21 мая 2002 года. Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) в ходе своего визита в Россию на этой неделе намеревается достичь многого. Он собирается увенчать своей подписью новый, радикально простой договор о сокращении ядерных вооружений, который, говорят, уместился на 3-х страницах. Он собирается обсудить окончательные условия нового сотрудничества Организации Североатлантического договора (НАТО) с Россией, соглашение о котором будет формально подписано в Риме на следующей неделе. Он собирается добавить некоторые символические штрихи к новому американо-российскому партнерству в деле борьбы с терроризмом, которое сформировалось после 11 сентября. С этой целью он, по всей вероятности, сфотографируется рядом с Лаурой (Laura) на фоне фасадов ряда великолепных царских дворцов, в то время как человек, которого президент якобы называет "Путти-Пут" (Putty-Put), будет показывать президентской чете Санкт-Петербург, его когда то славный родной город.

Президент Буш-младший собирается также дать множеству людей сильное чувство дежа-вю (deja vu - уже пережитое, фр.). В наши дни у людей короткая память, я знаю, но год 1997-й был не так уж и давно. В тот год одинаково пророссийский президент США и одинаково прозападный президент России так же смотрели друг другу в глаза, и им тоже нравилось то, что они видят. Так же решив установить новые отношения партнерства, "основанные на прочном политическом обязательстве, взятом на самом высоком политическом уровне", Билл (Bill) и Борис, предшественники Джорджа и Владимира, тоже подписали соглашение о сотрудничестве между НАТО и Россией.

В самом деле, в ретроспективе "Основополагающий акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Российской Федерацией", подписанный в Париже в мае 1997 года - иными словами, как раз 5 лет назад - представляет собой исключительно оптимистичный документ. В нем говорится об "исторической трансформации", "укреплении взаимного доверия и сотрудничества". Он "определяет цели и механизмы консультаций, сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий". Как и намеченный на эту неделю американо-российский саммит, он так же заставил многих людей красноречиво провозглашать "реальный" конец "холодной войны" и подтолкнул многих других к тому, чтобы начать гадать, а не вступит ли сама Россия - или скорее, когда вступит - в НАТО.

А затем были Косово, Чечня и споры из-за противоракетной обороны (ПРО). Потом было выдворение российских шпионов из Вашингтона. В один из моментов, когда взаимоотношения находились на низкой точке, российское правительство тоже выкинуло из Москвы представителей НАТО. В другой такой момент президент Путин отправился в Шанхай, где он и его китайский и среднеазиатские коллеги, как казалось, имели намерение сформировать своего рода азиатскую альтернативу Организации Североатлантического договора. Что по-настоящему испортило казавшиеся прекрасными американо-российские отношения, так это не одно какое-то событие, а более общая проблема. С начала 1990-х годов американская дипломатия в России пыталась "европеизировать" Россию, убеждая ее вступить в западные институты. Не менее часто Россия пыталась "русифицировать" те самые институты - или, по меньшей мере, изменить их правила в свою пользу. Возьмем для примера трудное членство России в Совете Европы, кроткой и сдержанной международной организации, которая борется за права человека в Европе. После длительной и мучительной борьбы этот совет в 2000 году приостановил членство России, воспользовавшись тем предлогом, что российские войска допускают грубые нарушения прав человека в Чечне. Через 9 месяцев, зажав хвост между ног, совет пересмотрел это свое решение, хотя мало что изменилось - как в Чечне, так и где-то еще.

Руководство Совета Европы просто отказалось от своих попыток заставить Россию подчиниться. Как сказал один их руководителей Совета Европы, альтернативой этому было "сидеть, скрестив руки, и ничего не делать". Приостановление членства России в Совете Европы не возымело действия - и поэтому России разрешили остаться, несмотря на то, что она демонстрировала вопиющее неуважение как к букве, так и к духу хартии Совета Европы.

Аналогичная проблема преследовала членство России в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), несколько более активной международной организации, которая контролирует выполнение различных европейских договоров, сыграла большую роль на Балканах и даже, выступив в качестве посредника, помогла положить конец первой чеченской войне. Как и Совет Европы, ОБСЕ тоже имеет мандат на мониторинг соблюдения прав человека и обязательство пытаться прекращать все вооруженные конфликты в Европе. Когда, на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году на это было указано Борису Ельцину - который в то время опять воевал в Чечне - он с возмущением покинул заседание и отправился домой, что напомнило всему миру Никиту Хрущева, стучавшего ботинком по столу в Организации Объединенных Наций (ООН).

Имеются и другие примеры, одним из наиболее примечательных является Международный валютный фонд (МВФ), который в 1990-х годах фактически изобрел новую форму займов без всяких условий исключительно для России, чтобы не обижать российских чувств. Результат - миллиарды долларов, бесполезно растраченных на богатую нефтью и минералами страну, которая не хотела сама себе помочь - слишком хорошо известен, чтобы распространяться на эту тему. "Мы - великая страна, - сказал однажды Борис Ельцин, пренебрежительно отзываясь о традиционных экономических требованиях МВФ, - и не вам указывать, что мы должны делать".

По крайней мере, до настоящего времени это отношение составляло сердцевину всей проблемы. Российский истеблишмент был готов вступить в западные клубы - если только западные члены не станут на деле применять все правила этих клубов, будь то политические или экономические, к России. Россия была попросту слишком великой страной, чтобы чувствовать себя связанной разговорами о правах человека, которые в договорах прописаны петитом; слишком великой страной, чтобы с ней обращались как с какой-то прежней банановой республикой, страдающей от хронического кризиса. Не удивительно, что столь многие русско-западные, русско-американские и русско-натовские партнерства, инициативы и проекты постиг печальный конец.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.