22 октября 2002 года. Надпись на камне, обнаруженная в Иерусалиме и написанная языком и стилем 2000-летней давности, содержит слова "Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса" (в оригинале на арамейском языке "Ya'akov bar Yosef akhui diYeshua,", что в английском переводе выглядит как "James, son of Joseph, brother of Jesus" - прим. пер.). Вполне возможно, что это самый ранний из когда-либо найденных памятников материальной культуры, где говорится об историческом Иисусе, пришел к заключению один французский ученый после анализа этой надписи. Об этом он написал в журнале "Biblical Archaeology Review", который вышел в свет на этой неделе.

Если данная надпись является подлинной, и в ней действительно говорится об Иисусе из города Назарет, тогда это самое раннее из известных упоминаний об Иисусе вне рамок Библии. Вышеупомянутый журнал утверждает, что это "самая ранняя археологическая находка, подтверждающая библейские ссылки на Иисуса".

Другие ученые реагируют на эту находку с большей осторожностью, называя ее важной и дразнящей, но при этом заявляя, что, скорее всего, будет невозможно подтвердить наличие несомненной связи между этой надписью и центральными фигурами христианского учения.

Нельзя исключать и мошенничества, говорят они, хотя проведенное израильской геологоразведочной службой исследование не нашло никаких признаков использования современных красителей или современных режущих инструментов.

Отсутствие органических остатков, связанных с этой надписью, не позволило датировать находку с помощью радиоуглеродной методики. Однако эти слова были высечены на известняковой плите длиной 20 дюймов (1 дюйм = 2,54 см), аналогичной той, которой древние евреи накрывали кремационные урны только незадолго до наступления нашей эры и в первые столетия нашей эры. Французский ученый считает, что эта надпись сделана, скорее всего, в последние десятилетия перед разрушением Иерусалима римлянами в 70-м году нашей эры. Специалисты по библии говорят, что косвенные свидетельства в пользу связи с Иисусом сильны, но это, тем не менее, только косвенные свидетельства.

Хотя имена Иаков, Иосиф и Иисус были в то время и в том месте распространенными, как отметили несколько ученых, было бы крайне необычным видеть их в таком сочетании и с таким указанием родства, как на этой надписи.

В Новом Завете несколько раз упоминается о том, что у Иисуса был брат по имени Иаков, который после распятия Христа стал лидером нарождавшейся христианской общины в Иерусалиме. В новом издании отмечается, что живший в первом столетии нашей эры еврейский историк Иосифус (Josephus) записал, что Иакова забили камнями примерно в 63-м году нашей эры. Иаковов могло быть великое множество, но в данном случае указывается его отец, Иосиф. Хотя, надо отметить, очень редко к имени покойного прибавляли также и упоминание о том, чьим братом он являлся, если только брат не был известным человеком. Апостол Иаков, вполне возможно, хотел, чтобы в последний раз была объявлена его родственная связь с Иисусом.

Исследователь из Сорбонны Андрэ Лемейр (Andre Lemaire) утверждает, что статистическая вероятность ошибки крайне мала, и поэтому следует полагать, что в находке говорится об Иисусе из города Назарет. Другие ученые с мировыми именами подтверждают важность данной находки, которая может стать самым ранним внебиблейским подтверждением существования Иисуса Христа.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.