Эконе, как и другие внутренние движения избрали крайние доктрины, и превратились в сектантские ответвления. Чтобы сделать учение непоколебимым, следует передать потомкам веру в лучший мир, и нужно попытаться заглянуть в него. Основы веры следует излагать живым языком, они должны быть открытыми, должны воодушевлять людей.

Терроризм XXI века тревожит спящего демократического гиганта: он находится на темной стороне системы, отрицает свободу и солидарность. Терроризм на руинах больницы в Рамаллахе, либо у подножия башен-близнецов, разрушенных Аль-Каидой, несет войну демократическому, капиталистическому и христианскому гиганту, лишенному видения будущего. Церкви теряют свои приходы, парламенты изощряются в глупых обвинительных речах. Основания для демократии на христианском Западе, однако, незыблемы: она является гражданской и общественной, она вдохновляется прошлым и обладает проектом будущего, она требует ответственности от индивидов. Необходимо вернуть смысл основным понятиям. Дети конца XX века не ведают азбуки, они получают пищу в растворе, ибо Запад не знает, какую микстуру избрать: единую Кока-Колу глобализации, или вина с различными вкусами, взращенные под солнцем, что светит во всех уголках мира. Запад не знает, что предпочесть - единую централизацию или сеть разнообразия. Возможен проект, отличный от изложенного в книге Майкла Хардта (Michael Hardt) и Антонио Негри (Antonio Negri) "Империя"; проект, согласно которому XXI век должен стать прекрасной плюралистической демократией, должен получить освобождение Божьей благодатью, должен создать мировое управление, основанное на консенсусе. Мир должен стать сетью различных творческих культур и специфических рынков. Нужна новая солидарность, новая рентабельность, нужно сделать мужчин и женщин независимыми, и одновременно взять на себя ответственность за их жизнь. Нужен проект лучшего мира, во всех широтах. Гигант должен заново утвердить свои фундаментальные принципы: религиозные, общественные и демократические. Их следует объяснить ученикам младшей школы, подросткам из средней школы, студентам вузов и гражданам, расколотым и полиморфным семьям, политикам и предпринимателям. Эти гигантские цели должны войти в плоть и кровь общества. Нет, западный мир больше не знает, зачем он живет. Да, следует напомнить ему об этом. А карликами мы займемся потом.