Объявление о двух важных соглашениях в области безопасности между Россией и Западом и приближение намеченной на эту неделю встречи на высшем уровне между президентом США Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) и президентом России Владимиром Путиным инициировали новый всплеск эйфорической риторики. Широко объявляется о том, что г-н Путин ведет Россию к "объединению с Западом"; посол администрации Буша-младшего в Москве Сэнди Вершбоу (Sandy Vershbow) на прошлой неделе говорит о том, что Соединенные Штаты и Россия "все больше становятся союзниками в полном смысле этого слова". Безусловно, новые соглашения о сокращении ядерного оружия и сотрудничестве между Россией и Организацией Североатлантического договора (НАТО) следует приветствовать, даже если оба соглашения более ценны с точки зрения политического символизма, нежели сущности. Следует приветствовать также и готовность г-на Путина сотрудничать в войне с терроризмом. Но, прежде чем манифестация любви в Санкт-Петербурге достигнет своего апогея, стоит отметить, что как во внешней, так и во внутренней политике государство г-на Путина по-прежнему разительно отличается от демократических режимов, которые являются истинными союзниками Соединенных Штатов.

Российского лидера превозносят за его отказ от противодействия дальнейшему расширению НАТО в обмен на новый механизм включения России в процесс принятия решений этого альянса. Однако, даже договорившись об этом, г-н Путин наращивает усилия Москвы по установлению политического и экономического господства над европейскими и среднеазиатскими странами вне этого альянса, начиная с Украины, Белоруссии и Молдавии в Европе и вплоть до Армении, Казахстана, Киргизстана и Таджикистана. Для того чтобы сохранить свое влияние за счет уменьшения влияния Запада, Россия поддерживает коррумпированные, антидемократические и антизападные силы во всем "ближнем зарубежье"; г-н Путин в одиночку поддерживает последнего в Европе диктатора-сталиниста Александра Лукашенко в Белоруссии. Российские войска продолжают оккупировать базы и опорные пункты в суверенных государствах Молдавия и Грузия, несмотря на обещание уйти оттуда. А г-н Путин все так же ведет свою жестокую военную кампанию против чеченцев, которую он начал в 1999 году, отвергнув призывы Запада к политическому урегулирования этой проблемы.

Г-н Вершбоу, как и другие официальные лица администрации г-на Буша-младшего, говорит об "интеграции России в западную семью демократических стран". Но Россия при г-не Путине стала менее, а не более демократической. Средства массовой информации (СМИ), которые ставили под сомнение целесообразность войны в Чечне, были раздавлены и принуждены к молчанию; критически высказывавшиеся интеллектуалы были запуганы серией сфабрикованных судебных процессов по делам о шпионаже. Провинциальные правительства были лишены властных полномочий, и власть снова сконцентрировалась в Кремле г-на Путина. Магнаты делового мира усвоили урок, что, хотя монополистская практика все еще терпима, политическая нелояльность - нет.

Поклонники г-на Путина доказывают, что он опережает свою элиту в вопросе сотрудничества с Западом, а поэтому ему не так просто контролировать такие противоречащие его политике действия других, как, например, продолжающаяся продажа Ирану российских ядерных технологий. Но личная печать г-на Путина стоит как на позиции России в отношениях с Белоруссией и Чечней, так и на ее отношениях с НАТО; просто последние привлекают больше внимания на Западе. Этот не означает, что его шаги к стратегическому сотрудничеству с г-ном Бушем-младшим не являются искренними. Но политика г-на Путина имеет больший смысл и уже не кажется такой противоречивой, если ее понимать не как революционные шаги российского Томаса Джефферсона (Thomas Jefferson- третий президент США (1801-1809) - прим. пер.), но как более прагматичные усилия расчетливого бывшего офицера Комитета государственной безопасности (КГБ) по восстановлению российского влияния в мире с использованием лучших из имеющихся средств и способов. В определенный момент это будет означать сотрудничество с самой крепким в мире демократическим режимом, которому Россия в любом случае не может сопротивляться в силу своей слабости; в другой момент это будет означать наступление на демократов и демократические ценности как за рубежом, так и дома.

Нет ничего плохого в том, что г-н Буш-младший заключает соглашения с таким лидером, или в том, что он делает все от него зависящее, чтобы Россия выглядела более похожей на западную демократическую страну. Но неправильно и опасно полагать, что "объединение с Западом" является планом г-на Путина.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.