Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ставка на партнерство

Г-н Буш-младший значительно расширил рамки своих обязательств перестроить отношения между Вашингтоном и Кремлем, чтобы превратить их из противников времен "холодной войны" в "партнеров"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ходе слушаний в прошлый четверг в комитете по делам вооруженных сил палаты представителей конгресса США конгрессмен Роско Барлетт, республиканец от штата Мэриленд, призвал к осторожности. Он привлек внимание к огромному подземному объекту, находящемуся глубоко под горой Ямантау на Урале, на строительстве которого по сей день продолжают трудиться примерно 20000 рабочих. Это такой большой объект (под землей), как внутренняя территория, которую опоясывает кольцевая дорога нашей столицы. И единственное разумное использование такого рода объекта - во время или после ядерной войны. Нет другой причины для страны, настолько стесненной в финансах, как Россия, чтобы они продолжали вколачивать огромные ресурсы в предприятие вроде горы Ямантау. Русские, очевидно, полагают - судя по этому и другим признакам - что ядерная война неизбежна и может быть выиграна, и они готовятся выиграть эту войну.

30 мая 2002 года. Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) только что бросил несколько дорогостоящих добавочных фишек на стол, где ведется необычайная игра: своими визитами в прошедшую неделю в Москву, Санкт-Петербург и Рим в компании со своим российским коллегой, Владимиром Путиным, г-н Буш-младший значительно расширил рамки своих обязательств перестроить отношения между Вашингтоном и Кремлем, чтобы превратить их из противников времен "холодной войны" в "партнеров". Однако, для того чтобы эта игра дала такого рода долгосрочные дивиденды, на которые рассчитывает администрация Буша-младшего, она должна уходить корнями в трезвый реализм, базирующийся на прозрачности и практических мерах. В частности, она должна пойти дальше еще одного припадка американского энтузиазма в отношении к лидеру дня в Кремле, этого своеобразного насаждения "культа личности", которому в прошлом поддался целый ряд американских президентов. Рассмотрим некоторые из шагов, которые уже были сделаны г-ном Бушем-младшим или его предшественниками в надежде на то, чтобы поощрить систематическую и необратимую трансформацию России, шагов, которые повлекли за собой демонтаж многих инструментов, на которые Соединенные Штаты и их западные союзники полагались в деле сдерживания или противодействия своему противнику времен "холодной войны":

- Подписан новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, формализирующий параллельные, но односторонние обязательства российского и американского президентов сократить свои ядерные арсеналы примерно на две трети; он отражает взгляды г-на Буша-младшего, что взаимное устрашение уже не является управляющим принципом отношений между двумя странами.

- Россия стала своего рода приглашенным в гости членом Организации Североатлантического договора (НАТО) в соответствии с соглашением, которое даст ей важную возможность влиять на дискуссии в этой организации, но, в теории, по крайней мере, не даст права вето на решения, принимаемые другими, полноправными, членами НАТО.

- Разнообразные препятствия времен "холодной войны" для российского экономического развития уже устранены или вскоре будут устранены. Многосторонний режим, регулировавший экспорт продукции высоких технологий, имеющей военную полезность, известный как COCOM (Координационный комитет по контролю за экспортом, англ. сокр.) отменен. Меры, препятствующие зависимости европейцев от поставок российских энергоносителей, уступили место такой инфраструктуре снабжения природным газом, которая в большой мере зависит от подобных источников. Со своей стороны, Соединенные Штаты в предстоящие годы, вероятно, станут импортировать больше нефти из России и из Каспийского бассейна.

- Г-н Буш-младший пообещал также расчистить России путь к постоянному статусу нормальных торговых отношений, добившись официальной отмены поправки Джексона-Вэника (Jackson-Vanik), и использовать свое влияние, чтобы добиться признания России страной со свободной рыночной экономикой.

- То, что г-н Путин воздержался от сильных возражений против выхода Соединенных Штатов из подписанного в 1972 году Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО), скорее всего будет вознаграждено какой-то ролью сотрудничества в американской программе по противоракетной обороне. Как и обмен важной разведывательной информацией в интересах американо-российского сотрудничества в войне с терроризмом, добровольное предоставление Москве доступа к таким американским секретам было бы самым неблагоразумным, если не действительно немыслимым, до сегодняшнего дня.

Это подводит нас к большому вопросу: изменилась ли Россия достаточно к настоящему моменту, чтобы можно было ставить вопрос о введении поправок такого рода - большинство из которых будут политически, если не технически, необратимыми? В ходе слушаний в прошлый четверг в комитете по делам вооруженных сил палаты представителей конгресса США конгрессмен Роско Барлетт (Roscoe Bartlett), республиканец от штата Мэриленд, призвал к осторожности. Он привлек внимание к огромному подземному объекту, находящемуся глубоко под горой Ямантау на Урале, на строительстве которого по сей день продолжают трудиться примерно 20000 рабочих. Вот что заявил г-н Барлетт, один из немногих законодателей, являющийся настоящим ученым: "В последние годы (россияне) наращивают (там) свою активность - строят футбольные поля и прочие культурно-развлекательные сооружения, которых они не предоставляют никому другому в своем обществе. Это более важно для них, чем отдать 200 млн. долл. США за служебный модуль Международной космической станции (МКС). Это более важно для них, чем выплата денежного содержания военнослужащим. Это такой большой объект (под землей), как внутренняя территория, которую опоясывает кольцевая дорога нашей столицы. И единственное разумное использование такого рода объекта - во время или после ядерной войны. Нет другой причины для страны, настолько стесненной в финансах, как Россия, чтобы они продолжали вколачивать огромные ресурсы в предприятие вроде горы Ямантау.

Так вот, что это нам говорит о российской душе и какое предостережение это должно дать нам в отношении предположений о том, какие действия предпримет Россия в будущем? Они, очевидно, полагают - судя по этому и другим признакам - что ядерная война неизбежна и может быть выиграна, и они готовятся выиграть эту войну. Я думаю, что деятельность такого рода в России следовало бы включить в любые прогнозы того, что может, а чего не может делать Россия в любых конкретных обстоятельствах. Гора Ямантау едва ли является единственным тревожным индикатором российских намерений. В числе других индикаторов можно назвать следующие: Кремль, очевидно, продолжает тайно производить химические и биологические боеприпасы и имеет "горячую" производственную линию для новых ядерных боеприпасов. Соединенные Штаты в настоящее время ничего этого не производят. Правительство Путина продолжает маскировать истинную природу своих функций поставщика - читай, распространителя оружия - радикальному и поддерживающему террористов исламскому режиму Ирана. По свидетельству одного из самых осведомленных наблюдателей советской и российской систем Дэвида Сэттера (David Satter) из Университета Джона Хопкинса, г-н Путин также покрывает причастность служб безопасности к взрывам жилых домов, которые были использованы для оправдания геноцидных нападений на Чечню. И Москва помогает вооружать до зубов Китай, в том числе таким оружием, которое специально спроектировано и построено для того, чтобы убивать американцев.

Ничто из этого само по себе не обязательно является аргументом в пользу полного отказа от российской игры, которую ведет г-н Буш-младший. Но эти факты - в особенности в своей совокупности - все же свидетельствуют в пользу необходимости настаивать на прозрачности, касающейся поведения Кремля, и в пользу дисциплинированного подхода со стороны Запада к тому, чтобы направленные на включение России в наше сообщество меры были обусловлены ощутимыми переменами в поведении, а не просто благими пожеланиями или слепой верой в людей вроде Владимира Путина.