Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Многие власовцы предпочли возвращению на родину смерть

Американцы предлагали им бежать из лагеря

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После окончания второй мировой войны в лагере города Ландау находилось много военнослужащих армии Власова. Согласно Ялтинскому соглашению, все они должны были быть репатриированы в Россию, где им грозила очевидная смерть. Бывшие командиры российских подразделений пытались убеждать офицеров американской лагерной администрации в своих антикоммунистических взглядах и просить не отправлять их на родину. Представители советских военных миссий наведывались в занятую американскими войсками зону и в лагеря без всякого предупреждения и во время своих облав в местах содержания перемещенных лиц забирали многих людей силой

19 апреля 1945 года 2-я дивизия армии Власова получила приказ прибыть в Фюрстенфельдбрук. Совершив туда пеший переход, солдаты были погружены в вагоны для отправки на немецкий восточный фронт. К тому времени он проходил почти по границе Рейха с Чехословакией.

Маршрут проходил через Линц. Там дивизия должна была получить вооружение и снаряжение, а уж потом ее предстояло вступить в боевые действия. После этого дивизия была разбита на две части. Большая часть, включая казацкий корпус генерала Панвитца, направилась на юго-восток в направлении Словении и 12 мая 1945 года капитулировала перед британцами в районе Санта-Вайта и Клагенфурта. Но один полк пошел в северном направлении на Прагу и в середине 1945 года сдался в Ландау на Изаре в плен американцам. Одним словом, в начале мая 1945 года обе власовские дивизии находились в Чехословакии. Часть подразделений 2-й дивизии вышла в район Круммау, Будвайза и Штрахоница, занятый войсками 3-й армии США, была там разоружена и интернирована в Ландау.

Служивший во 2-й дивизии армии Власова Александр Сидоровский описывает тогдашнюю ситуацию, не предвещавшую ничего хорошего. Он пишет о том, как дивизия оказалась в буферной зоне между советскими и американскими войсками, о разоружении американцами, грубом отношении к ним как к военнопленным, о своей не лишенной приключений поездке на американском грузовике через Баварский лес в долину Изара, в DP-лагерь Ландау, который американцы, не имевшие времени, развернули там как временный.

Как и Сидоровский, большинство его товарищей тоже пытались самостоятельно пробиться в районы, занятые американцами, чтобы попасть в американский, но не русский плен. Ландау как место для DP-лагеря был для американцев благоприятным со стратегической точки зрения: это был надежный тыл в условиях еще ненадежных границ между зонами. Город к тому же расположен на равнине, а не в горах, кроме того, там имелась удобная дорожная инфраструктура. Что такое DP-лагерь? DP - это сокращение, которое использовали в работе военно-административные органы западных союзников на последнем этапе войны и в первые послевоенные годы. Оно означает - «лагерь для перемещенных лиц». Под этим, прежде всего, имелись в виду выходцы из России и стран Восточной Европы, которые были не немцами. Они попали в руки немцев в годы второй мировой войны или это были люди, бежавшие на Запад, как это сделали многие солдаты армии Власова.

Термин первоначально применялся только к гражданским лицам, но потом его распространили и на военнопленных. «Displaced» - на английском языке означает нечто, что находится на том месте, на котором оно находиться не должно. Перемещенными лицами считались люди, которые к концу войны оказались в неположенном месте. Высшей целью крупных политиков того времени, таких, как Трумэн (Truman), Черчиль (Churchill) и Сталин, было возвратить их туда, где им положено быть. Где это место, первоначально должны были определять страны, откуда эти перемещенные лица происходили. Для американцев, англичан и французов, которых это коснулось, проблем в большинстве случаев не было. Им было разрешено немедленно вернуться из Германии на Родину, и они этого хотели. Иначе обстояло дело с русскими и представителями других восточноевропейских стран. Разумеется, и многие из них хотели вернуться в Россию, и в этом им никто не препятствовал. Но многие не хотели быть «репатриированными» ни при каких условиях, то есть «быть отправленными на родину». Сталин установил в СССР страшный, человеконенавистнический режим. В коллаборационизме, сотрудничестве с Гитлером (Hitler), предательстве родины и в шпионаже подозревались почти все находившиеся за рубежом люди. Из ожидали лагеря и смертная казнь.

Уже к середине мая 1945 года на Фраммерингских болотах появился «полевой лагерь». Он находился рядом с дорогой Ландау-Клеегартен, частично на территории нынешнего промышленного района «Ландауер Визен» и общинных землях «Тальхамер Ау» и тянулся вплоть до поворота во Фраммеринг. На юге его границей были городская черта и старая плотина на Изаре. В лагере до осени 1945 года, пока они не были переведены в лагерь Платлинг, содержались представители следующих стран. В его восточной части, примыкавшей к дороге во Фраммеринг, располагались немецкие солдаты, которые не были уволены из вермахта. Одни из них оказались снова дома после войны или же они попали в руки американских войск из действующих подразделений. Многие из этих военнослужащих вермахта прибыли из Италии или Югославии, другие находились до последнего времени на аэродроме Ганакер. Для многих высокопоставленных нацистов район Изар-Инн был в конце апреля - начале мая последней пядью земли Рейха, находившейся еще в немецких руках и дававшей последнюю надежду на «Альпийскую крепость». В руки американцев здесь попали также и многие из таких неисправимых. Требовалось время, чтобы проверить политическое прошлое соответствующих личностей. Для этого и было необходимо пребывание в лагере.

Простые немецкие солдаты получали свою желанную справку об освобождении ("Discharched") в казармах «Ландсхутер Шох» уже через несколько недель лагерного заключения. У бывшего заключенного Альфонса Бруннера (Alfons Brunner) из Оберфраммеринга она датирована 14-м июня 1945 года.

За колючей проволокой, в строгой изоляции от немцев, в западной части лагеря, в направлении перехода через Брокель, находились представители армии Власова. По словам Ксавера Деттербека (Xaver Detterbeck), который тоже был узником лагеря Ландау в его немецкой части, среди власовских солдат было также несколько русских женщин. Эти русские военнопленные в немецкой форме сражались на немецкой стороне до самого горького конца. Они были отъявленными врагами коммунизма и диктатора Сталина. Их в случае репатриации на родину ждала верная смерть, так как они поставили перед собой цель бороться против Сталина с оружием в руках и выступали за преобразование российской империи. Все они были русскими патриотами, которые согласились воевать за немцев, поскольку те могли дать им то, что им было необходимо для своей борьбы. Сразу после поражения Германии они предложили себя западным державам, чтобы вместе бороться против Советского Союза. Но их готовность не находила отклика у американцев. В этом направлении думали лишь отдельные высокопоставленные американские военные.

Неумные действия после подписания Ялтинского соглашения

Бывшие командиры российских подразделений пытались убеждать соответствующих офицеров американской лагерной администрации в своих антикоммунистических взглядах и просить не отправлять их на родину. Но американцы заявляли, что это совершенно невозможно и нередко давали понять, что единственной возможностью для каждого в отдельности взятого является побег из плохо охраняемого лагеря. Представители советских военных миссий наведывались в занятую американскими войсками зону и в лагеря без всякого предупреждения и во время своих облав в местах заключения перемещенных лиц забирали многих людей силой.

Многие из интернированных, те, кто еще был физически на это способен, рассматривали побег как единственную возможность вырваться из ада. Отважился на это и Александр Сидоровский, он бежал и нашел поблизости убежище и работу у одного крестьянина.

Причиной такого кажущегося бесчеловечным поведения держав-победителей было подписанное в 1944 году в Крыму секретное Ялтинское соглашение, которое предусматривало многостороннюю репатриацию военнопленных. Перспектива быть депортированными в Россию приводила многих русских пленных в настоящее отчаяние, толкала на самоубийство, на членовредительство и даже на коллективное самоубийство.

Солдаты армии Власова оказались пешками в большой политике. СССР оставался еще союзником американцев и англичан. Никто сознательно не хотел принимать во внимание настоящую сущность Сталина. Скрывалось то обстоятельство, что людей хотели выдавать обществу, в котором человек не имеет вообще никаких прав. Практику принудительной репатриации подвергли в своих произведениях только два известных писателя: Джордж Оруэлл (George Orwell) и Александр Солженицын.

В своей знаменитой книге «Архипелаг Гулаг» Солженицын показывает страшную реальность в российских лагерях для врагов народа и в этом опирается на свои собственные переживания.