Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Западня для Калининграда

Россия должна заставить ЕС снять капканы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До недавнего времени, говорится в одном из внутренних документов ЕС, Москва проявляла нежелание обсуждать тяжёлые технические детали, которые возникают для Калининградской области в связи с расширением ЕС. Действительно, российские политики предпочитают играть дипломатическими мускулами. Дескать, надо делать ставку на американцев, поскольку с европейцами одни проблемы.

Россия в вопросе о будущем статусе анклава в лице Калининградской области создала угрожающий фон. Сделано это для того, чтобы добиться на сегодняшней встрече в верхах Европейского союза и России максимальных уступок. Москва настаивает, прежде всего, на безвизовом передвижении граждан из Калининградской области и обратно через территорию Литвы. Для этого предлагается создать "коридор". Несчастливым для новейшей европейской истории является не только выбор этого слова - Европейский союз уже давно дал ясно понять России, что не приемлет это предложение, поскольку Брюссель не может делать исключения для отдельных государств Шенгенской зоны, в которую с 2004 года войдут после своего вступления в Европейский союз Литва и Польша. Переговоры по калининградскому вопросу зашли в тупик и грозят привести к провалу саммита в Москве.

В связи с тем, что Брюссель подтвердил свою позицию по Калининграду во время встречи с российской стороной в середине мая, министр иностранных дел России обвинил вчера ЕС в том, что тот не проявляет интереса "к обеспечению нормальной жизнеспособности Калининградской области после расширения ЕС". Во всяком случае, Россия "не видит никаких практических шагов в этом направлении".

Москва, однако, считают европейские дипломаты, опоздала. Соответствующие переговоры ЕС с Литвой и Польшей завершены, обе страны введут с 1 июля 2003 года для граждан Калининградской области визовый режим. Брюссель, правда, дал понять, что собирается сделать действующие для государств Шенгенской зоны правила максимально гибкими, в частности, что касается введения многократных транзитных виз, их ускоренного оформления и небольшой стоимости. Но там хотят предотвратить, чтобы обнищавшая Калининградская область превратилась в брешь для вторжения контрабанды и преступности. В связи с этим России обещана широкая финансовая помощь для обеспечения безопасности границ и одновременно такой реконструкции пограничных объектов, которая бы позволяла максимально оперативное оформление въезжающих и выезжающих граждан.

Тому, что Брюссель рассматривает как определенную массу отдельных деталей проблем технического плана, Россия, очевидно, хочет придать характер принципиального вопроса отношения к Европейскому союзу. Германия при этом должна помочь добиться желаемого прорыва. На этой неделе депутаты бундестага в разговорах с российскими парламентариями в Москве услышали, что Германия, мол, несет особую ответственность, так как, говоря о Калининградской области, речь все же идет о северной части бывшей германской Восточной Пруссии. Эта точка зрения, правда, находится в противоречии с отказом России дать разрешение Федеративной Республике Германия на открытие генерального консульства в бывшем Кенигсберге, что, например, было позволено сделать Швеции.

Разница в уровне благосостояния по сравнению с Литвой и Польшей

Действительно, для беспрепятственного передвижения граждан и товаров из Калининградской области и наоборот еще существуют значительные трудности. Так, по данным российской стороны, в настоящее время заграничные паспорта имеют 250 000 из 947 000 жителей региона. Российские государственные органы утверждают, что сейчас они в состоянии оформлять в год не более 50 000 паспортов. Литовские и польские консульства в настоящее время тоже не видят возможности оформлять соответственно более 150 000 и 50 000 виз ежегодно. Брюссель высказал готовность помочь в этих вопросах при условии, если будет достигнуто согласие с Москвой.

В 2001 году было зарегистрировано девять миллионов переходов границы с Польшей и Литвой, ее проследовали три миллиона автомобилей. Брюссель оказывает сейчас помощь в модернизации пограничных переходов в рамках программ, рассчитанных на десять лет. Однако не нашлось страны ЕС для подготовки российских пограничников. Что касается точного прохождения границы, то Россия и Литва, в частности, договорились о ее делимитации, но пока неизвестно, когда Дума ратифицирует соответствующий закон. Проблемой для Европейского союза делает Калининградскую область, прежде всего, разница в уровне благосостояния. Доля валового внутреннего продукта, приходящаяся здесь на душу населения, составляет только 75 процентов от среднего показателя по России и половину от уровня в бедных по европейским меркам Польше и Литве. Многие жители живут за счет мелкой контрабанды. Организованная преступность рассматривает Калининградскую область в качестве удобного места для незаконной переправки людей и товаров, таких, как наркотики и оружие, в Европу. Большую проблему представляют собой инфекционные болезни, прежде всего СПИД и туберкулез. К тому же существуют значительные экологические проблемы, прежде всего, что касается водоснабжения или, например, очистки вод.

По всем этим вопросам у Брюсселя и Москвы уже есть совместные проекты. Однако большое количество вопросов остается до сих пор нерешенным. Так, ЕС настаивает на принятии закона о репатриации, чтобы быть в готовности к незаконной иммиграции. Соответствующее предложение было передано Москве в марте 2001 года, однако, Россия до сих пор не дает хода этой идее. Для Литвы транзит граждан из российской метрополии в Калининградскую область стал проблемой уже сегодня, поскольку пассажиры постоянно выпрыгивают из поездов. Чаще всего это бывают чеченцы, добивающиеся в качестве беженцев политического убежища в Литве. Литовское правительство приняло в начале месяца решение, что в будущем безвизовое передвижение в Калининград и из него должно быть исключено. Поэтому утверждения Москвы, что Литва, мол, не против создания запланированного коридора, не соответствуют действительности.

Литва, разумеется, из экономических соображений тоже заинтересована в упрощении пересечения границы. Решением проблемы могло бы быть, например, одно из предложений России, которые она временами вбрасывает, о введении национальной шенгенской визы, ограниченной по срокам 12-ю часами. Но Литва не будет заинтересована в выдаче бесплатных виз до той поры, пока русские требуют с литовцев достаточно солидную сумму за визу в Россию.

До недавнего времени, говорится в одном из внутренних аналитических документов ЕС, Москва проявляла нежелание обсуждать тяжелые технические детали, которые возникают для Калининградской области в связи с расширением ЕС. Действительно, российские политики предпочитают играть дипломатическими мускулами. Надо делать ставку на американцев, поскольку с европейцами одни проблемы, сказал считающийся политиком либерального толка Лукин по поводу отказа ЕС уступить русским в вопросе создания безвизового "коридора".