Москва, 3 октября 2002 года. Когда американские дипломаты пытаются предугадать, какова будет цена России за поддержку новой резолюции Организации Объединенных Наций (ООН), угрожающей Ираку применением силы, они могли бы начать всего с двух слов: Джексон-Вэник (Jackson-Vanik).

С точки зрения россиян, это должно было стать уступкой в последний раз, когда президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) хотел, чтобы президент России Владимир Путин поддержал его в войне. Вскоре после того, как в прошлом году г-н Путин разрешил американским войскам войти в Среднюю Азию, чтобы оттуда атаковать Афганистан, администрация Буша-младшего обещала снять торговые ограничения, наложенные на Россию законом, известным как поправка Джексона-Вэника.

Прошел год, американские войска остаются в Средней Азии, а поправка Джексона-Вэника сохраняется, потому что конгресс США не вынес своего решения. Сегодня, когда российские политики и выразители общественного мнения изучают итоги, выясняется, что Соединенные Штаты не сумели сдержать многие из обещаний партнерства, которые были даны после нападений террористов 11 сентября 2001 года, особенно по части укрепления экономических связей.

В момент, когда Вашингтону снова требуется помощь Москвы, все более скептически настроенные российские руководители хотят иметь гарантии, что получат что-нибудь взамен. "Мы действительно хотели бы видеть какие-то взаимные шаги", - сказал в интервью Дмитрий Рогозин, союзник г-на Путина и председатель думского Комитета по международным делам. "В российском политическом классе наблюдается сильное разочарование, в особенности в том, что касается экономической стороны вопроса", - сказал в другом интервью Андрей Кокошин, бывший советник по национальной безопасности.

Официальные лица США сказали, что это послание начинает до них доходить в ходе их бесед с россиянами относительно Ирака. "Они (россияне - прим. пер.) достаточно внятно заявляют, что в (американо-российских) отношениях не может сохраняться положение, когда одна сторона все отдает и ничего не получает взамен, - сказал один высокопоставленный представитель администрации Буша-младшего. - Я не думаю, что их озабоченность полностью оправдана, но они правы в том, что растущие отношения должны строиться на основе взаимности, и они это доказывают очень убедительно".

Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell), выступая сегодня на Американо-российском деловом совете (U.S.-Russia Business Council), сказал, что американская администрация настроена на то, чтобы освободить Россию от поправки Джексона-Вэника: "Мы прилагаем к этому все наши усилия в надежде, что вскоре эта поправка будет отменена", - сказал он.

В ООН Россия является постоянным членом Совета Безопасности (СБ) и имеет право вето. Г-н Путин будет играть одну из ключевых ролей в том, сумеют ли Соединенные Штаты добиться консенсуса в пользу новой резолюции против Ирака. В числе остальных постоянных членов СБ, Великобритания поддерживает г-на Буша-младшего, и, как говорят официальные лица администрации США, если они сумеют достичь договоренности с Россией, Франция их поддержит, а Китай - воздержится при голосовании.

Пока что сдержанная реакция г-на Путина мешает усилиям США, несмотря на телефонные звонки г-на Буша-младшего и работу американской делегации, отправленной в Москву. Г-н Путин не согласен с жестким языком подготовленного Соединенными Штатами проекта резолюции и поддерживает возвращение в Ирак инспекторов ООН по вооружениям.

Внутри страны растет разочарование дружбой г-на Путина с г-ном Бушем-младшим, поскольку многие россияне видят очень мало выигрышей от этих отношений. Г-н Путин, как считают аналитики и законодатели, хочет сохранить хорошие связи с г-ном Бушем-младшим, однако он также хочет избежать возбуждения гнева среди сторонников жесткой линии, которые утверждают, что он и так уже сделал слишком много уступок неблагодарному Вашингтону.

Г-н Рогозин призвал г-на Буша-младшего сделать уступки России. "В данный момент было бы очень важно поддержать президента Путина, который сталкивается с необходимостью доказывать правильность своего политического выбора", - сказал он.

Сомнения в отношении Соединенных Штатов пришли после года примечательных перемен. Г-н Путин был первым иностранным руководителем, кто позвонил г-ну Бушу-младшему после нападений террористов. Позднее он не только разрешил американским войскам использовать базы в Средней Азии, но также молчаливо согласился на выход Соединенных Штатов из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года и на членство в НАТО бывших советских республик Литвы, Латвии и Эстонии.

Он закрыл остававшиеся с советских времен военные базы на Кубе и во Вьетнаме, согласился на отправку американских военных советников в бывшую советскую республику Грузию и проглотил трехстраничный договор о сокращении стратегических вооружений вместо полномасштабного пакта, который был ему нужен.

В обмен, как считают россияне, г-н Путин получил очень немного. Хотя администрация США признала Россию "страной с рыночной экономикой", что стало в основном символическим жестом, и на этой неделе объявила о том, что "Export-Import Bank" предоставит кредит в 300 млн. долл. США на развитие российской нефтяной индустрии, советники г-на Путина питали куда большие надежды на помощь по восстановлению экономики России.

В целом прямые иностранные инвестиции сократились. Советский долг не был ни реструктурирован, ни прощен. Россия не приблизилась к членству во Всемирной торговой организации (ВТО). Принятое ранее в этом году г-ном Бушем-младшим решение о введении более высоких таможенных тарифов на иностранную сталь рассматривается здесь как недружественный акт.

"Российский опыт научил нас, что не следует доверять тайным американским пониманиям; они просто все время стремятся нас надуть, - сказал на состоявшейся на этой неделе конференции близкий к Кремлю политический стратег Сергей Марков. Известный политический телекомментатор Михаил Леонтьев добавил, что, когда речь заходит об обещаниях, "не говоря уже о долге благодарности и т.п. вещах, эти понятия просто отсутствуют в американской политической культуре".

Для россиян самым ярким примером является предложенная сенаторами Джексоном и Вэником в 1974 году поправка к закону о торговле, запрещающая странам, где нет рыночной экономики, иметь нормальные торговые отношения с Соединенными Штатами, если они не проводят политики свободной эмиграции. Многие годы Россия получала ежегодное освобождение от этой поправки, но здесь, в Москве, очень болезненно воспринимают то обстоятельство, что их страна по-прежнему должна подвергаться этой процедуре - в то время как Китай уже не должен.

В ходе своего саммита с г-ном Путиным в ноябре прошлого года г-н Буш-младший обещал надавить на конгресс США с целью отмены поправки Джексона-Вэника, но это обещание было похоронено возражениями демократов, которые не хотят лишаться рычага влияния во время переговоров о вступлении России в ВТО. Команда г-на Буша-младшего, как утверждает помощник одного члена конгресса США - демократа, не проявила достаточной настойчивости в лоббировании членов конгресса после Московского саммита в мае нынешнего года.

А тем временем Россия расстроила Вашингтон тем, что возобновила контакты со своими старыми союзниками, которые сегодня входят в то, что президент Буш-младший назвал "осью зла", предложив Ирану новое сотрудничество в ядерной области, заключив экономическое соглашение с Ираком на 40 млрд. долл. США и пригласив к себе лидера Северной Кореи.

Некоторые российские "ястребы" предлагают сделать подобные вопросы козырями на переговорах. "Нам следует найти возможности для создания подобных угроз и затем продать их Западу в обмен на интеграцию России в западный мир", - написал недавно Андроник Мигранян, аналитик в Совете по внешней оборонной политике.

Г-н Путин, однако, по-видимому, хочет заключить соглашение. После того, как всплыли сообщения о стоящем 40 млрд. долл. США соглашении с Ираком, запланированная церемония подписания этого соглашения была отложена. И, хотя на этой неделе в Москву для встречи с российскими энергетическими компаниями прибыл заместитель министра нефтяной промышленности Ирака, г-н Путин в последнее время уклоняется от каких бы то ни было личных контактов с Багдадом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.