Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Малый бизнес в России

Сумеет ли Россия, наконец, реализовать тот потенциал, который от нее ускользал многие столетия?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На протяжении многих лет мы все слышим о тех трудностях, которые стоят на пути развития малого предпринимательства в России, начиная с борьбы против мафии и кончая тем, что приходится затрачивать многие недели только на то, чтобы зарегистрировать новое предприятие. Но главное здесь - это настойчивость и неутомимость российских предпринимателей в преодолении стоящих перед ними трудностей.

Г-н Бюске, в прошлом служащий Европейского банка реконструкции и развития, является сегодня банковским консультантом в Нью-Йорке и членом наблюдательного совета банка КМБ

4 сентября 2002 года. Цена акций нефтяных и газовых гигантов России за последний год подпрыгнула более чем на 100%, а индекс активности российской фондовой биржи вырос на 60%. Сумеет ли Россия, наконец, реализовать тот потенциал, который от нее ускользал многие столетия? Ответ лежит не только в соотношении рыночной цены акции к чистой прибыли в расчете на одну акцию в крупных компаниях, но также и в сфере малого бизнеса, которому не придают большого значения. На протяжении многих лет мы все слышим о тех трудностях, которые стоят на пути развития малого предпринимательства в России, начиная с борьбы против мафии и кончая тем, что приходится затрачивать многие недели только на то, чтобы зарегистрировать новое предприятие. Но главное здесь - это настойчивость и неутомимость российских предпринимателей в преодолении стоящих перед ними трудностей.

По результатам недавнего исследования, проведенного в рамках осуществляемой под эгидой Европейской комиссии программы "Тасис"( Tacis - программа содействия развитию гармоничных и прочных экономических и политических связей между Европейским Союзом (ЕС) и новыми независимыми государствами Европы и Монголией - прим. пер.), на долю российских малых и средних предприятий - компаний с числом работающих менее 250 человек - приходится 40% общей суммы российских доходов от продаж и, по меньшей мере, 45% общей численности работающих. С учетом того, что частное предпринимательство в России было узаконено всего 15 лет назад, эти цифры выглядят вполне солидно в сравнении с данными для стран ЕС, где на долю малого и среднего бизнеса приходится 56,7% общей суммы доходов от продаж и 65,8% общей численности работающих.

Малый бизнес в России больше и важнее, чем думают многие. По оценке российского Рабочего центра экономических реформ (The Russian Working Center for Economic Reform), 35% малых предприятий относятся к сфере розничной торговли (включая рестораны и бары), 21% - к производственной сфере и 21% - к сфере строительства. Примерно третья часть российских малых предприятий размещается в Москве, а еще 25% действуют в семи регионах, при этом наибольшие концентрации активно действующих предприятий отмечаются в Самаре и Нижнем Новгороде.

В России еще возможен куда более сильный бум в малом бизнесе, если будут устранены остающиеся препятствия на пути его развития. Главными среди них являются высокие и непоследовательно применяемые налоги, уязвимость от официальной и неофициальной коррупции и отсутствие финансирования. Налогообложение является постоянной головной болью для российского бизнеса с момента заката коммунизма. Малый и средний бизнес особенно страдает от капризов сборщиков налогов, поскольку, в отличие от более крупных компаний, ему недостает ресурсов и опыта, чтобы от них отбиваться.

Россияне частенько предполагают, что больше - значит лучше, а поэтому власти в типовом случае затрачивали больше времени, пытаясь реанимировать "белых слонов" советской эпохи, нежели помогая следующему поколению новых предприятий. В результате малый и средний бизнес был брошен на произвол судьбы. Действуя рационально, предприятия свели к минимуму официальные показатели доходов и стали платить сборщикам налогов столько, чтобы те от них отвязались. Подобный подход гарантировал выживание, но препятствовал росту.

Действуя в рамках "серой экономики", российские малые и средние предприятия не могли получать займы, кроме как от таких же "серых" ростовщиков. А поскольку собираемые с малых предприятий налоги были невелики, российские политики продолжали игнорировать их как потенциальный источник роста экономики. По оценке "Тасис", малые и средние предприятия дают всего 10% общей суммы налоговых поступлений от продаж, несмотря на то, что на их долю приходится, как минимум, 40% всего объема продаж.

Для того чтобы разрушить этот цикл, потребовалось личное вмешательство президента России Владимира Путина. По его инициативе парламент только что одобрил изменения в налоговом законодательстве, которые имеют целью сделать налогообложение малых и средних предприятий простым, честным и прозрачным. Предприятия с числом работающих до 100 человек и максимальным годовым доходом 15 млн. руб. могут теперь платить либо 15-процентный "плоский" налог на чистую прибыль, либо 6-процентный "плоский" налог с оборота.

Коррупция создает малому и среднему бизнесу столь же сильную головную боль, что и налогообложение. Российские предприятия, в том числе малые и средние, вынуждены обзаводиться обескураживающим количеством лицензий и разрешений и страдать от бесконечных инспекций. Как и в случае с налогообложением, малые и средние предприятия меньше, чем крупные компании, подготовлены к тому, чтобы прокладывать себе дорогу в этой трясине. В результате они более уязвимы от официальной коррупции в форме правительственных инспекторов, стремящихся к получению дополнительных личных доходов, а также и от неофициальной коррупции в форме местных рэкетиров, которые предлагают им "крышу" в такой манере, от которой те не могут отказаться. Согласно недавней оценке фонда "Информатика для демократии" (Information for Democracy Foundation), малые и средние предприятия России тратят в среднем от 2000 до 4000 долл. США в год на взятки только лишь правительственным чиновникам.

В этой области также отмечаются улучшения. Число категорий бизнеса, для занятия которым необходимы лицензии, начиная с аудита и кончая производством фармацевтической продукции, сокращено с 2000 до 104. Поскольку, как свидетельствует недавнее исследование Центра экономических и финансовых исследований и разработок (Center for Economic and Financial Research) и Всемирного банка, для получения лицензии в Санкт-Петербурге требуется в среднем 70 дней (надо признать, что это наихудший случай), уменьшение числа лицензируемых предприятий явно пойдет на пользу бизнесу. В настоящее время предпринимаются усилия по централизации инспекторской деятельности, для чего создается федеральный контрольный орган, который должен упорядочить процесс инспектирования предприятий и сократить возможности для злоупотреблений.

Нехватка официальных источников финансирования остается серьезной проблемой. Однако российские предприниматели зарекомендовали себя надежными заемщиками. Международный Московский Банк (International Moscow Bank), один из крупнейших и самых престижных в России банков, недавно начал осуществлять программу выдачи кредитов для малого бизнеса, в то время как Сбербанк уже имеет значительный портфель займов для малых предприятий. Банк КМБ (KMB - банк для кредитования малого бизнеса), созданный Европейским банком реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development), имеет портфель займов для малых и средних предприятий свыше 125 млн. долл. США. Остается еще вполне достаточный простор для других банков, которые хотят разнообразить свою клиентскую базу; согласно оценке Центра ресурсов для малого бизнеса (Resource Center for Small Businesses), менее половины всех малых предприятий когда-либо обращались с просьбами о предоставлении им официальных кредитов.

Каковы главные препятствия, которые по-прежнему мешают российским малым и средним предприятиям догнать своих коллег из стран ЕС или Центральной Европы? Для изменения поведения руководителей малого и среднего бизнеса необходимо последовательно осуществлять перемены в государственном регулировании деятельности предприятий. Одномоментная регистрация нового предприятия все еще не является реалией для многих компаний, в то время как, согласно докладу Центра экономических и финансовых исследований и разработок и Всемирного банка, сокращение числа плановых инспекций привело к увеличению незапланированных инспекций.

Для того чтобы малому бизнесу стали доступны более значительные объемы кредитования, необходимо пересмотреть порядки и правила обеспечения гарантиями выдаваемых займов. Банкам необходимо создать возможности для более легкого получения обеспечения, когда они этого хотят, но их также не следует принуждать к получению обеспечения, если они не считают его необходимым.

Наконец, правительству следует изучить возможности распространения нового режима налогообложения на более крупные предприятия малого бизнеса. Таким предприятиям не нужны особые привилегии, просто меньше недоброжелательства.

Ставки в этой игре не только экономические. В своем недавнем исследовании американский профессор Тимоти Фрай (Timothy Frye) из Университета штата Огайо (Ohio State University) пришел к выводу, что руководители недавно созданных частных предприятий более склонны голосовать за партии, ориентирующиеся на рыночную экономику, чем руководители находящихся в руках государства или приватизированных компаний. Не менее важно для будущего российской демократии и то, что почти две трети руководителей новых частных предприятий считают, что ни при каких обстоятельствах не следует отменять выборы. А поэтому не теряйте надежды, если на российской фондовой бирже вдруг произойдет падение.