Москва, 18 сентября 2002 года. Борис Березовский для его врагов в России является символом "капитализма близких дружков" и политическим интриганом сродни Распутину. Начав со скромного автомобильного дилера, он в 1990-х годах, в ходе сомнительных распродаж государственной собственности, скопил огромные богатства и приобрел большую политическую власть, а 2 года назад бежал из страны, преследуемый обвинениями в коррупции.

Однако недавно сделанный кинофильм "Олигарх" может заставить некоторых россиян думать, что г-н Березовский не так уж и плох. Этот сильно разрекламированный фильм, премьера которого состоится в Москве в четверг, является жизнеописанием некоего выдуманного героя по имени Платон Маковский, бизнесмена и воротилы постсоветской эпохи. Фильм начинается с эпизода, где в автомобиль Маковского стреляют ракетой, а далее реконструируется вся его жизнь по фрагментам, которые рисуют его подъем от мелкого торговца до плутократа, имеющего телефонную "горячую линию" с Кремлем.

Хотя у героя фильма есть некоторые черты других российских магнатов, он совершенно очевидно является воплощением г-на Березовского, когда-то богатейшего - и, пожалуй, пользовавшегося самой дурной славой - бизнесмена России. Будучи в расцвете своего могущества, этот бывший математик в 1996 году помогал финансировать компанию по переизбранию в президенты России Бориса Ельцина и хвастался, что может увольнять тех премьер-министров, которые пересекают ему дорогу.

В фильме роль Березовского, этакого обольстительного, неправдоподобного, выбившегося из низов человека, исполняет русский сердцеед Владимир Машков. Когда, к примеру, этот магнат устраивает празднование своего дня рождения, он катается на слоне, дирижирует симфоническим оркестром и получает в подарок "Мисс Россию". Главный герой фильма - не ангел, но куда хуже тот противник, с которым он борется - коррумпированный, склонный к насилию и циничный Кремль.

"Березовский был для всякого Великим Сатаной, олицетворением зла, - говорит московский кинокритик Алексей Казаков. - Но, посмотрев этот фильм, можно немножко в него влюбиться". Это немалое достижение. В 1990-х годах г-н Березовский, которому сегодня 56 лет, стал для бедных и обездоленных россиян ненавистной фигурой, выражением почти безграничной власти нуворишей России. Он приобрел акции нескольких газет, нефтяной компании "Сибнефть", национальной авиакомпании "Аэрофлот" и крупнейшей в России телевизионной сети ОРТ. Он стал доверенным лицом дочери президента Ельцина, Татьяны Дьяченко, и получил место в Совете Безопасности России, который является консультативным органом при президенте страны.

Однако в 2000 году, когда к власти в России пришел Владимир Путин, поклявшийся "покончить с олигархами как с классом", фортуна отвернулась от г-на Березовского. После того как новый президент предостерег магнатов, чтобы те не вмешивались в национальную политику, г-н Березовский обвинил его в попытке превратить Россию в авторитарное полицейское государство. Когда прокуратура начала расследование его предпринимательской деятельности, г-н Березовский бежал заграницу.

Его все еще разыскивают для допроса в связи с расследованием дела о присвоении денег в "Аэрофлоте". Российские следователи также обвиняют его в финансировании и вооружении чеченских террористов. Г-н Березовский в недавнем интервью по телефону из своего офиса в Лондоне заявил, что является безвинной жертвой устроенной Кремлем "охоты на ведьм".

А тем временем г-н Березовский изо всех силы пытается улучшить свой имидж у себя на родине. Его усилия, включающие, в том числе, финансирование оппозиционной политической партии и независимые расследования против его врагов в Кремле, пока что не дают ощутимого эффекта. В ходе проведенного ранее в этом году опроса общественного мнения выяснилось, что ему доверяют всего 0,2% россиян.

Герой кинофильма "Олигарх" является таким симпатягой, что многие в Москве высказывают предположение, что это сам г-н Березовский явился инициатором и финансировал его производство, обошедшееся в 5,5 млн. долл. США, втрое больше средней стоимости производства российского кинофильма. Г-н Березовский отрицает всякую причастность к производству данного фильма, который сделан совместно Россией и Францией, признавая лишь, что он разрешил операторам снимать сцены в своем роскошном московском офисе, который он сам не имеет возможности посетить вот уже почти 2 года.

Несмотря на то, что г-н Березовский это отрицает, он имел некоторое отношение к съемке фильма "Олигарх". В основу сценария фильма был взят ставший бестселлером роман "Большая пайка" Юлия Дубова, главы фирмы "ЛогоВАЗ" - той самой дилерской фирмы, которую в начале 1990-х годов основал г-н Березовский. В этой книге, говорит глава компании "STV Productions" и продюсер фильма Сергей Селянов, "впервые описывается, как в новой России зародился капитализм".

В фильме, который должен выйти на экраны Франции в январе следующего года под названием "Nouveau Russe" ("Новый русский", фр.), показано, как главный герой в конце 1980-х годов делает свои первые шаги в капитализм, выпуская метлы и джинсы и занимаясь продажей автомобилей. Он становится богатым, посылает сына в английский пансионат и покупает замок во Франции, личный самолет и телевизионный канал. Но, когда он начинает оказывать сопротивление коррумпированному помощнику президента страны, вымогающему у него миллионы долларов, этот чиновник заказывает его убийство.

Г-н Березовский сказал, что узнает себя в Маковском - тоже в прошлом математиком - хотя он подчеркнул, что их главной общей чертой является не потворство своей склонности к вакханалиям, а "жажда быть независимым и свободным". Именно это страстное желание, добавил г-н Березовский, "движет мною всю жизнь - желание быть самим собой и самому определять свою судьбу".

Режиссер фильма Павел Лунгин (Pavel Lounguine), родившийся в России и постоянно проживающий во Франции, говорит, что его фильм "пытается показать, какой путь прошла Россия в последние 15 лет". Описывая свой фильм как сочетание фильмов "Однажды в Америке" (Once Upon a Time in America") и "Гражданин Кейн" ("Citizen Kane"), он высказывает мнение, что в нем отражены определенная ностальгия по таким выдающимся личностям, как г-н Березовский и другие магнаты 1990-х годов - и разочарование новым серым тоном в российском бизнесе и в политике. "В фильме показано, как люди боролись против государства за свои личные свободы, и как в процессе этого зародилось новое общество", - говорит он.

Найдет ли это сообщение отклик в Москве? Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции "Эхо Москвы", так не думает. "В фильме показано, что олигархи не только воруют, но также занимаются созиданием", - говорит он, - а с этим, по его мнению, не смогут согласиться многие россияне. "Большинство здешнего народа видит в олигархах вредных насекомых, которых следует уничтожать", - говорит он.

Г-н Березовский и главный герой фильма "Олигарх" при всей их схожести имеют одно критически важное различие. Когда г-н Березовский рассорился с Кремлем, он бежал из России. Платон Маковский раздумывал над тем, не покинуть ли ему страну, но затем в последнюю минуту отказался от своего намерения, полный решимости лицом к лицу встретить своих врагов. "Разверните автомобиль - я возвращаюсь в Москву", - говорит он в заключительном эпизоде фильма.

Г-н Березовский говорит, что не планирует в ближайшее время вернуться домой. "Я вернусь, - разъясняет он, - но только, когда получу приглашение от президента, а не от генерального прокурора".

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.